Стратегическое решение Абулхайыр хана
После набега 1723 года, удачно проведенного джунгарами, юго- восточный Казахстан оказался полностью под их властью. Несмотря на это, между Старшим и Средним жузом не были прерваны важные взаимосвязи, касающиеся жизнеобеспечения народа (маршруты кочевок, летние и зимние пастбища и т.п.). Эти вопросы решались совместно, хотя в каждом жузе сидел на троне свой хан. Ханом Среднего жуза в то время был Самеке (1726-1734) — сын Тауке хана, потомок Аз Жанибека по линии Жадик султана. Ханская орда (ставка) Самеке располагалась в Туркестане. Он сформировал войско и по мере своих скромных сил оказывал сопротивление джунгарам, ориентируясь на Россию и надеясь на ее помощь и поддержку. После Самеке ханом Среднего жуза стал сын Болат хана Абильмамбет (1734-1771). Годы его правления ничем примечательным не отмечены ни во внутренней, ни во внешней политике. Так продолжалось до прихода к власти в Среднем жузе султана Абылая (Абильмансура). В это же самое время в Младшем жузе на ханском троне сидел Абулхайыр (1731-1748) — сын султана Аскена (Ажи). Абулхайыр в 1731 году дал присягу на верность русскому царю, считая, что тем самым обезопасил себя от злых ударов судьбы в условиях вероятной национальной катастрофы. Обширные земли Казахского ханства притягивали жадные взоры врагов- соседей — таких могущественных, как Россия, Китай, и мелких, как калмыки, джунгары, Бухарское ханство, Хивинское ханство. «Куда конь копытом — туда рак с клешней»: волжские калмыки и башкиры также стали предъявлять территориальные претензии. Недаром в народе говорят: «Слабого медведя даже баба свалит». Казахский народ стоял перед выбором: либо исчезнуть с лица земли, либо пожертвовать свободой ради сохранения оставшихся в живых.
По инициативе Абулхайыра 12 биев и султанов Среднего жуза, 12 биев и султанов Младшего жуза приняли подданство России. Таким образом, Россия без единого выстрела присоединила к себе громадную территорию. Коль скоро речь зашла об Абулхайыр хане, то следует сказать, что в истории Казахского ханства было два Абулхайыра. Оба они принимали участие, и причем самое активное, в общественной, политической и военной жизни страны. Первый из них — хан Младшего жуза Абулхайыр (1693-1748) — принял подданство России. В исторической литературе его принято считать потомком основателя Казахского ханства Аз Жанибека по линии султана Осека. Осек султан принадлежал к младшей ветви потомков казахских султанов. Согласно существовавшим законам и традициям, они не имели права наследовать ханскую власть. По поведениям устной степной историографии именно в этом кроются причины убийства Абулхайыра султаном Бараком. Тут лежит разгадка оправдания и помилования Барака судом биев. Бии прекрасно понимали, что Абулхайыр не имел никакого права на ханский престол (В.В. Вельяминов-Зернов. Исследование о Касимовских царях и царевичах. Ч. 2. — Сб, 1864. — С. 368-370).
Глубокий знаток родословной чингизидов, сам чингизид по происхождению, Чокан Валиханов совершенно по-другому излагает родословную Абулхайыра. «Барак хан, от него Жанибек, от Жанибека Суйюк (младший сын), от него Булекей Коян, от него Батыр хан, от него Айшуак султан, от него Ыдрыс, от него Хажы султан, от него Абулхайыр», — пишет Ч. Валиханов и дает пояснение, касающееся Абулхайыр хана: «В 1730 г. Он принял подданство России. Умер в 1748 г.» (Ч. Валиханов. Собр. соч. Т. 3. — Алма-Ата, 1964. — С. 185). В обоих документах, как мы видим, речь идет об одном человеке — Абулхайыр хане. Однако суть здесь не в том, чьим сыном он является — Осека или Суйюка. Главное — он хан Младшего жуза. Второй же Абулхайыр — сын Абдуллы султана. И в изустной степной историографии, и среди ученых-историков он известен как «қарт Абулхайыр» — «старец Абулхайыр». Абдулла был сыном ташкентского хана Турсун Мухаммеда. А Турсун Мухаммед — внучатый племянник Акназар хана (по отцовской линии). Когда Турсун Мухаммед правил Ташкентом, то вероломно нарушил клятву и за это был убит своим братом Ер Есимом. Соратник Ер Есима Маркаска жырау говорит: «Турсун... пусть каждого клятвопреступника настигнет стрела его клятвы!»
Есим хан убил своего младшего брата, но племянника не бросил на произвол судьбы. Он отдал малыша Абдуллу на воспитание своему сыну Жангиру. Когда ханом был Тауке, сын Жангира, то Абдулла как приемный сын Жангира, т.е. сводный брат Тауке, был ханом Старшего жуза. У этого Абдуллы родились два сына — Абулхайыр и Жолбарс. Когда джунгарский хан Суан Рабдан открыто заявил о планировании войны против казахов, Тауке хан в 1711 году собрал в Каракумах курултай — съезд, на котором Абулхайыр был назначен главнокомандующим всех казахских войск. В это время Абулхайыру, ставшему затем ханом Младшего жуза, было всего 17 лет. На этом курултае Богенбай из рода Канжыгалы стал полководцем казахской армии и получил звание «сардара». После смерти Абдуллы в 1721 году престол унаследовал его сын — старец Абулхайыр. Позже в годы Великого бедствия, когда Старший жуз покинул свои земли, старец Абулхайыр использовал все свои знания и опыт в военном деле, чтобы спасти свой народ. Если Абулхайыр-старец был взят на воспитание Жангиром в 1652 году, то, естественно, в 1731 году он был действительно в преклонных летах. А хану Младшего жуза Абулхайыру в то время было всего 38 лет. Известный казахский историк М. Тынышбаев пишет: «До этого места, до этого времени (начало 1730 года — примечание автора) казахи трех Орд дрались против общего врага дружно, бок о бок. Главным предводителем оставался, по-видимому, старик Абулхаир» (М. Тынышбаев. История казахского народа. — А.-А., 1993. — С. 167).
Старец Абулхайыр сложил голову в кровавой схватке в 1730 году. Тело его погребено в мавзолее Ахмеда Яссави. До настоящего времени сохранился синий надгробный камень, установленный в изголовье Старца. Сейчас этот камень находится в казанлыке (комнате с огромным казаном для жертвоприношений). Второй сын Абдуллы Жолбарс в годы Великого бедствия находился в ставке хана Среднего жуза Абильмамбета, затем у Абылая. В историческом очерке об Абылай хане Ч. Валиханов пишет: «В 1759 году Абылай посылал к русскому двору родственника своего Юлбарс-султана и просил награды». Упомянутый здесь Юлбарс-султан как раз и есть брат старца Абулхайыра Жолбарс.
Акселеу Сейдимбек, «Мир казахов»