Захоронения эпохи гуннов нашли археологи при раскопках в Актюбинской области
Археологические раскопки в районе реки Киил продолжаются уже второй месяц, и по находкам можно сделать вывод, что во 2-4 веках нашей эры здесь проживали кочевые племена гуннов, сообщает El.kz со ссылкой на «Диапазон».
Бронзовое зеркало, бусы, броши, глиняные сосуды и всаднические мечи были обнаружены в погребениях. Археологи предполагают, что в святилище покоилась знатная личность, а недалеко от него, в другом захоронении, мог быть похоронен служащий.
Обнаружение остатков посуды под слоем земли указывает на то, что у гуннов была своя уникальная традиция.
Раскопки в степях Кобдинского района начались в мае, и археологи работают в палаточном лагере, начиная свои рабочие дни уже в 6 утра, чтобы в 7 быть уже на месте раскопок.
Аслан Мамедов, археолог и старший научный сотрудник областного историко-краеведческого музея, рассказывает, что целью исследований является изучение культуры и погребальных обрядов гунно-сарматов, которые населяли эти земли в 2-4 веках нашей эры. Раскопки в разных районах, таких как Уилский, Иргизский, Шалкарский, Темирский и Кобдинский, подтверждают присутствие этих племен. Могильники того времени расположены в степной зоне и простираются в широкой полосе с востока на запад, вероятно, в связи с природными условиями. Гунны, переселившись на эти территории, выбирали более благоприятные места для обитания, и это место стало сильным племенным объединением, возглавляемым элитой.
Пока было раскопано только 7 объектов близ бассейна реки Киил, где проводятся раскопки. Одним из них является святилище, в котором, по предположению археологов, была похоронена женщина из высшего общества. Окружающая местность и места захоронений были обнаружены благодаря снимкам из космоса. При расчистке погребений каждый слой земли аккуратно удаляется. 2 июля, когда приехали журналисты, были обнаружены три захоронения. В могиле знатной особы обнаружили курильницу, где жгли благовония, кусок мела и фибулу, которая служила как застежка для одежды и украшение. Видно, что нижняя часть скелета была разбросана, в отличие от верхней, которую не тронули. Аслан Мамедов считает, что копать дальше не имеет смысла, так как дальнейшие находки не представляют большого интереса.
В этом месте, во 2-м веке нашей эры, находилось святилище, где была похоронена знатная личность. Однако могила была разграблена. Недалеко от святилища археологи обнаружили еще одно захоронение, предположительно, принадлежащее человеку того же рода, что и знатная особа, чьи останки были найдены ранее. Рядом с погребением было обнаружено бронзовое зеркало, бусы и фибула - брошь. Третье захоронение, вероятно, принадлежало человеку, зависимому от знатной личности. Археологи отмечают, что если сарматы хоронили усопших с головой, обращенной на юг, то у гуннов они были погребены с головой, обращенной на север.
Аслан Мамедов, археолог, объясняет, что в 1-м веке и начале 2-го века жизнь в этой местности была очень тяжелой из-за суровых климатических условий, сухого климата и холодных зим. Однако, во 2-м веке климат стал немного мягче, и люди все же начали мигрировать в этот район. Они, вероятно, пришли с территории Арала и Сырдарьи, сформировали свое союзное образование, развили свою культуру и изменили обряды погребения. Интересно отметить, что форма черепа была специально изменена, он был деформирован и вытянут. Гунны прожили около 2 веков, укрепили свое государство и затем двинулись на запад, основавшись на территории современной Венгрии.
Аслан Мамедов также упоминает, что письменные источники свидетельствуют о приходе варваров из восточных регионов, которые отличались своим внешним видом, особой одеждой и воинственным поведением. Гунны пытались завоевать Китай, но потерпели поражение и разделились на две группы. Одна из этих групп двинулась в сторону реки Сырдарьи, смешалась с сарматами и затем вернулась на эти земли. Гунны стремились консолидироваться, строили курганы, отделяли территории и занимали свои экологические ниши, не только на водоразделах, но и в долинах. В этой местности есть объекты, характерные для периода гуннов, а также могильники, простирающиеся на 5-6 километров, чего нигде больше не встретишь. Гунны поклонялись божествам, связанным с природой, таким как тенгри, огонь и солнце.
Аслан Мамедов говорит, что у казахов много общего с гуннами в их традициях. Они также давали ас в память об усопших и посещали святилища. Во время раскопок под слоем земли археологи нашли фрагменты керамического сосуда, который также является свидетельством этой связи между казахами и гуннами.
Археологические раскопки проводятся в трудных условиях. Рабочий день археологов начинается рано утром и продолжается до позднего вечера. Они живут впалаточном лагере и начинают свою работу на раскопках уже в 7 утра. Весь день они проводят на месте раскопок, за исключением обеденного перерыва, если погода позволяет. Вечером работы продолжаются до 9 часов. За быт археологов отвечает начальник лагеря, который организует питание и другие необходимые условия. Вода для раскопок доставляется из села Киил, находящегося в 20 километрах от лагеря. В радиусе 6-7 километров от лагеря есть место, где можно получить доступ к интернету и связи. Однако в самом лагере нет электричества, поэтому для зарядки телефонов и использования дронов археологи прибегают к использованию генератора.
Ученые археологи, проводящие раскопки на территории Кобдинского района, сталкиваются с удивительными феноменами, связанными с работой на месте древних захоронений. Вопреки суеверным предположениям, исследователи утверждают, что они не испытывают страха перед возможным привлечением внимания духов усопших.
В ходе беседы с одним из археологов, Виктором, был задан вопрос о том, опасаются ли они, что работа на раскопках может вызвать негативную реакцию духов предков. Отвечая на вопрос, Виктор уверенно заявил, что их работа в полной мере уважает могилы и не связана с грабежом. Она имеет чисто научное направление. Он также добавил, что перед началом раскопок они произносят слово "Бисмилла" («Во имя Аллаха»), что для них имеет своеобразное ритуальное значение.
Однако, интересный факт заключается в том, что непосредственно перед отъездом команды на место раскопок на небе появились тучи, а затем начался небольшой дождь. Гульбаршын Ергалиева, заведующая отделом Кобдинского отделения областного краеведческого музея, поделилась своими наблюдениями относительно подобных явлений. Она заметила, что часто, когда начинается новая раскопка, возникают дожди или пыльные бури. Этот факт, по ее мнению, может быть своеобразной реакцией усопших духов на происходящее. Хотя такое объяснение может вызывать скепсис, следует отметить, что после появления туч и дождя, в других частях степи осталась сухой, подтверждая особенность данного места.
Читайте также: