Забота о каждом доме
В этом году по инициативе Программы развития ООН в Казахстане и Правительства республики был организован совместный проект «Совершенствование системы жилищных отношений для повышения инвестиционной привлекательности и развития малого и среднего бизнеса в сфере ЖКХ». В рамках этого проекта в Астане был проведен конкурс среди организаций, занимающихся обслуживанием многоэтажных жилых домов.
Проект организован для того, чтобы выявить наиболее успешных руководителей КСК, КСП, ИП, которые смогли правильно и продуктивно поставить работу по содержанию жилых домов, вверенных им. Для участия были приглашены представители трех регионов Казахстана – Павлодарской, Карагандинской и Акмолинской областей, где стартовал пилотный проект. Организаторы конкурса сделали акцент на энергоэффективности и энергосбережении в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством.
Награждение победителей состоялось в Астане в рамках конференции специального ивента «Доступность «зеленых» умных технологий в городском хозяйстве», организованного ПРООН на основе ежегодной выставки ЖКХ-ЭКСПО-2018. Один из победителей конкурса из Павлодарской области, жительница Экибастуза - Айнур Бакешова, поделилась с корреспондентом портала EL.kz секретами энергоэффективного управления объектом кондоминиума и не только.
- Про конкурс я узнала из приглашения. Мне прислали его из Астаны, где проходила выставка «ЖКХ-ЭКСПО-2018» - рассказывает руководитель КСК Айнур Бакешова. - Конкурс был направлен на развитие энергосберегающих технологий и назывался «Управляем энергоэффективно – живем с комфортом».
Вообще приглашение прислали в жилищную инспекцию. А оттуда уже сообщили нам, председателям КСК. Я подумала, почему бы не попробовать. Написала материал и отравила по электронной почте в Астану. Сначала был отборочный тур по тем материалам, которые прислали. Мы уточняли информацию именно по светоточкам: сколько у нас в подъезде установлено светильников, где стоят энергосберегающие лампы.
Как раз накануне всех председателей КСК собирал у себя аким города. Он приглашал фирмы из Павлодара и Экибастуза, которые занимаются установкой светодиодных ламп с датчиками движения. Во время той встречи я взяла номер телефона павлодарской фирмы. Мне понравилась их продукция и то, что для этого не надо было организовывать целевой сбор, так как оплата их установки будет включена в квитанции по оплате коммунальных услуг. Я давно хотела установить такие светильники в подъездах для своих жильцов, это очень экономно.
Спустя три дня после этой встречи Айнур пригласили в Астану непосредственно для участия в конкурсе, а именно церемонии награждения. На это мероприятие приехали представители объектов кондоминиума Павлодарской, Карагандинской областей, а также были председатели кооперативов собственников помещений Астаны, которые прошли отборочный тур. Конкурсантам вручили дипломы за участие и поблагодарили за эффективную работу. Из представителей Павлодарской области победителем стала Айнур Бакешова.
- Меня долго не называли, - вспоминает Айнур. - Я уже подумала, что ничего не выиграла, просто пригласили поприсутствовать. Но в самом конце назвали троих победителей от каждой области и меня в том числе. Нам вручили в качестве приза сто светодиодных светильников фирмы «Луч», именно те, которые я и хотела, с датчиками движения. Вместе с этим нам выдали акт эксплуатационного ввода. То есть мы должны эти светильники установить на дома, заполнить акты и передать в Астану в доказательство того, что мы действительно их поставили.
Когда меня наградили, я от радости сразу написала об этом сестре. Она смеется надо мной, что я радуюсь этому призу, будто это лично мне подарили. Но нам тоже сделали небольшой презент – ручки, блокноты, жилетки. Но я была довольная, будто мне лично миллион дали.
Буквально на днях мы собирались с жителями шестого дома по улице Царева, где я им сообщила эту радостную новость. Они сразу же согласились, чтобы такие светильники установили в их доме. Всего за два дня они сделали капитальный ремонт в подъезде. Материалы для ремонта предоставила им я, работу они выполнили сами. Сейчас я уже нашла фирму, которая будет нам устанавливать эти светильники и видеонаблюдение. Этот дом будет у меня экспериментальным. Никаких целевых сборов для этого мы не организовывали, оплата за установку всего этого будет приходить в квитанциях.
Это вообще мой самый первый дом, как председателя КСК, моя, так сказать, первая ласточка. Жильцы там более сговорчивые, инициативные, дружные, ответственные, понимающие важность и необходимость подобных перемен. У некоторых людей возникает много вопросов, зачем им видеонаблюдение, например. Я настраиваю людей на то, что надо шагать в ногу со временем, это для их же безопасности, для соблюдения чистоты в доме, да и не так уж это дорого. Видеонаблюдение обойдется примерно в 300 тенге с каждой квартиры, почти как за домофон. Сегодня мне уже звонили, говорили, что на следующей неделе начнут кабели протягивать. Я уже начну собирать подписи, так как для этого необходимо согласие жильцов.
Одна такая лампа стоит около 8 тысяч тенге. Получается, что мне подарили приз на 800 тысяч тенге, - говорит Айнур. Каждый раз, когда она говорит о своем выигрыше, глаза ее светятся от радости так, будто это ей лично подарили светильники.
В первую очередь в своем материале я указала, что именно мы делаем в обслуживаемых нами домах, чтобы энергоэффективно управлять. За пятилетний опыт работы нами были достигнуты хорошие результаты. Мы начинали работу с одного дома. Брали затопленные дома и делали из них самые образцовые. Сейчас у нас на обслуживании находится 10 домов. Все они когда-то были затопленными. С помощью целевых сборов мы делали и продолжаем делать капитальные ремонты, объясняем людям, на что они сдают деньги и показываем весь объем проделанной работы.
Мы всегда действовали и будем действовать исключительно в рамках Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях». Главная цель для нас – сохранение жилищного фонда, основе которой лежит энергоэффективное руководство. Ведь каждый житель нашей страны имеет право жить в комфорте, а мы прилагаем все свои усилия, чтобы создавать этот комфорт. Для меня, как для руководителя ИП, обслуживающего дома, нет ничего невозможного. Нужно только найти общий язык с жильцами, считаться с мнением каждого из них и действовать в рамках закона. И тогда жители будут безмерно благодарны. И значит все наши усилия не пройдут даром.
Чтобы выполнять работу качественно, мы принимаем на работу ответственных сотрудников. Попадаются, конечно, разные люди. Иногда только в процессе работы можно узнать, насколько серьезно человек относится к своему делу. В сотрудниках я ценю прежде всего мобильность, так как в аварийных ситуациях надо реагировать оперативно, и отсутствие вредных привычек, ведь мы работаем не только с оборудованием, но и, прежде всего, с людьми. Ежегодно мы стараемся отправлять своих мастеров на курсы повышения квалификации. Они должны быть знакомы с новым оборудованием, инструментом и методами работы и разбираться во всем. Сегодня в нашей команде работает шесть человек. С уверенностью могу заявить, что на первом месте для нас стоит коммуникабельность, сплоченность, энергоэффективность и энергосбережение. Ведь это прежде всего экономия денежных средств для потребителей.
В целях энергосбережения мы заключаем договоры с порядной организацией и устанавливаем на дома приборы учета тепловой энергии, монтируем тепловые узлы, теплолобменники, восстанавливаем подъездное отопление, теплоизоляцию на трубопроводе. За пять лет моей работы в 8 из 10 обслуживаемых мною домов проведен капитальный ремонт, заменены все коммуникации, мы выполнили ревизию ВРУ, щитков в некоторых домах.
Также в материале к конкурсу я указала свои биографические данные. С ноября 2013 года я официально зарегистрировалась как ИП «Бакешова» и начала работать. Рука об руку все эти годы со мной идет мой супруг Саят Аужанов. Наверное, без него я бы не смогла так хорошо поставить работу своего предприятия. Именно он выполняет большую часть технических работ. Уже на протяжении 15 лет Саят занимается установкой пластиковых труб и знает все тонкости этого дела. В нашем ИП он занимает должность мастера и помогает мне в решении многих вопросов.
Думаю, что на мнение организаторов конкурса при принятии решения в мою пользу повлияло и то, что я часто обращаюсь к журналистам и мое имя, как бы там ни было, у многих на слуху. Меня не раз показывали по телевидению. Если на местном уровне не могу решить вопрос, приходится обращаться в СМИ. Наверное, ни один председатель так часто не мелькает на экране, как я, - смеется Айнур. – Меня, конечно, потом за это тоже вызывают на ковер, но я не могу спокойно спать, если у моих жильцов что-то не так и стараюсь им помочь любыми способами.
В Астане нам показывали много интересного. Мы побывали на самой выставке «ЖКХ-ЭКСПО-2018» по энергосберегающим технологиям. Там были макеты зданий, энергосберегающий жилой комплекс, солнечные батареи – все то, что поможет сделать жизнь граждан нашей страны более комфортной, без лишних затрат. Кроме того, это позволит улучшить экологическую обстановку, что сегодня очень немаловажно.
Приезжала Ирина Генцлер из Москвы, которая работает руководителем в сфере управления жилищным хозяйством. Она показывала, как эта работа поставлена у них в Москве. Насколько я поняла, Ирина на протяжении долгого времени сотрудничает с нашим Александром Беловым – это руководитель проекта.
Для нас также выступили представители общественного объединения «Градокомплекс-Сауран». Эта фирма находится в Астане. Они показывали свои слайды с фотографиями, рассказывали, как они проводят субботники, где и сколько они устанавливают энергосберегающих ламп, показывали подъезды и двери до ремонта и после. Из Павлодара были хорошие председатели КСК, которые явно умеют руководить и знают толк в своей работе. Я познакомилась с очень интересными людьми, профессионалами в своем деле, у которых есть чему поучиться.
Айнур говорит, что ничего особенного не делает, просто добросовестно выполняет свои обязанности, как и многие другие председатели КСК. Вот только от большинства коллег ее отличает то, что жильцы исправно платят за ее услуги и долги по оплате у них если и есть, то совсем небольшие. А секрет в том, что она сама ходит по квартирам, разговаривает с каждым персонально и объясняет, на что идут эти деньги.
- У меня даже те, кто частенько любит выпить, исправно платят. Я им говорю, если они не хотят платить, то могут помогать нам работать, например, в подвале порядок наводить. А кто захочет чистить подвал? Никому эта работа не нравится. Вот они к моему приходу и оставляют деньги. А главное, мы решаем любой спор спокойно, не повышая голоса. За годы работы я уже научилась находить подход к жильцам и убедительно аргументировать, - делится секретами Айнур.
Все дома, которые я беру, это дома, которые сами ко мне пришли. Люди ведь слышат по городу, узнают, кто как работает. Я никого не заманиваю. Люди сами ко мне просятся. И получается, что ко мне приходят. Когда дом уже в плачевном состоянии и от них отказываются другие КСК. Естественно, в таких условиях ни о каком энергосбережении и речи быть не может. Вода льется прямо в подвал, теплоизоляции на трубах нет, и они практически обогревают подвал и улицу, а до жильцов тепло практически не доходит. Я сразу собираю людей, показываю, в каком состоянии у них находится подвал, крыша, подъезды, объясняю, что вложив деньги в капитальный ремонт они смогут получить более качественные тепло, воду и электричество и при этом даже сэкономят свой бюджет, - поясняет руководитель КСК.
Тот же самый дом по Царева, 6. Мы сами там когда-то жили. У меня грибы дома росли от сырости, дети болели постоянно. Я приглашала телевидение, чтобы они показали, как мы живем. На тот момент наш дом обслуживал один из КСК нашего города. Они собрали больше миллиона тенге и на эти деньги только поменяли трубы отопления, и то совсем не новые поставили. Канализация работала на подвал. Мне все это надоело. И во время собрания, мне кто-то сказал, что раз я такая умная, и меня это КСК не устраивает, взяла бы, и сама сделала как надо. И я от безысходности и злости ответила, что возьму и сделаю. А потом куда уже деваться? От своих слов же не будешь отказываться. Первоначально я собрала с соседей по три тысячи тенге. Мы полностью осушили подвал, заменили канализацию на новую, а потом постепенно привели в порядок весь дом.
Я удивляюсь, когда некоторые председатели КСК жалуются, что не могут собрать деньги даже на задвижки, хотя работают очень много лет. У меня есть дом, я его не так давно взяла, это второй дом по Линейному проезду. Когда я туда пришла, я ужаснулась. Там у людей более 20 лет не было воды на верхних этажах. Давления не хватало, и вода просто не доходила. Рядом с ними находится поселок, и когда начинается поливной сезон, вода вообще пропадает. К ним заходишь в квартиру, а у них пятилитровые пластиковые бутылки по всей квартире – под кроватью, возле тумбы – везде. При этом горячая вода была. Они, бедные, набирают эту горячую воду в бутылки, отстаивают, а потом используют, как питьевую. А бойлер там оказывается пробитый. И, получается, люди пили техническую воду.
Когда я только начинала работать, я сама хотела этот дом взять, но они сказали, что я слишком молодая и ничего не смогу сделать. Потом они почти год сами меня просили, чтобы я их взяла.
Канализация у них работала тоже на подвал. В подъезде нечем было дышать. Я предложила ее подлатать, а трубы на горячую и холодную воду полностью заменить. В общем у них вышло по 20 тысяч 600 тенге с квартиры. Буквально за полтора месяца они собрали эти средства. Только три квартиры сразу сдать не смогли, но потом они принесли деньги. Мы поменяли все трубы, в том числе и отопление, все заизолировали, покрасили, привели людей, показали им, что мы сделали. А когда дошло дело до опрессовки, выяснилось, что бойлер у них пробит. Я попросила тепловиков отключить бойлер. Жильцы стали возмущаться, не понимали, зачем отключать бойлер, если у них была горячая вода. Они не понимали, что пользовались сетевой водой с теплотрассы. В итоге мне удалось убедить их в том, что бойлер надо менять. Я съездила в Астану, где одна фирма мне рассчитала, какой теплообменник нужен на этот дом. Стоимость его вышла около миллиона тенге. По приезду я собрала жильцов, рассказала им все, мы договорились сдать старый бойлер, добавить денег и взять теплообменник. Старый бойлер вытянул на 150 тысяч. Это тоже ощутимая сумма. Остальные средства жильцы собрали буквально за месяц.
Но проблемы с холодной водой все равно были. Днем шла нормально, а вечером, когда расход большой, да еще и в поливной сезон она почти не шла. В интернете я нашла информацию о том, сколько должно быть давление на дом. У нас оно не соответствовало норме. Этот вопрос я уже решала с коммунальщиками. Пришлось несколько раз ездить в областной акимат и антимонопольный комитет. После этого нам поставили насос. Вода пошла, но насос гудит и потребляет энергию, за которую надо платить опять же жильцам. Я снова обратилась к коммунальщикам и попросила сделать отдельный колодец и запитать от него дом. После двух месяцев моих настойчивых просьб, заявлений и поездок в область нам все-таки сделали отдельный колодец и запитали от него дом. Теперь вода у моих жильцов есть всегда и в доме порядок.
Месяца через три на этом доме мы заменили канализацию. Когда тепловики приехали, удивились, какие перемены произошли здесь всего за полгода. Кроме всего этого мы перекрыли крышу в трех подъездах, и последним штрихом стала новая щитовая. В общем за полгода они собрали 3 миллиона 546 тысяч тенге только целевых сборов. Я ни от кого ничего не скрывала, все квитанции, чеки показываю жильцам, номера и адреса фирм, услугами которых пользуюсь, сообщаю. Они в любой момент могут пойти и проверить, за что и сколько я заплатила с их целевых сборов. Жители имеют полное право знать, на что они сдают деньги, и председатель КСК не должен ничего скрывать. Я приветствую, когда люди сами интересуются, на что я потратила их сборы. Они со мной вместе везде ходят и поддерживают во всем, что мы делаем для их дома.
Тем не менее Айнур не скрывает, что есть почти в каждом доме пара человек, которые постоянно возмущаются и им что-то не нравится, но и с ними она находит общий язык. Женщина рассказывает, что доходило даже до заявления в налоговую инспекцию.
- Я их пригласила домой, показала все квитанции, они все проверили, и убедились, что я с ними абсолютно честна. Налоговая проверка тоже не выявила никаких нарушений. К сожалению, в нашей работе невозможно обойтись без вмешательства представителей закона. В большинстве своем, конечно, люди сознательные и исправно платят за услуги КСК и участвуют в целевых сборах, но если уж совсем злостные неплательщики, приходится взыскивать через суд деньги. Меня юристы научили, и я знаю, как отстаивать свои права в суде.
Сегодня очень удобно работать с людьми, для этого есть все условия. У меня по каждому из 10 домов в WhatsApp есть отдельная группа с жильцами. Все вопросы мы решаем там в основном. Поэтому не приходится постоянно проводить собрания и отвлекать людей от дел. Если надо сообщить что-то срочное, я скидываю в группу всю необходимую информацию. Это очень удобно и для самих жильцов. Они дружнее как будто становятся, а то иногда живут в одном доме и не знают друг друга. А в группе и помогают друг другу. Например, пришли к кому-нибудь гости, а у них стола нет. Они пишут в группу: «У кого есть дастархан?». И кто-нибудь из соседей отвечает: «У нас есть, поднимитесь на третий этаж, возьмите». Вот так выручают.
С коммунальщиками мы тоже стараемся мирно решать все вопросы. Мне нравится моя работа. Иногда устаю, конечно, не без этого. У меня два телефона, и когда я ложусь спать, кладу оба телефона рядом с собой. Иногда звонят и ночью, если вдруг порыв или еще что-то случилось. В случае необходимости в любое время суток, я приезжаю в течение 10-15 минут. Поэтому дома, которые слишком далеко от меня расположены, я не беру. Если что-то вдруг произойдет, мне через весь город придется долго ехать. А я не могу так подводить людей. Ведь в экстренной ситуации каждая минута дорога и чем быстрее мы отреагируем на заявку, тем больше мы сможем сделать для энергосбережения.
Айнур Бакешова отмечает, что самое главное для нее как для руководителя КСК, - работать так, чтобы жильцы были довольны, чтобы не пострадал их бюджет, и чтобы в домах было всегда красиво, уютно и чисто.