Лента новостей

Ученые выяснили, что родители в Казахстане не следят за детьми в Интернете

Большая часть опрошенных сообщили, что знают о существовании функции «Родительский контроль», однако среди родителей, участвовавших в фокус-группах, никто ее не использовал и не имеет четкого представления о том, как это сделать. Родителями старших школьников была продемонстрирована некоторая беспечность в этом вопросе.
Ученые выяснили, что родители в Казахстане не следят за детьми в Интернете
Фото: ©El.kz/Артем ЧУРСИНОВ 01.06.2023 15:00 1466

Насколько дети и подростки информационно грамотны? Могут ли они эффективно использовать информацию, обрабатывать ее и критически осмысливать? Как информация влияет на наших детей и насколько взрослые готовы помочь детям стать медиаграмотными в XXI веке? На эти вопросы ответили казахстанские ученые, проведя исследование информационной культуры казахстанских детей и молодежи. На вопросы корреспондента ИА El.kz ответили авторы исследования, кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии, этнологии и Отечественной истории Карагандинского университета имени Е.А. Букетова Асель Мырзахметова и старший преподаватель кафедры всемирной истории и международных отношений Игорь Хлебников.

- Расскажите о своем исследовании, кто его заказчик и кто работал над проектом?

- Исследование реализовано в рамках научного проекта по гранту «Формирование информационной культуры казахстанской молодежи как фактор роста интеллектуального потенциала общества». Заказчиком является Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан.

Наше исследование связано с изучением информационной культуры казахстанской молодежи. Нам, как исследователям, было интересно узнать, в чем же заключается информационная культура казахстанской молодежи, каков ее уровень, какие существовали исследования до нас, кто этим занимался и для чего, как уровень информационной культуры нашей молодежи соотносится с другими странами. Ну и в целом нам, как родителям, было важно знать - наши дети вообще информационно грамотны? Могут ли они эффективно использовать информацию, могут ли они ее обрабатывать, критически осмысливать? Как информация влияет на наших детей и насколько мы готовы помочь нашим детям с тем, чтобы вырасти информационно грамотными в XXI веке?

Мы начали работать над проектом еще в 2019 году, когда готовили заявку для участия в конкурсе по грантовому финансированию. Тогда впервые Министерством образования и науки был объявлен конкурс для молодых ученых до 40 лет. Основными исполнителями проекта являлись мои коллеги, преподаватели Карагандинского университета имени Е.А. Букетова – это старший преподаватель кафедры всемирной истории и международных отношений Игорь Дмитриевич Хлебников и старший преподаватель кафедры политологии и социологии Наталья Владимировна Карасева и я.

- Какова цель исследования, зачем оно проводилось?

- Целью исследования является оценка уровня информационной культуры современной казахстанской молодежи, определение потенциальных рисков и угроз, выработка эффективных стратегий и рекомендаций по развитию навыков информационной грамотности.

Информационная культура нашей молодежи сравнительно малоизученная тема, особенно на фоне множества зарубежных исследований, посвященных данной теме. Исследование проводилось, чтобы получить реальную информацию, показать казахстанскую специфику, наметить ряд проблем и обозначить пути их решения.

В фокусе исследования были учащиеся 9-11 классов общеобразовательных школ, учащиеся колледжей и вузов, а также преподаватели вузов и организаций ТиПО и родители учеников Карагандинской области. Общее количество респондентов составило около 3000 человек.

- Как будут применяться результаты, какой практический выхлоп?

- Исследование будет полезно для ученых, преподавателей, методистов, тренеров, осуществляющих повышение квалификации учителей-предметников общеобразовательных школ, а также для преподавателей и студентов высших учебных заведений при подготовке будущих педагогов.

Результаты исследования были опубликованы в виде ряда научных статей, озвучивались на конференциях, изданы в виде монографии «Изучение информационной культуры казахстанской молодежи (на примере городов Карагандинской области)», учебных пособий. Нами также были получены авторские свидетельства.

Мы делились результатами исследования со своими коллегами (преподаватели, журналисты) из Высшей школы экономики (Санкт-Петербург), Университет «Туран» (Алматы), Казахстанский институт общественного развития (Астана), Общественный Фонд «Медиа сабак» и Кыргызско-Российский университет им. Б.Н. Ельцина (Бишкек). Везде получили хорошие отзывы

Результаты также озвучивались в Карагандинском университете им. Е.А. Букетова, учитывая их, были разработаны и проведены тренинги для преподавателей и студентов на историческом факультете, учителей школ Карагандинской области и других организаций образования.

- Что вы исследовали? К каким результатам пришли по медиаграмотности, по использованию Интернета детьми и студентами?

- Мы исследовали информационную культуру. Это многогранное понятие, включающее ряд аспектов. Это оптимальный способ обращения со знаниями, информацией и предоставления их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач, способность и умение индивида хранить, получать, преобразовывать и передавать информацию. Информационная культура также связывается с развитием системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации. Кроме того, это часть общей культуры, состоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области информационно-коммуникационных технологий.

Исследование конкретных характеристик этого понятия позволило обозначить ряд проблем в области медиаграмотности, использования сетевых технологий нашей молодежью. Так, учащиеся школ, продемонстрировали высокий уровень уверенности в своих знаниях и навыках работы в информационно-цифровом пространстве. Для учащихся школ информационная грамотность ассоциируется преимущественно с вопросами медиа и цифровой грамотности.

Один из блоков составили вопросы о цифровом этикете. Однако участники фокус-группы не смогли назвать его основные правила, а при более детальном разборе продемонстрировали его полное несоблюдение. Вопрос с этикетом в Интернете также слабо отработан у студентов, как и у школьников. Сами студенты сообщили, что всегда стараются быть вежливыми и соблюдать правила светского и цифрового этикета, при этом упоминая одногруппников, которые нарушали те или иные нормы. Почти все сообщили, что предпочитают не включать камеры, не задумывались над тем, что ответы на письма нужно отправлять вовремя, не видят ничего страшного в отсылке сообщений преподавателям и друг другу в ночное время. Студенты практически не смогли назвать площадки, на которых можно получить дополнительные знания по ряду вопросов. Среди ответов прозвучали только ссылки на сайты и программы по изучению иностранных языков.

Респондентами категории «Преподаватели» в ходе интервью было отмечено ежегодное снижение уровня подготовленности и грамотности среди студенческой молодежи. Преподаватели предположили, что имеется большой отток абитуриентов с высоким уровнем подготовки в другие страны. Также участники исследования отмечают цифровое неравенство. По их мнению, студенты, проживающие в отдаленных местностях и не имеющие достаточного технического оснащения, не могут полноценно конкурировать с городской молодежью.

Родители и учителя продемонстрировали полное отчуждение от вопросов, связанных с контролем за деятельностью и безопасностью школьников в Интернете. Результаты опроса показали, что родители перекладывают ответственность на учителей, а те, в свою очередь, не считают это частью своей работы и «возвращают» ответственность родителям.

В результате наблюдается целый пласт в жизни подростков, который не контролируется ни с со стороны педагогов, ни со стороны родителей.

- Что знают дети о кибербезопасности? Какие пароли используют? Знают ли о конфиденциальности информации? Выкладывают ли личные данные и насколько это опасно?

- Относительно кибербезопасности нами были получены следующие результаты. Учащиеся уверены в своей неуязвимости, однако при ответе на конкретизирующие вопросы испытали некоторые трудности. Так, на вопрос о понимании того, как сохранить свою конфиденциальность и уберечь личную информацию, респонденты сообщили, что создают несколько аккаунтов, называют себя другими именами и используют в качестве аватаров картинки, а не собственные фотографии. При этом они зачастую вступают в одни и те же сообщества, а в переписке очень часто используют личную информацию. В таких действиях подростки никакой угрозы не видят, т.е. не допускают мысли о том, что под видом подросткового аккаунта с ними могут общаться мошенники. Они не видят угрозы и в том, что, создавая беседы и чаты с большим количеством участников, имеющих возможность читать и участвовать в переписке, они раскрывают свою личную информацию о месте нахождения, о возможных путешествиях с родителями и т.п.

Среди респондентов категории «Родители» можно отметить достаточно низкую тревожность за учащихся детей, проводящих достаточно большое количество времени в Интернете, как по вопросам учебы, так и для проведения свободного времени. Родителями было отмечено, что они знают о большом объеме времени, проводимого их детьми в Интернете. Также они имеют представления о способах контроля и регулирования времени на посещаемых сайтах с помощью различных программ, однако фактически никто из них этим не пользуется. Родители уверяют, что имеют доверительные отношения с детьми, уверены в их грамотности, осведомленности и понимании потенциальных угроз, возможных при бесконтрольном использовании Интернета.

Большая часть опрошенных сообщили, что знают о существовании функции «Родительский контроль», однако среди родителей, участвовавших в фокус-группах, никто ее не использовал и не имеет четкого представления о том, как это сделать. Родителями старших школьников была продемонстрирована некоторая беспечность в этом вопросе. Почти все сошлись во мнении, что дополнительные функции контроля нужны для трудных или проблемных подростков, а так как их дети таковыми не являются, то им это и не нужно.

- Считают ли учителя и родители опасным явление буллинга и серьезным нарушением прав человека?

- В рамках исследования нами не ставилась конкретная задачи определения проблемы буллинга. Однако, в ходе исследования в числе участников фокус-групп были подростки, столкнувшиеся с буллингом. Они сообщили, что проблему разрешали сами, не вовлекая в ее решение взрослых, опираясь на друзей и демонстрацию силы. Сами взрослые – это родители и педагоги, считают, что действия по ограничению времени пребывания в интернете, работы с гаджетами, являются адекватной мерой для защиты подростков от злоумышленников. Хотя в условиях пандемии и перехода на онлайн обучение, практически 90 % всех детей оказались вовлеченными во всемирную сеть интернет.

- Как велась обработка данных. Насколько репрезентативны результаты исследования?

- Репрезентативность данных исследования обеспечивалась соблюдением процедур формирования выборки, отбора респондентов, охватом ряда категорий, сочетанием качественных (анкетный опрос) и количественных (фокус-групповое интервью) методов. Использование качественных методов в рамках проекта было обусловлено необходимостью получения более полной информации об уровне и основных тенденциях в развитии информационной культуры молодежи. Категории, которые приняли участие в фокус-групповых исследованиях, полностью соответствуют категориям, определенным для участия в количественном исследовании (анкетирование). Также использовался вторичный анализ статистических данных о структуре и численности различных категорий респондентов с использованием баз данных Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, изучались результаты и методология исследований по схожей тематике, проводившихся за рубежом и в нашей стране.

Количественные методы использовались для получения надежных эмпирических данных, на основе которых оценивались сформулированные гипотезы. Качественные методы позволили уточнить гипотетические предположения и предоставить информацию для дальнейшего изучения и практики.

Результаты обрабатывались при помощи программы статистической обработки данных IBM SPSS Statistics – наиболее авторитетной программы для обработки данных прикладных исследований.

Так что полученные нами результаты вполне надежны и отражают реальную картину информационной грамотности в молодежной среде городов Карагандинской области.

 

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!