X.Консолидирующая роль казахов
Между тем, сегодня в нашем обществе есть понимание важности и необходимости знания государственного языка. Я сужу об этом по следующему факту. Бывая в регионах, я нередко вижу молодежь неказахской национальности, отлично владеющую казахским языком. Их надо повсеместно поддержать, не терять из вида. В казахскоязычные детсады и школы отдают своих детей родители самых разных национальностей. Не это ли самый красноречивый положительный показатель отношения к государственному языку?
Вообще много на эту тему говорилось. А нужно несколько практических шагов. Я поручаю Правительству в течение месяца подготовить предложения по серьезному материальному стимулированию государственных служащих неказахской национальности, владеющих государственным языком.
А для казахов должно быть обязательное требование - знание государственного языка.
Правительству также нужно пересмотреть программу по языкам, оказать серьезную поддержку школам, учреждениям по изучению государственного языка, созданию методик и учебников. Необходимо обратить особое внимание подготовке преподавателей казахского языка и их материальному поощрению.
Следует положительно оценить имеющийся опыт и поддержать русские и славянские объединения по организации курсов обучения государственному языку. Будет хорошо, если этот почин будет поддержан и другими национально-культурными центрами. А тем, кто сегодня рьяно выступает поборниками казахского языка, я предлагаю доказать это конкретной помощью этим организациям в обучении.
Далее, нам необходимо подумать о том, чтобы обучение некоторых дисциплин в школах одновременно велось и на казахском, и на русском языке. Это новая задача для всей нашей системы образования, на проработку которой необходимо время. Это нужно серьезно изучить. Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. Тому, кто пошел в 1-й класс в 1992 году, уже 21 год. Как же учили их, и каково было требование к знанию государственного языка, если они до сих пор практически не владеют казахским языком? Пройдет еще 10 лет, и мы получим молодежь, разделенную образовательными и языковыми барьерами. Я много раз говорил о том, что нельзя заставлять людей старшего поколения насильно учить язык. Остаюсь при своем мнении и сейчас.
Но молодежь в Казахстане должна знать: без знания государственного языка работать в государственных органах, сфере услуг, правоохранительных органах или судебной сфере будет невозможно. На вопросы на государственном языке придется давать ответы на том же языке. Есть время, есть возможности, есть поддержка государства - язык нужно учить для того, чтобы на необходимом уровне осуществлять свои функции. Это абсолютно нормальное и цивилизованное условие.
Мы должны приложить все усилия для дальнейшего развития госу- дарственного языка как важнейшего фактора единения всех казахстанцев. И здесь нашим ученым, лингвистам казахского языка надо работать над созданием терминов науки и современных технологий, тем более, рыночного казахского языка. Этот вопрос - срочный. Правительство должно комплексно изучить все проблемы и принять меры.
Во-вторых, положение русского языка. Можно осуждать методы, которыми прививался русский язык в Казахстане весь двадцатый век. Методами, которые привели к тому, что миллионы казахов забыли свой родной язык. Но нельзя из-за этого отказываться от массового знания русского языка казахами.
Вопрос в том, что массовое владение одним из международных языков, каким является русский, миллионами казахов есть фактор, расширяющий информационные горизонты в современном мире. В обозримом будущем русский язык будет оставаться фактором нашей конкурентоспособности.
В этом нет никаких сомнений. Поэтому уровень знания русского языка в Казахстане должен оставаться высоким.
Как видите, необходимо встречное движение в знании государственного языка и русского. Это будет служить фактором взаимоуважения и укрепления стабильности в стране.
В-третьих, в современном мире желательно, а в завтрашнем необходимо знание английского языка.
Ербол Тлешов, «Язык страны»