Связь с общественностью: внутренние и внешние коммуникации
Связи с общественностью являются объединяющим фактором для многих внешних и внутренних коммуникаций, в которую вступает организация на основе единой политики связей. Тем самым специалисты по связям с общественностью способствуют маркетинговой практике быть более эффективной, притягивая целевые аудитории к сотрудничеству с последующим переходом в социальное партнерство.
В таком случае их деятельность может привести к успешному бизнесу и процветанию предпринимательства. Но поставленная цель не всегда достигается любой ценой, зачастую благодаря правильному пониманию, что делает организация для побуждения внимания и доверия к организации со стороны общественности.
ПР-деятельность не является лекарством от всех проблем компании: она не в силах исправить бездарной политики, не устраняет слабости руководства, не гарантирует предотвращения конфликтных ситуаций, а скорее помогает выявить минусы и недостатки в системе управления компании. Каждая организация работает индивидуально, выстраивая связи с общественностью исходя из своих целей, миссии и специфики деятельности.
PR деятельность или связь с общественностью – это искусство, которое требует постоянных, спланированных усилий, имеющую цель: сформировать и поддерживать гармоничные взаимоотношения между компанией и общественностью, завоевывать понимание и доверие к организации. Что такое общественность? Это любая группа людей, которая, так или иначе, имеет отношение к организации. Существует две группы общественности: внешняя и внутренняя.
Внешняя общественность – аудитория, которая не связана с организацией.
- СМИ;
- Партнеры;
- Клиенты;
- Инвесторы.
Внешняя функция направлена на создание и поддержание положительного имиджа организации среди слоев и групп общественности, являющихся внешними по отношению к организации, на информирование о деятельности организации и о ее продуктах. Эта функция может быть направлена на общественность, которая отрицательно относится к деятельности организации. Такое отношение может быть вызвано выпуском продуктов и услуг низкого качества или их небезопасностью для здоровья, нарушением норм экологической безопасности, несчастными случаями, отдельными действиями руководителей и сотрудников организации. Обычно плохие новости в СМИ получают очень быстрое распространение, и их надо стремиться нейтрализовать.
Внутренняя общественность – люди, которые входят в состав организации.
- Служащие;
- Работники;
- Директора;
- Руководители.
Внутренняя функция направлена на создание и поддержание корпоративной социальной ответственности внутри организации. Речь идет о высокой репутации организации среди ее персонала, формировании благожелательного климата внутри организации, поддержании чувства ответственности и заинтересованности в делах администрации. В этом плане PR следует рассматривать как один из методов создания культуры организации.
Основными задачи связи с общественностью является:
- Формирование образа компании как целостного члена общества, благодаря коммуникации компании с его общественностью. Обеспечение лидирующих позиций организации в конкурентной среде.
- Повышение доверия к компании;
- Установление благоприятного психологического климата внутри компании.
- Постоянный контакт со своей целевой аудиторией.
Прежде всего компания должна изучить и учесть мнение общественности, такой анализ поможет четче выстроить цели, намерения, перспективы, устранить возможные недоразумения компании.
Неоспоримой задачей служит формирование определенного круга друзей, известных и влиятельных бизнесменов, политиков, ученных, деятелей искусства. Отзывы и сотрудничество с таким кругом людей дает несомненный рост репутации для компании. PR — деятельность можно обобщенно представить в виде двух направлений:
- изучение мнения общественности; информирование о нем руководство организации;
- создание и распространение информации, позволяющей общественности уяснить политику и деятельность данной организации.
Эти направления и определяют основные принципы PR — деятельности:
- обеспечение взаимной пользы организации и общественности; осуществление программ и политики организации через призму общественного интереса;
- честность, правдивость и открытость при работе с общественностью и средствами массовой информации;
- осуществление коммуникаций до получения результата, т.е. до тех пор, пока не будет достигнуто взаимопонимание между организацией и ее общественностью;
- осуществление коммуникаций должно быть с использованием научных методов изучения общественного мнения и междисциплинарного подхода; опираться на выводы психологии, социологии, политологии, других социально — экономических наук;
- PR — профессионалы обязаны разъяснять общественности суть проблем до того, как эти проблемы переросли в кризис;
- деятельность PR — профессионалов должна оцениваться с точки зрения единого критерия — этики поведения.
Считается, что PR выполняют три основные функции:
- контроль (целенаправленное формирование) мнения и поведения общественности с целью удовлетворения потребностей и достижения интересов организации;
- реагирование на общественность (мониторинг событий, проблем, поведения и выработка ответной программы действий с учетом полученной информации);
- достижение взаимовыгодных отношений между группами общественности внутри организации путем обеспечения их конструктивного взаимодействия, либо способствования ему.
В процессе своей деятельности компания постоянно сталкивается с деловой общественностью: с финансовыми учреждениями, местными, муниципальными и федеральными органами власти, с партнерами, собственными акционерами, покупателями и т. д.
Для достижения целей PR используются различные средства и приемы, поэтому деятельность PR-отдела можно разделить на несколько направлений:
- Работа со СМИ: в рамках этого направления PR-деятельности проводятся пресс-конференции, брифинги, пресс-туры, рассылаются пресс-релизы, написание различных PR-текстов о фирме, подготовка руководства к интервью, формирование журналистского пула;
- Организация фирмой мероприятий событийного характера;
- Выпуск печатной продукции PR: ежегодные официальные отчеты о деятельности фирмы, корпоративный журнал, пропагандистский проспект;
- PR в интернете: организация собственной веб-страницы организации, рассылка пресс-релизов по электронной почте, передача информационных материалов через списки рассылки, издание собственных электронных газет, открытие на фирменных сайтах форумов, организация интернет-конференций по вопросам, интересующим коммуникатора.
- Другие средства PR: презентации, дни открытых дверей, фотовыставки.
Основные черты PR:
- Широкий охват потребительской аудитории;
- Достоверность;
- Ориентированность на долговременную перспективу;
- Многообразие применяемых форм;
- Относительно невысокая средняя стоимость одного контакта с целевой аудиторией.
Резюмируя, нужно отметить, что PR в продвижении компании играет важную роль. На сегодняшний день в каждой успешной компании существует отдел по связям с общественностью. Наличие такого отдела вовсе не для того, чтобы следовать моде или выделяться на фоне других компаний, необходимость PR отдела вполне объективна и обоснована. Департамент по связям с общественностью отвечает за поддержания имиджа компании, ее продукции, а также формирование правильной целевой аудитории для дальнейшей успешной работы на рынке. Является хорошим инструментом повышения позитивного мнения о компании со стороны клиентов, установление качественных коммуникаций со СМИ, активное сотрудничество с другими организациями и др. Любая организация имеет свою индивидуальную корпоративную культуру, это может быть подчинение и поддержание определенных правил и норм или просто наличие основных элементов этики поведения сотрудников.
Айгерим МАКАШЕВА