В Минтруда прокомментировали претензии казахстанцев к санаториям
Около 30 тысяч казахстанцев с инвалидностью на сегодня прошли курс реабилитации в санаториях страны по порталу социальных услуг. Большая часть из них бронировали места именно на лето. Об этом сообщили в Министерстве труда и социальной защиты населения РК. В ведомстве уточнили, что средства на эти цели выделяются как из местного, так и из республиканского бюджета. Республика выдает в качестве целевых текущих трансфертов около 2 млрд тенге. Местные исполнительные органы выделяют около 4 млрд тенге. Итого порядка 6 млрд тенге.
Как контролируют освоение этих средств и качество оказанных услуг, рассказала руководитель Управления по делам лиц с инвалидностью Министерства труда и социальной защиты населения РК Газиза Имангали.
- Газиза Амитовна, некоторые граждане Казахстана с инвалидностью жалуются на то, что санатории с высокими рейтингами не хотят принимать заявки на портале, так как работа с людьми с особыми потребностями – это большая ответственность и для них нужны особые условия.
- На сегодня на портале социальных услуг зарегистрирован 91 санаторий. Никто из них не имеет права отказывать лицам с инвалидностью. Все они обязаны создать условия для всех категорий граждан и оборудовать в соответствии с требованиями учреждения.
Когда они заходят на портал, их проверяет специальная комиссия на соответствие требованиям к поставщикам услуг, зарегистрированным на портале. У них должны быть в наличии все соответствующие документы – регистрационное удостоверение, сертификат соответствия, декларация об отсутствии задолженности, лицензия на осуществление медицинской деятельности при предоставлении санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации.
Доступ должен быть обеспечен не только для лиц с инвалидностью, но и для мамочек с колясками, для пожилых людей. И это не потому что министерство труда и социальной защиты их контролирует, эти требования распространяются на все учреждения в нашей стране, которые ставит и Министерство здравоохранения. Без барьерная среда и создание без барьерного доступа маломобильных групп населения относится к прерогативе Министерства индустрии и инфраструктурного развития. У них есть инспекция, которая проверяет наличие доступа во всех организациях, в том числе и в санаториях для лиц с инвалидностью. Требования распространяются на все учреждения, будь то ЦОН, вокзал, аэропорт. И речь идет не только о колясочниках, но и о незрячих и слабослышащих людях. Везде должны быть говорящие стенды, тактильные доски, шифр брайля – это общие требования для всех.
- Как вы можете прокомментировать ситуацию с жителем Актюбинской области на инвалидной коляске, которого недавно отказались принять в одном из санаториев Борового? Директор учреждения объяснил это тем, что санаторий не адаптирован для колясочников и не может разделить одну путевку на двоих.
- Видимо, со стороны поставщика услуг и лица с инвалидностью были недопонимания в плане оплаты за сопровождающее лицо. Но такого, чтобы санаторий не был адаптирован для колясочников, быть не может. Так как прежде чем зайти на портал, поставщик предоставляет все документы. А раз этот поставщик оказался на портале, значит все документы у него были. Не может быть, чтобы у него не было пандуса или специальных лифтов. Местные исполнительные органы обязательно проверяют соответствие всем требованиям.
Но если руководитель санатория утверждает, что у него действительно нет доступа для колясочников, мы предложим лицам с инвалидностью оставлять отзывы об этом учреждении. Информация будет проверяться комиссией. И если она подтвердится, его уберут с портала как недобросовестного поставщика. Этот случай обязательно будет детально рассмотрен.
- А как обстоят дела с оплатой сопровождающего лица во время санаторно-курортного лечения?
- Лица с инвалидностью имеют право брать с собой сопровождающих, но оплачивать проживание и лечение помощника мы не должны.
- Но в Акмолинской, Павлодарской и Карагандинской областях сопровождение оплачивается из бюджета.
- Это за счет местного бюджета. Есть специальная статья, согласно которой местные исполнительные органы могут оказывать меры дополнительной социальной помощи. Ежегодно с Управлениями областей производится информационно-разъяснительная работа. Мы просим, чтобы они закладывали средства для этих целей, но каждая область принимает решение в зависимости от своего бюджета.
- А если у инвалида первой группы нет денег на оплату сопровождающего, тогда ему остается отказаться от возможности отдохнуть в санатории?
- Путевка в санаторий предоставляется лицу с инвалидностью, чтобы он самлечился . Но лечение его помощника мы не оплачиваем. Эти услуги может оплатить сам пациент, либо местный бюджет. Однако санаторий, принимая лиц с инвалидностью, обязательно создает условия, предусматривающие социального работника, который будет внутри помогать ему – принимать душ, подниматься и прочее. Это все есть в требованиях к поставщикам.
Корреспонденту El.kz также удалось связаться с руководителем санатория, которым остался недоволен житель Павлодарской области. Мужчина посетовал, что в нем практически отсутствуют медицинские услуги. Директор санатория Сауле Смагулова объяснила, что спектр услуг в ее учреждении действительно ограничен, но на это есть причины.
- Сауле Жумабаевна, что вы можете предложить пациентам, приезжающим в ваш санаторий?
- Когда к нам звонят по порталу соцуслуг, мы сразу говорим, что у нас особая зона - природно-национальный парк Баянаул. Санаторий рассчитан в основном на людей с заболеваниями органов дыхания – бронхиальная астма, ХОБЛ.
Мы находимся в живописном месте у подножия гор. У нас свежий воздух, природа, горы, озера. Из услуг у нас есть массаж, тренажеры, ЛФК – именно то, что направлено на восстановление органов дыхания. Мы даем своим пациентам фито-чаи. Также люди получают психологическую разгрузку. Мы устраиваем экскурсии, дискотеки.
У нас нет таких процедур как ванны, грязи. Но мы делаем пантовые аппликации на колени и руки по желанию пациентов. Нам очень хотелось бы сделать душ, ванны, но здесь нет канализации, а стоят септики. Сейчас по национальному парку решается вопрос о том, чтобы сделать централизованную канализацию.
Когда приезжают пациенты, они хотят получать услуги по сердечным заболеваниям, суставам. Но наш санаторий на это не рассчитан. К нам едут подышать свежим воздухом, вкусно покушать. Мы очень вкусно кормим пять раз в день. Кроме того, здесь очень хорошее отношение к отдыхающим. Те, кто был у нас, возвращаются снова, пишут положительные отзывы. Возмущаются в основном те, кто приехал впервые и не знал, что у нас нет ванн и грязей. Мы им говорим, что тогда им нужно ехать в другой санаторий. Но там нет мест, и они просто вынуждены ехать к нам. У нас даже на портале обозначено, что мы предоставляем услуги людям с заболеваниями органов дыхания и нервной системы.
К нам едут из Павлодарской области, Нур-Султана, Уральска, Атырау, Сатпаева, Кокшетау, Костаная. Они сразу так и говорят, что приехали подышать свежим воздухом, полюбоваться природой. Многие заранее смотрят информацию о нас в социальных сетях и уже знают, что у нас есть, а чего нет.
В будущем мы планируем расширить спектр услуг, но пока такой возможности нет. Мы вкладываем душу в свою работу и стараемся, чтобы людям у нас понравилось. За все время мы не получали нареканий.
Некоторые обижаются, что не смогли искупаться во время отдыха у нас, но это уже зависит не от нас, а от погоды. Недавно было прохладно. Отдыхающие приехали и замерзли. Возможно, поэтому обиделись и пожаловались.
- Ваш санаторий адаптирован для всех групп населения?
- Да, у нас везде есть пандусы, специальная дорожка для незрячих, все требования, которые нам предъявляют, мы выполняем. В этом году мы приняли около 200 человек. Но мы работаем только в летнее время, поэтому такой небольшой охват.