Звуки степи
В 70-годы в Казахстане был образован фольклорно-этнографический оркестр «Отырар сазы» дирижёром которого в последующем стал Нургиса Тлендиев. Благодаря труду музыкантов коллектива и известного композитора об оркестре заговорили на весь мир. Уникальность коллектива в том, что композиции он исполнял только на старинных казахских инструментах. Своим творчеством оркестр показал все разнообразие казахской музыкальной культуры, которое должен видеть, а главное слышать каждый.
El.kz сделал подборку самых малоизвестных национальных инструментов. В этом списке не будет домбры и кобыза, хотя это также очень древние инструменты, но в силу их востребованности и, следовательно, популярности мы решили не включать их в наш импровизированный список.
«Сакпан» - первый в нашем списке. Это весьма малоизвестный инструмент особенно для тех, кто далек от музыкального фольклора. Хотя, если заглянуть в глубь происхождения сакпана, то становится понятно, что на первых порах музыкальным инструментом он не был. Обычно этот инструмент активно использовался в хозяйстве, а именно, чабаны с его помощью гоняли отары овец, а жители отпугивали птиц от посевов. Однако нашлись и те, особенно предприимчивые, кто начал его использовать в качестве аккомпанемента в группе с другими традиционными инструментами.
Так сакпан и начал свою музыкальную историю. Сакпан – ударной инструмент, работает по принципу аналогичного русского инструмента - «трещотки», то есть небольшие деревянные дощечки бьются друг об друга, тем самым издавай трескучий деревянный звук.
«Шертер» – древний трехструнный музыкальный щипковый инструмент, корпус которого обычно обтягивали кожей. На первый взгляд похож на домбру, однако меньше по размерам и часто не имел деки.
Дойдя до наших дней, он сильно поменял свой вид, также у него появились лады. Чтобы сыграть на нем нужно защипнуть струны, которые делались из конского волоса, от чего он и получил такое название «шертер». Этот инструмент был распространён у пастухов, чабаны очень любили играть на нем во время пастьбы скота. Этакое развлечение на свежем воздухе.
«Адырна» – один из древних струнных инструментов казахов. В давние времена кочевники использовали ее как тетиву лука. Поэтому изначально адырна имела форму лука, но со временем ее вид изменился. У мастеров, создававших этот инструмент была традиция стилизовать ее под звериный стиль, например, делать в виде рогов марала, архара или оленя. Интересен и способ изготовления адырна.
Сперва делалась его деревянная основа в виде животного, после как правило она обтягивалась шкурой этого же животного. Затем к рогам крепились специальные колышки на которых держались струны. Играют на адырне как на арфе, пальцами перебирая струны.
«Аса таяк» – один из самых древних инструментов, его еще называют инструментом шаманов, баксы часто его использовали в проведении различных ритуалов. Это очень простой в использовании и изготовлении инструмент. Вырезается аса таяк из цельного куска дерева в форме лопаты.
Далее мастер расписывает его узорами и орнаментами, после крепятся звучащие элементы – погремушки, издающие специфический звук. В ансамблях его используют в качестве аккомпанемента.
«Дауылпаз» - ударный казахский инструмент, по сути это разновидность барабана. В древние времена его в основном использовали батыры во время походов. Это было очень удобный способ передавать сигналы на расстоянии. Делали дауылпаз из цельного куска дерева, на который натягивались специально высушенная кожа барана. В наши дни он используется в фольклорных ансамблях. Еще один казахский инструмент схожий с «дауылпаз» - «дабыл», принцип его изготовления аналогичный, однако у дабыла приделывается рукоять.
«Жетиген» - переводится как «семиструнный», хотя сейчас мастерят его и с тринадцатью струнами. Это один из немногих струнных инструментов, который сохранил свой первозданный вид до наших дней. Инструмент имеет очень своеобразное звучание. О происхождении этого инструмента в народе сложено немало легенда, одна из которой рассказывает о старике, у которого было семь сыновей, но волею судьбы все они погибли. Именно в память о них отец смастерил такой инструмент с грустным звучанием.
Натянутые струны жетигена опираются на семь асыков, передвигая которые можно настроить инструмент. Жетиген, наверное, самый узнаваемый из нашего списка так как часто используется в концертах. Хотя совремнный жетиген имеет гораздо больше струн.
«Желбуаз» - еще один весьма своеобразный древнейший инструмент, который в наши дни практически не используется, да и у кочевников он был не очень популярен. Желбуаз относится к духовым инструментам. Если включить фантазию и посмотреть на желбуаз под другим углом, то он напоминает куклу, с руками, головой и в платье.
Делается он из выделанной шкуры козла, форма напоминает бурдюк, то есть кожаный мешок для хранения кумыса. Далее с противоположных сторон в него вставляют две трубки, через которые проходит воздух и собственно издавая звук. Несмотря на размеры желбуаз достаточно легок, для использования музыкант обычно вешал его себе на шею. Смотришь на него и находишь что-то общее с шотландской волынкой. Кстати известный казахский композитор Нургиса Тлендиев использовал желбуаз в составе легендарного оркестра «Отырар сазы», в который входили многие старинные казахские инструменты, среди которых были шертер, дауылпаз и другие.
«Шан кобыз» - очень интересный инструмент, и конечно же очень древний относится к язычковым. Изготавливают его из тонких деревянных дощечек, есть варианты и из металла. По принципу использования он напоминает «варган» или «хомус» – губной инструмент народов Сибири. Разновидности этого инструмента были у многих народов населявших Азию. «Шан кобыз» имеет своеобразный звук напоминающий голос человека. Для того чтобы извлечь этот звук человеку нужно задействовать пальцы, губы, зубы и язык. Шан кобыз довольно часто используют в национальных ансамблях в группе струнных инструментов. Стоит отметить что на шан кобызе в основном играли женщины.
«Конырау» или просто «колокольчики» - один из простейших казахских музыкальных инструментов в нашем списке. Колокольчики в музыке использовали все народы мира, казахи не стали исключением и это понятно. Ведь звон колокольчиков всегда украсит любую песню или музыкальную композицию. К тому «конырау» прост в использовании и в изготовлении. На деревянную основу мастер крепит несколько отличающихся по размеру колокольчиков. История происхождения конырау, немного напоминает «сакпан» сперва его также использовали в хозяйстве, чабаны звоном колокольчиков отпугивали хищников от овец. Несмотря на свою простоту конырау имеет семь музыкальных тонов. Колокольчики отлично сочетаются в ансамбле других инструментов.
«Дангыра» - ударный музыкальный инструмент с одной стороны обтянут кожей, имеет сходства с «дауылпаз». В старину его изготавливали разных размеров от компактных до больших более метра в диаметре. Дангыра – был излюбленным инструментом шаманов-баксы.
«Уран» - инструмент который использовали воины, поэтому в традиционных обрядовых композициях он не применялся. Уран представляет собой трубу из дерева с тремя отверстиями. Инструменты бывают разных размеров. Для красоты их украшали орнаментами и различными узорами. Звук урана довольно громкий.
«Тастауык», имеет общее происхождение с «саз сырнай». Тастауык - древний духовой музыкальный инструмент из глины, обычно имеет несколько разных по величине и расположению отверстий. Название инструмента говорит само за себя, по форме он напоминает крицу. Тастауык, это брат саз сырная и ускирика, аналогичных духовых инструментов.
«Туяктас» - инструмент, имитирующий звука стучащих копыт. Обычно иго изготавливали из дерева, но бывало, что использовали настоящее обработанные конские копыта. Такой инструмент придает атмосферу ансамблю, задет ритм, создает масштаб и делает исполнение более эффектным. Конечно современные национальные оркестры его практически не используют.