Лента новостей

«Зайцы» в автобусах: в Караганде штрафуют не только пассажиров, но и водителей

«Зайцы» в автобусах: в Караганде штрафуют не только пассажиров, но и водителей
28.02.2023 11:00 2834

Более 100 пассажиров за безбилетный проезд оштрафовали контролеры в автобусах Караганды с начала года. Такие цифры приводит самый крупный автопарк областного центра. Пассажиры к этим данным отнеслись со скепсисом. Те, кто еще несколько месяцев назад возмущался поведению кондукторов и ждал, когда же их уволят, теперь негодуют по поводу того, что в общественном транспорте стало много безбилетников, передает корреспондент ИА El.kz.

Систему электронной оплаты проезда ONAY! в общественном транспорте Караганды запустили в декабре 2021 года. Некоторое время в автобусах работали и кондукторы, и контролеры. Первые собирали деньги за проезд, вторые проверяли, как оплачивают поездки те, кто приобрел карты. В октябре 2022 года в Караганде ввели дифференцированный тариф на проезд в городском общественном транспорте — наличными люди платят почти вдвое дороже, чем электронными способами. Позже некоторые автопарки отказались от кондукторов. Претензии к ним были в основном потому, что они деньги за проезд собирали, но не выдавали билеты. Многие из них не являлись сотрудниками компаний-перевозчиков.

Вести учет пассажиропотока и выручки в таких условиях было нереально. Большинство жителей восприняли это с энтузиазмом — в автобусах стало тише, никто на весь салон не кричит, пассажиров не дергает. Были и те, кто переживал, что теперь некому запихивать людей в переполненные автобусы. В отделе коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автодорог сообщили, что более 95% платежей сегодня осуществляется электронным способом. Таким образом, обеспечена прозрачность — руководство автопарков и чиновники увидели, что в среднем в день карагандинцы совершают 220-230 тысяч поездок. Функции проверки оплаты полностью перешли к контролерам.

На линии сейчас работают две службы — сотрудники контрольно-ревизионного управления ONAY! (их ежедневно выходит около 30 человек) и автопарка № 3 — они проверяют свои автобусы, которых в городе большинство. Всего в Караганде курсируют автобусы 52 маршрутов, более 300 единиц. С 27 октября 2022 года в течение полутора месяцев контролеры ONAY! и контролеры перевозчиков проводили совместные рейды с сотрудниками местной полицейской службы по выявлению безбилетных пассажиров. Практика показала, что это не очень удобно.

Полицейские были «привязаны» к месту и не могли выполнять другую работу, водители передавали друг другу, на какой остановке стоит патруль. Сейчас работу перестроили. Контролеры заходят в автобус на любой из остановок и, если обнаружат нарушение, звонят по номеру 102. Сообщают, на каком маршруте едут, к какой остановке приближаются. Туда подъезжает патруль. Нарушителя выводят, чтобы не задерживать весь рейс, и сотрудники полиции составляют протокол.

«С начала 2023 года только наши контролеры «поймали» более сотни  «зайцев». Все они были оштрафованы. Штраф составляет 2 МРП — 6 900 тенге», — сообщили в автопарке № 3.

По данным филиала транспортного холдинга Алматы по Карагандинской области (ONAY!), в январе по части 2 статьи 622 КоАП РК «Уклонение от оплаты за проезд на общественном транспорте» составлено 11 протоколов, по части 3 статьи 623 КоАП РК «Безбилетный провоз пассажиров» — семь протоколов. Штраф для водителей составляет 5 МРП. Да, не только пассажиры «забывают» оплатить проезд в автобусах Караганды, но и водители, взяв деньги, не выдают билеты. Контролеры штрафовать ни тех, ни других самостоятельно не могут.

«При выявлении пассажира, не оплатившего проезд, контролеры должны предложить ему произвести регистрацию проезда любым удобным способом — транспортной картой, наличными, по QR, коду транспорта или SMS. В случае, если пассажир все равно уклоняется от регистрации поездки, контролер должен вызвать сотрудников МПС для оформления выявленного факта совершения адмправонарушения», — пояснили в транспортном холдинге.

Когда о рейдах с полицией только сообщили, пользователи соцсетей обрушились с критикой. Общий посыл возмущенных комментариев был таким: «Полиции больше заняться нечем?» Спустя почти четыре месяца риторика жителей изменилась. Теперь пассажиры, исправно оплачивающие проезд, хоть и недовольны работой транспортников, но считают, что ловить и наказывать «зайцев» нужно жестче. Люди стали обращать внимание на то, кто из вошедших в салон оплатил проезд, а кто прошел, сел и замечтался.

«Лично я не видела, чтобы хоть одного оштрафовали. Просто при проверке, если карта не пробита, проверяющий сам пробивает. Получается, если бы не проверяли, то эти зайцы так бы и доехали, не оплатив. Когда уже будет наказание посерьезнее?», — интересуется под постом автопарка пользователь с ником danger_diamond. Другие пользователи соглашаются с тем, что «зайцев» стало больше. «Люди сканируют QR, но не нажимают кнопку «оплатить», пока не зайдет контролер. Тупо «забивают» на оплату, если едут одну-две остановки, даже если им водитель орет», — поделился наблюдением пользователь virusz0.

Пользователи соцсетей описывают и другую ситуацию, когда, по их словам, водители на просьбу дать билет, говорят:

«Сейчас» и едут дальше. Решение проблемы в Караганде пока не нашли. Посадить в каждый автобус контролера — не выход и большие финансовые затраты для перевозчиков. От этой системы пытаются уйти и научить и пассажиров, и водителей быть ответственными.

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!