VI.Консолидирующая роль казахов
Сохранение своей этничности, сохранение национального - это проблема не только казахов. Это проблема всех национальных групп, населяющих нашу страну. Поэтому, когда мы говорим о государственной национальной политике, мы имеем в виду не только сохранение мирных и стабильных отношений между народами, но и сохранение и развитие самих национальных культур.
Предлагаю следующую формулу: все мы в первую очередь казахстанцы, когда речь идет о стране в целом и особенно когда мы находимся за пределами своей страны. Когда же речь идет о внутренней национальной жизни, то каждая национальная группа вправе беречь свои язык, культуру, традиции, и никто не должен этому препятствовать. Принимаем такую формулу?
Нет же такой национальности - американец. Это - географическая территория. А сколько национальностей и народов живет? Или австралийцы. Австралия - это континент, материк.
Когда мы едем на запад, мы видим, что есть китайские городки «Чайнатауны», есть японские городки, есть корейские, где сохраняют свою культуру. Они правильно считают, что вопрос сохранения языка, культуры, традиций - это вопрос этой национальности, только законы и государство не должны ему мешать и препятствовать.
А раз живешь в Казахстане и являешься гражданином - все мы казахстанцы. Давайте так договоримся, и пусть от нас это идет. Это важно потому, что Казахстан - действительно наша общая Родина. И все мы должны немало потрудиться для того, чтобы каждый из нас с гордостью мог произносить слова: «Я - казахстанец».
* * *
Чем же характерна казахстанская модель полиэтнического государства? Во-первых, необходимо признать, что одним из базовых элементов национальной политики является целенаправленное развитие казахского культурного ядра при одновременном создании всех условий для развития других этносов. Претерпев самые жестокие испытания, казахи не винят в этом другие народы, сохраняя национальную толерантность, доверие и дружбу, что является основой стабильных межэтнических отношений в стране.
У представителей других народов всегда останется право говорить на родных языках и быть понятыми. Но казахский язык будет освоен всеми национальными группами Казахстана, если мы станем продолжать политику его ненасильственного внедрения. Речь идет о ненасильственной и нефорсированной политике. Но, тем не менее, в наших образовательных программах, информационной политике мы тактично, однако неуклонно должны и будем придерживаться такого направления.
Я хочу быть правильно понятым не только казахами, но и представителями всех других народов, когда делаю упор на поддержку процессов самоидентификации именно казахского этноса. В отличие от русских, немцев, украинцев, татар, корейцев и других, казахи не могут рассчитывать, что такую задачу может поставить и решить другое государство. Вместе с тем, залог и условие ее успешного решения - закрепленное законом реальное равноправие всех других национальностей полиэтничного Казахстана.
Во-вторых, важной особенностью нашей государственной национальной политики является сознательная политика двуязычия.
Время показало, что в Казахстане мы очень точно нашли место двум самым распространенным языкам - казахскому и русскому. В результате у нас не возникло политической напряженности между их носителями именно потому, что мы осознали реальное значение этих языков в жизни всех наших народов.
При этом языки других народов не стали и никогда не будут пасынками в нашей многонациональной стране. Мы по-прежнему будем придерживаться политики сохранения и возрождения национальных языков наших народов.
В дружбе и согласии в XXI век
(из доклада на шестой сессии ДНК, 10 декабря 1999 года)
Ербол Тлешов, «Язык страны»