ЖАУЫРТАУ... НЕТ , ТЕМИРТАУ
Выехав на автомашине из Караганды в северном направлении по широкой асфальтовой дороге, за время, необходимое для того, чтобы вскипятить молоко, доберетесь до невысокой сопки Жауыртау. Эта сопка обыкновенная, покрытая ярко-рыжей ковылью, каких много в Сарыарке. Ничего в ней нет примечательного. Светло-серый фон с ярко-рыжим оттенком ковыля покрывает степь. Холмы, их тысячи, как морские волны колеблются перед глазами, и среди них, чуть-чуть повыше, как бы выделяясь, стоит особняком Жауыртау. На склонах его темнеют редкие кусты караганника и таволги. По характеру этого пейзажа трудно, даже невозможно понять, почему сопка называется Жауыртау? Откуда это название? Но не нужно искать объяснения названию этой сопки в ее внешних очертаниях. Название Жауыртау связано с народным эпосом «Козы Корпеш и Баян-сулу», передаваемым в народе из уст в уста.
Невероятно скупой Карабай, у которого снега зимой не выпросишь, нарушил обет сватовства, поскольку отец жениха Козы скончался. Карабай, уклоняясь от выполнения договора, постоянно откочевывает, убегает от Козы. Во время бегства лопнула большая саба (бурдюк с кумысом), а место, где пролился кумыс, с тех пор стали называть «Аққол», «Жайылма».
В долгой кочевке Карабай потерял сорок мощных верблюдов-наров, погибших от непосильного напряжения и голодного истощения. Наконец, он добрался до реки Аягуз, и там в его дочь Баян-сулу влюбился Кодар, сын ногайлинца Шакшак бая. Кодар задаривает Карабая богатыми подношениями, и они быстро находят общий язык. Несчастная Баян- сулу, измученная тоской по возлюбленному Козы, отправляет в далекий путь верного слугу Айбаса. Айбас садится на быстроного скакуна Бака, рожденного черной кобылицей, и спешит к Козы Корпешу, оставшемуся где-то на далекой родине. Как любовный привет Баян-сулу отправляет вместе с гонцом Айбасом золотой ларец, в который положены ее ожерелье, домбра и головной убор, украшенный перьями филина. Тяжело пришлось в долгом пути быстроногому скакуну, ведь этот путь оказался роковым даже для сорока могучих наров. Измучились конь и всадник. Не заметил Айбас, как выпали из сундука домбра и ожерелье. Места, где были потеряны эти дары привета, называются с тех пор «Домбыралы» и «Моншақты». Во время дальнейшей безумной скачки потерял Айбас шапку с перьями филина. С тех пор место, где была потеряна шапка Баян-сулу, называется «Қарқаралы». В конце концов, видимо, окончательно обессиленный изнурительной скачкой, Айбас потерял и сундук. Это место называется теперь «Алтын сандық» или «Ақшатау».
Но, верный своему слову, джигит Айбас все-таки продолжает свой путь. Быстроногий скакун устал не меньше своего хозяина, многодневная гонка в безлюдной степи подорвала силы доброго коня. Остановился он, не в силах больше сделать ни одного шага. И место, где это произошло, с тех пор называется «Тоқырауын-Жемші» (теперь река Токырауын протекает по территории Актогайского района Карагандинской области и впадает в озеро Балхаш). Айбас и на этот раз не свернул с пути. Когда конь немного отдохнул на берегу реки Токырау, Айбас снова продолжил путь. Ехал он месяц, еще неделю и тут заметил, что копыта коня потрескались, он еле держится на ногах, а на спине скакуна зияет кровавая рана, натертая седлом. Тогда он оставил своего верного друга-коня. И место это стало называться «Жауыртау». Разумеется, легенда есть легенда. Легенды повествуют о многом, и порою теряешься в догадках — верить или нет? Но все-таки в народных фантазиях есть большая доля правды, и нужно терпеливо очищать зерна истины от ярких и красочных плевел вымысла. Ведь, по существу, народная фантазия — это одна из сторон духовности народа.