Цифровая юстиция: Казахстан повышает правовую грамотность и доступность юридической помощи
Современные технологии упрощают доступ к правосудию, сокращая бюрократические барьеры и экономя время граждан.![Цифровая юстиция: Казахстан повышает правовую грамотность и доступность юридической помощи Цифровая юстиция: Казахстан повышает правовую грамотность и доступность юридической помощи](/storage/storage/element/2025/02/12/mainphoto/142120/1200xauto_YLwa6z8eMuXWYoHJbJJBIykCdAirMiMLqWbXkIgw.jpg)
Министерство юстиции Казахстана реализует комплекс цифровых инициатив, направленных на повышение правовой грамотности населения и доступность юридических услуг, сообщает El.kz со ссылкой на Министерство юстиции РК.
В 2024 году по всей стране были запущены акции «Народный юрист», «Юстиция консультирует», «День открытых дверей» и «Дни бесплатной юридической помощи», в рамках которых прошли 1 310 разъяснительных мероприятий с охватом более 100 тыс. человек.
Для жителей сельской местности открыто около 2000 «Кабинетов права», оснащенных доступом к цифровым юридическим базам, включая ИПС «Әділет», БД «Закон», портал «Открытые НПА» и систему e-otinish.
Развитие цифровых технологий также охватывает систему юридической помощи. Платформа «E-ZanKomegi» и мобильное приложение «Zan Komegi» позволяют гражданам получать правовые консультации онлайн. На сегодняшний день более 472 тыс. человек воспользовались услугами адвокатов и юридических консультантов через данную систему.
Внедрение «Е-нотариата» сделало возможным оформление доверенностей и согласий супругов онлайн через видеозвонок, чем уже воспользовались 176 тыс. граждан. Дополнительно, биометрическая идентификация и QR-подписание позволяют исключить неправомерные действия при оформлении документов. Благодаря этим нововведениям казахстанцы удаленно оформили 168 тыс. доверенностей и 67,5 тыс. согласий супругов.
Существенным шагом к упрощению процедур стал запуск «Робота судебного исполнителя», который автоматически возбуждает исполнительное производство по неоплаченным штрафам до 20 МРП. Граждане получают уведомления через EGovMobile, а оплата штрафа проводится без участия судебного исполнителя, что экономит до 25% суммы взыскания. С момента запуска этой системы возбуждено 109 тыс. исполнительных производств на сумму 2,2 млрд тенге, а экономия граждан составила 550 млн тенге.
В 2025 году ожидаются новые цифровые инициативы:
- Правовое обучение 300 тыс. граждан по всей стране.
- ИИ-помощник «Айтеке» – чат-бот для юридических консультаций и сбора документов.
- Расширение компетенций Робота-судебного исполнителя, который теперь будет работать с задолженностями до 40 МРП, что позволит гражданам экономить до 12,2 млрд тенге в год.
Цифровая трансформация юстиции направлена на упрощение получения юридических услуг, устранение административных барьеров и повышение эффективности правоприменительной практики. Казахстанцы смогут экономить время и деньги, а процесс правовой защиты станет более прозрачным и доступным.
![Telegram](https://el.kz./static/site/images/tel26.png)