Землю принимали как Мать
Не обращаясь к древней истории, рассмотрим названия географических объектов, появившихся на глазах нынешнего поколения: Темиртау (Железная гора), Жезказган (Медный пласт), Ынтымак (Единство, согласие), Женис (Победа) и др. Разве не чувствуется в них влияние историко- социального духа времени, свидетелями которого в недавнем прошлом были мы сами? Следовательно, каждый исторический период оставляет свой след на земле в виде топонимов.
Для кочевников, сумевших использовать как источник жизни обширную степь, живших в единении и гармонии с природой, сумевших органично приноровиться к смене времен года, значимость географических названий была особо важна. Как отмечал В. В. Бартольд, удивляют своей простотой, ясностью, понятностью, особой меткостью и исторической достоверностью топонимы Средней Азии, в том числе тюркских народов. Человечество в силу зависимости своего существования от земли, досконально разбиралось в ее сущности и особенностях. Кочевники веровали в Небо, Землю принимали как Мать, ибо с землей была в корне связана вся их жизнь: ее смысл, радости и беды, существование. Поэтому «кочевники местностям давали такие названия, которых не давали даже сыновьям своим» (А. Кекильбаев). Удивляют глубокий смысл, содержательная географическая память, тонкое поэтическое чутье в назиданиях Асанкайгы, искавшего Земной рай для своего народа. В этом аспекте следует рассматривать названия географических объектов как исторические факторы народного отношения народа к окружающей среде и понятия о ней, вместе с тем это и эхо разных исторических событий, имеющих отношение к жизни отдельного человека, рода, племени, народа. В географических названиях ярко выражена способность разглядеть разнообразие, неповторимую красоту природы и наслаждаться ею. Названия географических объектов, встречающихся в древнетюркской письменности, Орхоно-Енисейских надписях (VII-XI вв.), дошли до наших дней без каких-либо изменений. Этот факт говорит о необходимости заботиться о сохранности топонимов, дошедших из глубины веков без особых изменений, и относиться к ним как к «исторической памяти».
Хотя в течение многих веков образ жизни казахского народа был кочевым, его духовная сущность была стабильной, отличалась удивительным постоянством, определенностью. Такая культурно-духовная стабильность казахского народа связана с окружающей его экосистемой. Это утверждение нетрудно обосновать конкретными фактами, свидетельствами, эмпирическими примерами. Такое обоснование необходимо не только для того, чтобы оказать достоверность вышеприведенного высказывания, но и потому, что оно дает возможность на конкретных примерах развивать высказанную нами идею.