Лента новостей

Уйгуры Казахстана: по пути дружбы и поддержки казахского народа

Уйгуры Казахстана: по пути дружбы и поддержки казахского народа
17.08.2018 12:33 10014

Уйгуры — один из крупных этносов Казахстана, занимающий пятое место в этнической структуре страны после казахов, русских, узбеков и украинцев. Основная часть уйгуров Казахстана населяет Алматинскую область, где они компактно живут в Энбекшиказахском, Уйгурском и Панфиловском районах, а также в Алматы.

Исторической родиной уйгуров является Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР, известный также как Восточный Туркестан. Уйгурские общины существуют почти во всех независимых странах Центральной Азии. Самая крупная из них населяет территорию Казахстана.

Как современный этнос уйгуры сформировались в Восточном Туркестане на основе смешения двух этнических субстратов — индоиранского (тохары, хотано-саки, согдийцы) и тюркского (древние уйгуры, карлуки, огузы). Ранние этапы истории уйгуров полностью совпадают с историей других тюркских народов Центральной Азии, прежде всего, казахов, узбеков, кыргызов.

Большую роль в этногенезе современных уйгуров сыграли древние уйгуры, история которых прослеживается в течение почти тысячи лет (IV—XIII веков).

Другим тюркским компонентом уйгурского этногенеза были карлуки, известные тем, что создали первое мусульманское тюркское государство Караханидов, одним из столиц которого был древний город Кашгар. Не случайно, ученые относят современный уйгурский язык вместе с узбекским к карлукской ветви тюркских языков.

Древние уйгуры были кочевым народом, который раньше других тюрков воспринял оседлые формы хозяйственной жизни. Созданные ими письменные памятники входят в золотой фонд мировой цивилизации.

 Уйгурское общество было примером межконфессионального согласия: основная часть уйгуров исповедовала буддизм, но среди них было много последователей манихейства, христианства, зороастризма, тенгрианства и даже ислама.

                                                               

Полная исламизация Восточного Туркестана в XV веке привела к исчезновению самоназвания уйгуров, которое символизировало культуру «неверных», а Уйгурское Турфанское княжество, просуществовавшее почти пятьсот лет, вошло в сферу мусульманской культуры.

Первое новоуйгурское государство было создано на обломках государства Моголов и известно как Яркендское ханство (Саидия), власть в котором со временем взяли в руки представители мусульманского духовенства. Основная масса уйгуров Казахстана является потомками переселенцев с Кульджинского (Илийского) края Восточного Туркестана (ныне: Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР), которые были поселены на территории западнее реки Борохудзир администрацией Семиреченской области Российской империи в соответствии с условиями Санкт-Петербургского договора с Цинской империей от 1881 года. Чуть ранее, в 1871 году, сразу после оккупации Россией территории Илийского Таранчинского султаната, большая группа уйгуров-таранчей во главе с султаном Абиль-оглы была поселена к северу от города Верного. Созданное этой группой поселение в последующем стало называться среди уйгуров Султан-корган (построенный султаном). С того времени развитие уйгурской общины Семиречья тесно связано с судьбой братского казахского народа. Этот исторический эпизод является лишь одним из небольших примеров уйгуро-казахских исторических связей, которые уходят корнями в глубокую древность.

В начале ХХ века уйгурское население Семиреченской области сосредоточилось в Жаркентской и Аккентской волостях (ныне Панфиловский район), Аксу-Чарынской волости (Уйгурский район), Малыбаевской, Корамской и Карасуйской волостях (Энбекшиказахский район) и в четырех слободах в Верном (ныне Алматы).

Расселение уйгуров по селам было основано на традиционных общинно-земляческих связях, поэтому уйгуры давали своим селам названия тех населенных пунктов, из которых они переселились.

Генетические исследования показали, что самыми близкими к уйгурам являются казахи, а затем узбеки, башкурты, татары, коми, мары, мордва, а самыми далекими от них — китайцы.

Уйгуры относятся к тюркским народам, раньше остальных перешедших от кочевой формы хозяйства к оседло-земледельческой и городской. Наряду с земледелием большое развитие в уйгурских городах получили ремесла, а в селениях — подсобные домашние промыслы. В местах своих поселений они создали сложную арычную систему орошения полей, проделав огромную работу по орошению пустынных степных пространств без помощи царского правительства.

Характер расселения уйгуров в Семиреченской области определялся традиционной системой хозяйствования – поливным земледелием. В Семиречье уйгуры поселились в предгорных речных долинах, очень схожих с прежними местами их проживания в Илийском (Кульджинском) крае.

В период после миграции в Семиречье наблюдается рост численности уйгурского населения, которое увеличилось не только за счет естественного прироста, но и за счет постоянного притока уйгуров из Китая. Согласно первой всеобщей переписи населения Российской империи, в 1897 году  в Семиреченской области проживало 55 999 уйгуров. Незначительный, но стабильный рост уйгурского населения наблюдался в последующие годы. Достаточно значительным было и уйгурское население Ферганской долины, пополнение которого происходило за счет миграции напрямую из Кашгара в Южном Синьцзяне.

В 2016 году народы Центральной Азии отметили 100-летие национально-освободительного восстания 1916 года, в котором приняли участие почти все местные народы. В 1916 году уйгурское население поддержало казахов и кыргызов, восставших против мобилизации мужского населения на фронтовые работы. После подавления восстания более 1000 уйгуров были мобилизованы в европейскую часть России для рытья окопов и работы на железнодорожных путях. Эти события получили отражение в уйгурском фольклоре, в котором существует много народных песен об отправке мужчин на фронт для работы в шахтах и строительстве окопов.

В 1918 году большевиками был организован массовый расстрел мирного населения уйгурских сел, расположенных вдоль Кульджинской трассы от Верного до Жаркента. Обвинив мирное население в симпатиях к казачеству и белому движению, отряд большевиков во главе с комиссаром Мураевым расстрелял около 25 тысяч уйгуров. В результате красного террора часть уйгурского населения была вынуждена уйти в пределы Китая. Массовый расстрел, называемый по-уйгурски ату, был запрещенной темой в советское время. С приобретением независимости Казахстаном на трассе в районе села Лавар установлен мемориальный памятник, посвященный жертвам красного террора.

Казахстан является колыбелью уйгурской национальной истории. Именно в Верном в 1922 году вышел в свет первый образец национальной историографии уйгуров, автором которого был Назаргоджа Абдусемятов.

Расцвет советской уйгурской культуры и возрождение уйгурского народа, воспетые в трудах уйгурских писателей, поэтов, артистов, ученых, художников произошел именно в Казахстане, где в годы советской власти была создана сеть уйгурских культурно-просветительских учреждений, многие из которых успешно функционируют и поныне.

Уйгуры представляют одну из многих этнических групп, живущих в дружбе и согласии в независимом Казахстане, строящем свое настоящее и будущее в соответствии с выдвинутой Президентом РК Назарбаевым Н. А. общенациональной патриотической идеей «Мәңгілік ел».

Обратная миграция уйгуров в Китай имела место во время коллективизации сельского хозяйства и вызванного им голода в 1929-1931 годы. Немало уйгуров переселилось обратно в Китай из-за наступившего коллапса сельскохозяйственной системы.

Все народы Советского Союза внесли свой вклад в дело разгрома врага в Великой Отечественной войне (1941-1945 годы). Стойкими солдатами проявили себя уйгуры, защищавшие в первые дни войны героическую Брестскую крепость. Немало уйгуров сражалось в рядах 8-й гвардейской дивизии генерала-майора И.В. Панфилова, защищавшей подступы к Москве. Фронтовая газета «Боевой призыв» описала героизм бойца-уйгура Батура Шарипова из села Ташкенбай-саз Алма-Атинской области, который был ранен в боях под Москвой, затем вернулся в строй и дошел до Берлина…

В советское время всегда подчеркивалось, что пионеры уйгурской культуры выходили именно из страны Советов. Например, К. Кужамьяров — первый профессиональный композитор среди уйгуров, А. Шамиева — первая уйгурка, получившая научную степень кандидата наук, уйгурский театр в Алма-Ате — первый и единственный профессиональный театр уйгуров в мировом масштабе, Институт уйгуроведения в системе Академии наук Казахской ССР — единственный специализированный институт в мире, изучающий уйгуров.

Значительный рост уйгурского населения Казахстана произошел в результате массового переселения из СУАР КНР в 1950-1960-е годы, произошедшего из-за обострения политической ситуации и массовых репрессий местного населения в Китае. Если в 1959-м году перепись выявила 59 840 уйгуров в Казахстане, а по всему Советскому Союзу — 95 208 человек, то по переписи 1970 года их численность удвоилась: в Казахстане их число достигло 120 881 человек, а по стране — 173 276 человек.

Согласно статистике 2014 года, численность уйгуров в Казахстане составила 246 777 человек (1,4% от общей численности населения страны в 17 160 774 человек). В Энбекшиказахском районе проживает самая крупная уйгурская община Алматинской области — 51 247 человек (18% от общего населения района в 283 564 человек).

С демографической точки зрения уйгуры представляют собой молодой этнос. Согласно исследованиям 1999 года, особенностью возрастной структуры уйгуров Казахстана было то, что 41,3% населения приходилась на две возрастные группы — 0-9 лет и 10-19 лет. Уйгуры, как и другие тюркские этносы Казахстана, отличаются высоким уровнем рождаемости и относительно низкой смертностью населения. Удельный вес возрастной группы старше 60 лет у уйгуров составляет 7,5% (для сравнения, этот показатель у казахов — 6%, у узбеков — 6,4%).

Во всей Центральной Азии уйгуры пользуются репутацией искусных кулинаров: в местах компактного проживания уйгуров в Алматинской области, включая город Алматы, в большом количестве функционируют уйгурские рестораны. Национальные традиции уйгуров более всего сохранились именно в культуре питания. Основу уйгурской кухни составляет растительная пища с добавлениями мяса, молока и молочных продуктов. Большое место в уйгурской кухне занимает чай, включая особую разновидность чая с молоком и солью (аткан-чай). Этот чай пьют с добавлением сливочного масла и с лепешками…

Уйгурский язык относится к карлукской группе тюркских языков, в которую также входит узбекский язык. Компактное проживание уйгуров в Семиреченской области создало благоприятные условия для функционирования уйгурского языка через развитие образования на этом языке, прессы и издательского дела.

Уйгурский язык функционирует в Алматинской области Казахстана в основном в сфере образования, массовых коммуникаций, культуры и семейно-бытового обслуживания.

Казахстан является единственной страной за пределами Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, где существует среднее образование на уйгурском языке. В настоящее время здесь функционируют всего 62 школы с уйгурским языком обучения, из которых 12 являются чисто уйгурскими школами, 2 — уйгурскими гимназиями, а 48 школ являются смешанными уйгуро-казахскими и уйгуро-русскими. В это число входят 2 уйгурские гимназии, одна средняя школа и 2 смешанные школы Алматы.

Для осуществления подготовки специалистов уйгурского языка, в которых нуждались школы и учреждения культуры Казахстана, в 1955 году была создана кафедра уйгурского языка на филологическом факультете Казахского Педагогического института им. Абая. После его закрытия она вновь возобновила свою работу в 1983-м, которая продолжалась до 2000 года. В годы перестройки на факультете журналистика КазНУ им. Аль-Фараби была открыта группа по подготовке журналистов для уйгурских СМИ, которая просуществовала некоторое время, подготовив большое число специалистов по журналистике. Эти подразделения, равно как и аналогичные подразделения в университетах Узбекистана и Кыргызстана в последующем закрылись.

В настоящее время Министерство образования и науки РК ежегодно выделяет 5 грантов для обучающихся на специальности «уйгурский язык» в Алматинском национальном педагогическом университете им. Абая.

В заключение хотелось бы отметить, что уйгуры поддерживают контакты со своей исторической родиной, однако родиной считают Казахстан, в развитие которого вносят свой вклад, трудясь в разных сферах экономики.

Фото: из открытых источников

По материалам книги доктора социологических наук, руководителя Центра по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений в Центрально-Азиатском регионе Академии госуправления при Президенте Республики Казахстан А. К. Садвокасовой «Уйгуры Казахстана»

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Ассамблеи народа Казахстана обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Для авторизации обратитесь по адресу assemblykz.2016@gmail.com

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!