Лента новостей

Влияние на инфляцию ожидается не более 3% в результате налоговой реформы: МНЭ

Влияние на инфляцию ожидается не более 3% в результате налоговой реформы: МНЭ
Фото: © El.kz / Ботагоз ИСКАКОВА 12.04.2025 12:49 197

О том, какие изменения планируются внедрить в новом Налоговом кодексе РК и как проходит обсуждение с Парламентом, в интервью El.kz рассказал директор департамента налоговой и таможенной политики МНЭ РК Ерлан Сагнаев

Ерлан Ермекович, какую недостающую сумму в бюджет должны покрыть сегодняшние реформы?

Текущий уровень налоговых поступлений в Казахстане остаётся исключительно низким по сравнению как с сопоставимыми странами, так и с развитыми экономиками. Расходная часть бюджета уже сегодня значительно превышает собственные доходы государства, что создаёт устойчивый структурный дефицит.

По оценке Всемирного банка на 2025 год ,доля доходов бюджета к ВВП в Казахстане составляет всего 19,5%, в Узбекистане — 24,7%, в России — 36,5%, в развитых странах — выше 45%.

Это означает, что государство ежегодно недополучает значительные ресурсы, необходимые для реализации приоритетных государственных программ и обеспечения устойчивого развития.

В условиях ограниченной доходной базы разрыв между расходами и доходами бюджета приходится покрывать за счёт трансфертов из Национального фонда и заёмных средств. Однако такая практика не может быть устойчивой в долгосрочной перспективе.

Продолжающееся изъятие средств из Национального фонда несёт реальные риски его истощения уже к 2035 году, что поставит под угрозу не только финансовую стабильность, но и реализацию стратегических целей страны.

Учитывая социальную направленность бюджета, простая оптимизация расходов не обеспечит требуемого объёма финансирования. Согласно расчётам, выполненным в рамках контрциклических правил, в 2026 году доходы бюджета должны вырасти как минимум на 4,6 трлн тенге, с дальнейшим ежегодным ростом в среднем на 12%.

В связи с этим возникает объективная необходимость в наращивании доходной части бюджета. В частности, реформа налоговой политики и налоговых ставок способна обеспечить дополнительный прирост налоговых поступлений в объёме 4–5 трлн тенге ежегодно. Это позволит:

  • сократить зависимость бюджета от трансфертов из Национального фонда;
  • укрепить макрофинансовую устойчивость;
  • обеспечить надёжную базу для устойчивого социально-экономического развития Казахстана.

Таким образом, налоговая реформа — это не просто фискальная мера, а стратегический шаг к укреплению финансовой независимости государства и долгосрочной устойчивости бюджета.

Для каких отраслей будет более пониженная ставка НДС?

В рамках разрабатываемой налоговой реформы предлагается введение новой структуры ставок НДС, с учётом социальной значимости отдельных сфер и необходимости поддержки отдельных категорий налогоплательщиков.

Базовая ставка НДС будет составлять 16%.

Пониженная ставка 10% предлагается для:

  • платных медицинских услуг, лекарственных средств. Это направлено на обеспечение доступности здравоохранения для населения.

Полное освобождение от НДС предусматривается для:

  • социально значимых продовольственных товаров;
  • медицинских услуг и лекарств, которые финансируются из бюджета;
  • изданий книг;
  • археологии.

Тем самым, обеспечивается поддержка социальной сферы и научного сектора.

В агропромышленном комплексе сохраняются действующие льготы:

Крестьянские и фермерские хозяйства, применяющие специальный налоговый режим, полностью освобождаются от НДС.

Сельхозтоваропроизводители – юридические лица получают право уменьшать сумму НДС к уплате на 70%.

Предприятия по переработке сельхозпродукции также сохраняют аналогичную льготу. Это поддерживает развитие сельского хозяйства и продовольственной безопасности.

Также предлагается обновлённый режим упрощённой декларации.

Налогоплательщики с годовым доходом до 600 000 МРП (порядка 2,36 млрд тенге) смогут работать без уплаты НДС, что существенно снижает налоговую нагрузку на малый и средний бизнес.

Таким образом, структура новых ставок НДС сбалансирована: она сохраняет поддержку социально чувствительных секторов и ключевых отраслей, при этом создаёт стимулы для легализации и развития малого бизнеса.

Как ведется диалог с парламентом и бизнес-сообществом, какие нормы им удалось отстоять, с чем они согласились или не согласились?

Работа над проектом нового Налогового кодекса Республики Казахстан проводится в конструктивном ключе, с активным участием как бизнес-сообщества, так и широкой общественности.

Как сообщает НПП РК «Атамекен», в проекте учтено порядка 70% предложений бизнеса, поступивших в ходе предварительных обсуждений. Кроме того, по итогам общественных слушаний в документ включены положения, инициированные гражданами и экспертным сообществом.

Среди ключевых норм, нашедших отражение в проекте:

Освобождение от уплаты индивидуального подоходного налога (ИПН) на пенсионные выплаты из ЕНПФ, что направлено на поддержку граждан, получающих пенсионные доходы.

Введение поправочных коэффициентов при расчёте налога на транспортные средства, в зависимости от срока эксплуатации автомобиля:

от 10 до 20 лет – коэффициент 0,7;

свыше 20 лет – коэффициент 0,5.

В настоящее время проект обсуждается в рамках рабочей группы на площадке Мажилиса Парламента с участием депутатов и представителей уполномоченных органов.

Основные направления дискуссий:

Порог обязательной постановки на учёт по НДС. Изначально рассматривалось снижение с 78,6 млн до 15 млн тенге, что вызвало широкую общественную дискуссию. По итогам обсуждений предложен компромиссный вариант — 40 млн тенге.

Пересмотр специальных налоговых режимов. Планируется объединение режимов упрощённой декларации и розничного налога в единый режим — режим на основе упрощённой декларации. Изначально предлагалось ограничить его применение только B2C-операциями и определёнными видами деятельности. Однако в результате обсуждений принято более гибкое решение:

режим будет применяться по всем видам деятельности, за исключением перечня запрещённых (например, недропользование, подакцизные товары, оружие, строительство, консультационные и бухгалтерские услуги и др.);

разрешена работа как с физическими, так и с юридическими лицами (B2C и B2B).

Важно отметить: если налогоплательщик на общеустановленном режиме приобретает товар или услугу у субъекта, применяющего спецрежим, он не сможет включить такие расходы в налоговые вычеты.

Таким образом, формируется открытая и диалоговая модель налоговой политики, где ключевые решения принимаются по итогам содержательных обсуждений между государством, бизнесом и обществом.

Все принятые подходы и компромиссы в ближайшее время будут закреплены в тексте нового Налогового кодекса.

Будут ли изменения в Фонде оплаты труда?

Тема снижения нагрузки на фонд оплаты труда — это вопрос стратегического баланса между интересами бизнеса и социальными обязательствами государства.

С одной стороны, снижение фискальной нагрузки может способствовать росту предпринимательской активности, созданию новых рабочих мест и росту доходов населения.

С другой — устойчивость пенсионной системы, доступность качественной медицины и эффективная система социального страхования напрямую зависят от достаточности поступлений в соответствующие фонды.

Важно понимать, что простое сокращение налогов или сборов, формирующих фонд оплаты труда, без компенсаторных механизмов, может привести к существенным потерям для региональных и муниципальных бюджетов, снизив возможности для финансирования социальной сферы и инфраструктурных проектов.

В связи с этим вопрос пересмотра нагрузки на фонд оплаты труда требует системного, взвешенного подхода и широкой экспертной проработки. На сегодняшний день таких инициатив в практической плоскости не рассматривается.

В настоящее время плательщиков НДС всего 110 тысяч. И бухгалтеров, знающих нюансы, не хватит на большее их количество. Как будут подготовлен штат бухгалтеров?

На сегодняшний день количество зарегистрированных плательщиков НДС в Казахстане составляет порядка 110 тысяч. При этом справедливо отмечается, что при расширении круга плательщиков может возникнуть дефицит квалифицированных бухгалтеров, особенно в сегменте малого и микробизнеса.

Однако в рамках налоговой реформы предусмотрен кардинально новый подход к администрированию НДС. Его цель — максимально упростить учёт, снизить издержки бизнеса и устранить потребность в глубоких профессиональных знаниях по НДС.

Что будет сделано для этого:

  1. Цифровизация процессов. Внедряются информационные системы с функцией предзаполнения деклараций и автоматической обработкой операций. Все данные о продажах, поступлениях и вычетах будут синхронизироваться через электронные платформы, включая онлайн-ККМ, ЭСФ и другие цифровые инструменты.
  2. Упрощённый интерфейс — всё в телефоне. Для малого бизнеса и самозанятых будет создан мобильный интерфейс — с возможностью подавать отчётность и управлять налогами буквально с телефона. Это означает, что бухгалтер в привычном понимании может и не понадобиться — достаточно базовых знаний и цифрового инструмента.
  3. Автоматизация и прозрачность. За счёт сквозной цифровой отчётности и кросс-проверки данных с контрагентами система будет сама рассчитывать налогооблагаемую базу и подсказывать, что и когда нужно сдать.
  4. Поддержка и обучение. Органы государственных доходов планирует развернуть обучающие программы, видеоинструкции и онлайн-консультации, чтобы помочь налогоплательщикам быстро адаптироваться к новым условиям.

Таким образом, при расширении числа плательщиков НДС фокус смещается не на найм тысяч новых бухгалтеров, а на цифровые решения, делающие налоговый учёт простым, прозрачным и доступным для всех. Это — ключевой принцип новой модели администрирования: умная система вместо сложных правил и громоздкой отчётности.

В Миннацэкономики неоднократно говорят о том, что возможный инфляционный эффект от повышения налогов будет краткосрочным и исчерпается в течение года. Расскажите, пожалуйста, подробнее, на чем основано это утверждение, ведь цены обычно имеют тенденцию к росту, и редко – снижаются.

Вопрос влияния налоговой реформы, в частности изменения ставки НДС, на уровень цен является важным и находится в фокусе внимания.

Инфляционный эффект от повышения налогов действительно возможен, однако он будет носить ограниченный и краткосрочный характер — в пределах одного года, согласно нашим расчётам. Ожидаемое влияние оценивается в диапазоне 2,5–3% дополнительной инфляции.

Почему этот эффект считается временным?

  1. Однократная корректировка цен. Повышение НДС приводит к единоразовому росту цен на определённые товары и услуги. Однако в последующем базовый уровень цен стабилизируется, и инфляция возвращается к целевым ориентирам. Это подтверждается как международным опытом, так и моделированием внутри страны.
  2. Не все товары и услуги подорожают. Реформа предусматривает:

пониженную ставку НДС на медуслуги и лекарства;

полное освобождение от НДС для социально-значимых продуктов, книг;

сохранение льгот для АПК и малого бизнеса.

Это снижает общий инфляционный импульс, делая его фрагментарным, а не системным.

  1. Эффект распределяется во времени. Изменение ставки НДС будет введено одномоментно, однако фактическое влияние на потребительские цены будет разнесено во времени — за счёт постепенной адаптации бизнеса и потребителей, а также конкуренции на рынке. Это позволяет «растворить» рост цен в общем инфляционном фоне.
  2. Прогнозирование и контроль. Государственные органы, включая Нацбанк, будут учитывать эффект от реформы в инфляционном таргетировании. В случае необходимости предусмотрены механизмы сдерживания цен и поддержки уязвимых слоёв населения.

Почему цены не продолжают расти бесконечно?

Инфляция — это рост цен в динамике, а не единоразовое повышение. Когда разовая налоговая мера отыграна рынком — инфляционное давление снижается. Цены, как правило, не откатываются назад, но и не продолжают расти автоматически, если нет новых факторов. НДС — именно такой единоразовый фактор, без механизма дальнейшего «накручивания».

Таким образом, повышение НДС окажет умеренное, краткосрочное влияние на инфляцию, но не приведёт к системному росту цен. Благодаря сбалансированной структуре ставок, адресным льготам и контролю со стороны государства, макроэкономическая стабильность будет сохранена.

Какие дополнительные инструменты для поддержки бизнеса будут оказаны? Будут ли создаваться горячие линии по бесплатному налоговому консультированию? По вашим прогнозам, сколько ИП закроются в первый год реформы? Заготовлен ли у вас план на случай, если это закрытие будет повальным?

Как уже неоднократно подчеркивалось, цель налоговой реформы — не просто повышение ставок, а создание справедливых, прозрачных и единых правил игры для всех участников рынка, а также сбалансирование интересов государства, бизнеса и общества.

Одной из ключевых задач реформы является обеление экономики, упрощение отчётности и возвращение НДС к его истинной сути — как нейтрального, косвенного налога, не создающего избыточной нагрузки на бизнес при корректной организации процессов.

Какие меры поддержки бизнеса предусмотрены?

  1. Цифровизация и упрощение отчётности. Внедрение информационных систем с предзаполнением деклараций, мобильные сервисы, автоматизация процессов — всё это позволит предпринимателям сосредоточиться на бизнесе, а не на бумажной отчётности.
  2. Бесплатное налоговое консультирование. Будут организованы горячие линии и онлайн-платформы, где предприниматели смогут:

получить бесплатную консультацию по вопросам налогообложения;

воспользоваться видеоуроками, гидами и шаблонами;

задавать вопросы через мобильное приложение или личный кабинет налогоплательщика.

  1. Обучающие программы. Совместно с НПП «Атамекен», бизнес-объединениями и вузами планируется реализация обучающих курсов, вебинаров и офлайн-сессий, направленных на быстрое освоение новых правил и цифровых решений.
  2. Переходный период и гибкие условия. Для минимизации нагрузки будут сохранены льготы, повышены пороги по НДС, предусмотрен упрощённый режим с освобождением от НДС до 600 000 МРП в год.

Что касается рисков закрытия бизнеса.

Реформа, безусловно, окажет разное влияние на разные категории предпринимателей. По нашим прогнозам, существенного волнообразного закрытия ИП не ожидается.

Однако нельзя исключать, что часть индивидуальных предпринимателей, не ведущих активной деятельности или работающих «в серой зоне», могут принять решение о закрытии. В первую очередь это затронет нерентабельные и неэффективные структуры.

Важно отметить:

массовых потрясений не прогнозируется — налоговая нагрузка будет повышаться постепенно и предсказуемо;

для уязвимых категорий предусмотрены льготы, инструменты поддержки и «мягкий переход».

Таким образом, реформа строится не как жёсткое фискальное ужесточение, а как комплексный, взвешенный процесс трансформации налоговой системы, в центре которого — цифровизация, поддержка предпринимателя и долгосрочная устойчивость экономики.

Эксперты высказывают предположение, что реформы повлияют на рост наличности и теневой экономики. Каково мнение и аргументы МНЭ по этому поводу? И есть ли прогнозы, как реформы повлияют на инвестиционный климат в стране?

Высказанные экспертами опасения о возможном росте наличности и теневого оборота в результате повышения ставки НДС — понятны, однако не подтверждаются ни практикой Казахстана, ни международным опытом.

Результаты анализа показывают, что между ставкой НДС и уровнем теневой экономики отсутствует прямая зависимость. Например:

В 2006 году, при ставке НДС 15%, доля теневой экономики в торговле составляла 2,7% от ВВП.

В 2016 году, при сниженной ставке 12%, доля выросла до 9,2% ВВП.

В 2022 году — 3,1%, также при ставке 12%.

То есть, даже при снижении налоговой ставки, теневая экономика в торговле продолжала расти или колебалась, что свидетельствует: на ставку влияет далеко не ставка сама по себе, а совокупность других факторов — администрирование, контроль, прозрачность бизнес-среды.

В европейских странах, где ставки НДС выше:

Германия (НДС 19%) — теневой сектор около 10% ВВП,

Великобритания (НДС 20%) — около 11%,

Венгрия (НДС 27%) — уровень сравним с Казахстаном.

Это подтверждает, что размер ставки НДС не является определяющим фактором влияния на теневой сектор.

Почему реформа может даже снизить уровень теневой экономики?

  1. Прозрачность цепочек поставок. Зачётная природа НДС стимулирует компании к тому, чтобы работать только с прозрачными контрагентами, предоставляющими официальные счета и фискальные документы. 
  2. Массовое внедрение цифровых решений. Использование электронных счетов-фактур, онлайн-ККМ, предзаполненных деклараций, а также автоматизация учёта повышают прозрачность и снижают стимулы к уходу в «нал». 
  3. Укрепление налогового администрирования. Повышение ставок усиливает мотивацию государства к более эффективному контролю и модернизации налогового контроля, включая риск-ориентированный подход. 

Мы оцениваем реформу как инструмент создания более предсказуемой, прозрачной и справедливой налоговой среды, что в долгосрочной перспективе будет способствовать улучшению инвестиционного климата.

Что даст реформа инвесторам?

- единые и понятные правила для всех;

- цифровая и прозрачная налоговая система;

- более честная конкуренция (уменьшение объема «серого» сектора);

- укрепление макрофинансовой устойчивости за счёт стабильной доходной базы бюджета.

Международные инвесторы всегда ориентируются на долгосрочную предсказуемость, понятные правила и справедливость регулирования — именно к этому и направлены преобразования.

Таким образом, повышение ставки НДС не ведёт автоматически к росту теневой экономики. Напротив, при комплексной реализации реформ — с цифровизацией, усилением контроля и стимулированием честной конкуренции — реформа может стать катализатором для снижения теневого сектора и укрепления доверия бизнеса. А в сочетании с макроэкономической стабильностью — повысит инвестиционную привлекательность Казахстана.

Спасибо за интервью.

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!