Цифровая революция, как много интересного сулит нам это выражение. Услышав о глобальной цифровизации, перед глазами всплывают города, в которых жизнь полностью регулируется искусственным интеллектом, а от человека только и требуется, что подавать голосовые запросы умным сервисам на ту или иную услугу. Конечно все это не фантастика, а возможные реалии, которые наступят через 5-10 лет, а может быть и раньше. Но все же иногда задаёшься вопросом, а настолько ли быстро мы приближаемся к тому самому цифровому скачку, после которого мир уже не будет прежним? И хватит ли нашей фантазии представить, как будет выглядеть цифровой мир будущего?
Большинство жителей нашей планеты уже активно пользуются благами цифровизации и настолько к ним привыкли, что каких-то 10 лет назад и представить себе не могли, что такое возможно. Нашим главным проводником в «цифровой мир» стал даже не компьютер, а смартфон с доступом в интернет, который намного упростил нам жизнь. Появление таких карманных помощников, наверное, и можно назвать одним из скачков в мир цифровизации для обычных людей. Но, похоже, нам нужно больше и все мы ждем чего-то нового и даже фантастического. Ну, согласитесь, вершина цифровизации – это ведь не только выход очередной версии iPhone.
Цифровизация сегодня
Рынок IT-услуг в мире ежегодно увеличивается в среднем на несколько процентов. Мировые цифровые гиганты как Google, Apple, Amazon, Facebook и другие, уже обошли по прибыльности крупнейшие сырьевые компании.
Одним из первых реагирует на развитие новых технологий конечно бизнес. Так было всегда, вспомнить хотя бы историю легендарной компании Генри Форда, которая стала первооткрывателем в машиностроении. Более того, бизнес и придумывает эти самые инновации.
Путь на развитие цифровой экономики сегодня выбрали многие страны Казахстан также в их числе. Доставка еды до двери в один клик, вызов такси через мобильное приложение, использование смартфона вместо банковской карточки, и вообще всевозможные онлайн платежи все это уже стало обыденностью для современного горожанина. Это мы называем бизнесом для потребителей. Цифровой же рынок становится все более насыщенным, а следовательно конкурентным. Чтобы выдержать эту конкуренцию и выиграть гонку «цифровых вооружений», а точнее борьбу за внимание потребителя, бизнесу приходится быть на шаг впереди самой цифровизации. Получается, кто не успел «оцировизироваться», тот проиграл. В связи с такой тенденцией появились компании, которые ориентированы не на конечного потребителя, а на другие компании, продающие свои услуги или товары.
Вот уже на протяжении нескольких лет бурными темпами растет так называемая электронная коммерция, бизнесом активно внедряются облачные технологии, онлайн-платформы. Облачные платформы (онлайн-сервисы, хранящие и обрабатывающие дынные по средствам сети интернет) – универсальны и очень удобны для любой деятельности. Ведь если компания размещает часть своих производственных процессов на стороннем сервере «облаке», она может сэкономить на многом (наем сотрудников, аренде офисов, производстве и т.д.). При этом заботу о качественной работе такой платформы берет на себя хозяин облака, правда за определенную плату. Самый простой пример облачного сервиса - Яндекс.Диск ну или какой-нибудь онлайн конструктор сайтов. Но есть такие мощные платформы, которые способны взять на себя самые широкие функции: от обычного хранения данных, до составления отчетностей, документооборота, плана логистики, онлайн продаж.
Быстрее всех на рынке цифровых услуг сориентировался финансовый сектор, мобильные операторы, IT, телекоммуникационные компании. И сегодня коммерческие банки очень успешно внедряют функции дистанционного обслуживания, создавая все более совершенные приложения, которые практически исключают поход граждан в офис. А если к этому еще добавить возможность идентификации клиента по отпечаткам пальцев или сетчатке глаза, то в этом направлении финтех как говорится, даст фору многим отраслям.
Страны лидеры, которые активно используют блага цифровой экономики - США, Япония, Китай, Южная Корея, в некоторых из них доля ВВП, например на интернет вещей или облачных данных приходится до 12-15%. Это в несколько раз больше в сравнении со странами СНГ, но даже такой показатель говорит, что расти есть куда даже лидерам цифровизации.
Риски цифровой трансформации
Как и любой экономический процесс, а цифровая трансформация в первую очередь затрагивает экономику страны, существует определенная переходная стадия. Казахстан уже прошел начальную стадию цифровизации, и сейчас находится на том переходном этапе, когда для качественного скачка необходимы новые методы и идеи. Как говорится, базовый каркас для построения цифровой экономики уже есть, есть законы, которые ее поддерживают, есть понимание куда двигаться, есть интеллектуальные ресурсы. И в этой стадии существуют риски «цифрового штиля», когда в обществе активно пользуются мировыми продуктами цифровизации, при этом, не создавая собственных прорывных проектов. Решит ли эту проблему создание своей «кремниевой долины», предположить сложно, но ясно одно, что в этом случае следует активнее поддерживать стартапы. Причем поддерживать нужно будет даже самые фантастические, ведь никто не знает, какие сервисы будут необходимы обществу через 20-30 лет.
Однако, как отмечают сторонники цифрового общества, важно понимать, что под цифровизацией экономики, бизнеса имеется в виду не только внедрение в различные сферы жизни IT решений. Цифровая трансформация – процесс гораздо более сложный и глубокий чем повсеместная диджителизация. Он подразумевает изменение самой модели к подходу оказания услуг, созданию рабочих мест, модернизации инфраструктуры, качественному пересмотру подхода к образованию, обучению. Все это на финишном этапе и сформирует так называемую цифровую культуру, которая станет базой для новых научных скачков.
В идеале цифровизация должна проникать во все сферы жизни, не только в бизнес. Сельское хозяйство, медицина, образование, безопасность, и конечно же городская среда то есть проектирование умных городов – и это еще не весь список отраслей куда нацелена цифровизация. Главным помощником во всем этом человечеству служат большие данные (big data), это не только модный среди айтишников термин, это реальность нового подхода к хранению и обработке большого количества информации. А как мы знаем ежегодно серверы всего мира пополняются миллионами терабайтов информации, которую важно не только сохранить, отсортировать, но и систематизировать, чтобы в дальнейшем использовать по назначению. Ведущие IT-эксперты США уже давно отмечают, важность работы с большими потоками информации, ведь кто первым научится ее систематизировать, тот и будет лидером цифрового мира будущего.
Почему же так важно обрабатывать большие данные? Дело в том, что мир уже на пороге перегрузки всевозможными данными, которые рано или поздно, если их не привести в порядок создадут информационный хаос. Более того, правильно структурированная информация приносит только пользу обществу, создавая возможности для новых прорывных проектов. Популярные термины, которые тесно связаны с большими данными: интернет вещей, нейросети, искусственный интеллект, аналитика, машинное обучение и не только. Еще одна польза от работы с большими данными – это персонализация. Под этим понятием имеется в виду, что с каждым годом услуги, которые предоставляются сервисами по всему миру будут все более точными и нацеленными даже не на определенную группу потребителей, а на конкретного человека. И похоже, что адресные сервисы, это только часть мирового цифрового айсберга.
Цифровизация завтра
Фантазировать на тему, что ждет нас завтра можно долго. А если говорить о цифровой экономике, роботизации, то есть цифровой трансформации в принципе, то фантазии будут самыми безграничными и запросто могут уложиться в сценарий фильма о будущем. Появление полностью «цифровых городов» наверное, вопрос нескольких лет, тем более максимально приближенные феномены уже существуют Дубай, Сингапур, Токио. Уже сейчас в этих городах человек может получить любые услуги, не выходя из дома. Концепция «smart city» еще не внедрена на 100%, но то, что есть уже сегодня – впечатляет. Цифровая урбанизация позволяет каждому человеку улучшать городскую среду, экологию, качество обслуживания, по средствам разных приложений в своем смартфоне. Некоторые в пилотном режиме внедряют беспилотное такси, другие создают умные урны, фонари, остановки, в основе многих сервисов лежит экономия ресурсов и забота об экологии и это радует.
Один из важнейших вопросов, который сейчас волнует многие экономики мира: какая роль в глобальной цифровизации в итоге будет отведена человеку и ручному труду? Когда машины полностью заменят нас на предприятиях и офисах? Но как заверяют сами ученые роботизация – не должна быть проблемой и уж тем более не должна пугать людей. Даже самый совершенный робот может ошибаться, и контроль за всеми процессами со стороны человека будет всегда. Кстати, пару лет назад сам Илон Маск признался, что он поторопился с внедрением повсеместной автоматизации производства в своей компании. И сегодня на заводах Tesla по-прежнему трудятся тысячи инженеров и сборщиков.
Фото:pixabay.com