Турки Казахстана: Земля общих предков
Среди крупных этносов казахстанского народа особое место занимает этнос турок ахыска. Представители турецкого народа, численность которого достигает 200 тысяч, проживают на территории Казахстана на протяжении 70 лет.
В действительности вопрос происхождения турок ахыска тесно связан с историей, имеющей отношение к турецкому миру Грузии.
Для казахского народа не являются чужими принудительно переселенные в Казахстан в 1944 году представители турецкого этноса. В связи с этим не случайно турки современной Турции говорят: «Анадолы — мать, Алтай — отец». Все турецкие народы почитают Среднюю Азию и считают ее землей своих предков. Турция и Казахстан — государства, у которых единая история, культура и глубокие этнолингвистические корни.
Если обратиться к этногенезу и этнической истории казахского и турецкого народов, есть все основания предполагать, что они связаны с историей тюркских и сакских племен. Несмотря на то, что они вошли в историю в VI веке как «турки», они являются прямыми наследниками культуры саков и хунов. Если казахи в качестве их прямых преемников остались на прежней исторической родине, то турки в различные периоды средневековья вместе с братскими тюркскими народами по различным историческим, политическим, социально-экономическим и другим определенным причинам, пройдя через территорию Казахстана и Средней Азии, достигли Малой Азии и в VI веке там установили тюркский суверенитет.
Предками турок ахыска в Казахстане являются народы Османской империи, выходцы из региона Ахалцих на территории Месхетии в Грузии. Их предки долгие годы проживали в этих местах. Тяжелое испытание постигло турок ахыска после входа в состав Грузии, Российской империи, а также в состав союзных республик СССР. В середине 1930-х годов правительство стало открыто осуществлять политику оказания жесткого давления на представителей данной национальности. Если на начальном этапе представителей турок ахыска вынуждали отказываться от своей национальности, в паспортах указывать грузинскую национальность, брать грузинскую фамилию, то на втором этапе подвергали прямым репрессиям лучших представителей турецкой интеллигенции и кадровых руководителей.
Согласно волюнтаристской политике, небольшие по своей численности народы в годы Великой Отечественной войны были подвергнуты полной депортации в Казахстан, Восточную Сибирь и другие регионы.
После 1956 года многие репрессированные народы получили возможность возвращения на свою историческую родину, им была возвращена их национальная структура. Однако национальная автономия отказалась от крымских татар и немцев. Более тяжелая трагедия выпала на долю представителей турецкой национальности, в том числе на долю турок Казахстана или турок ахыска. Эти народы были лишены самого элементарного права вернуться на свою историческую родину в Грузию. Это событие уникально, мировой истории не известны такие случаи. Несмотря на сложность исторической судьбы, казахстанские турки стремились сохранить свое национальное бытие и неповторимые этнокультурные особенности. Эти ценности сохранялись внутри этноса в нашей полиэтничной стране.
В декабре 1994 года на семинаре, посвященном 50-летию подверженных депортации народов, который прошел в НАН РК, Т. А. Курдаев выступил со статьей, в которой указал, что «на сегодняшний день во всех регионах СНГ численность турок составляет примерно 600 тысяч человек». Они расселены по 46 областям, краям и республикам бывшего СССР, находятся вдали друг от друга, у них нет возможности развивать свой язык и культуру, а также осуществлять взаимодействие друг с другом.
После обретения Казахстаном своей государственной независимости, произошли значительные изменения не только в жизнедеятельности нашего общества, но и в национальной политике страны. Государственная политика РК направлена на защиту интересов всех граждан страны, независимо от этнической принадлежности. Конституция Республики Казахстан, несмотря на национальность, расу, язык наших граждан, признала равенство всех граждан. Законы о языках, общественных объединениях, образовании, культуре сыграли важную роль для этнокультурного возрождения, культурно-просветительского и духовного развития, решения других вопросов. Ключевым институтом стабильности общественного и межэтнического согласия, единства народа Казахстана стала Ассамблея народа Казахстана. Новаторская деятельность и предпринятые меры Первого Президента Казахстана, привели к достижению межэтнического согласия, к высокой культуре межэтнических отношений.
По материалам книги доктора социологических наук, руководителя Центра по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений в Центрально-Азиатском регионе Академии госуправления при Президенте Республики Казахстан А. К. Садвокасовой «Турки ахыска Казахстана»
Фото: из открытых источников
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Ассамблеи народа Казахстана обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Для авторизации обратитесь по адресу assemblykz.2016@gmail.com.