Цель реформ – обеспечить социальные обязательства государства
В Казахстане предлагается снизить порог постановки на учет предпринимателей по НДС с 80 млн тенге до 15 млн тенге. Создаются условия, при которых стоимость издержек дробления будут превышать выгоды от дробления. Правительство обсуждает эти нововведения с экспертами и бизнесом, ориентируясь на международный опыт.
Своим мнением по этим вопросам с корреспондентом El.kz делится директор Национального центра развития высшего образования Министерства науки и высшего образования РК Фархат Куанганов.
- Фархат Шаймуратович, подскажите, пожалуйста, насколько целесообразным является намерение правительства ввести дифференцированный НДС?
- Смысл этих реформ понятен и оправдан, это увеличение доходной части бюджета для того, чтобы обеспечить все социальные обязательства, которые в бюджете есть, поэтому здесь целесообразность очевидна. Слишком большие разрывы кассовые, которые госорганы уже ощущают и бюджетные организации.
- Ещё озвучивалось намерение Правительства снизить нагрузку на фонд оплаты труда на 10%. Как Вы считаете, как может повлиять на заработные платы работников?
- На заработные платы это никак не повлияет. Эта мера направлена на снижение налоговой нагрузки на бизнес, на организации в большей степени.
- Вы являетесь руководителем Национального центра развития высшего образования. Отразится ли эта реформа, например, на заработной плате преподавательского состава?
- Нет, напрямую никак не отразится. Реформа на высших учебных заведениях отразится, потому что увеличится стоимость товаров и услуг, которые закупают вузы для обеспечения процесса. Но в целом, конечно, влияние будет не столь заметным, как для производственного сектора.
- В Правительстве еще высказывают предложения повысить бюджет развития в Казахстане в 2,5 раза, а также создать Фонд прямых инвестиций совместно с АО «Самрук Казына» и Фонд «Даму» превратить в Фонд гарантирования. Насколько действенны такие меры?
Правительство озвучивало, что необходимо увеличивать долю бюджета развития ВВП и привести в соответствие со средним уровнем в других странах, где развитие достаточное, и темпы развития достаточно велики, то есть тот уровень, который есть, он на сегодня недостаточен. Не меня смущает некоторая неопределённость, то есть Правительство предлагает в начале обеспечить устойчивость доходной части бюджета, а только потом формировать бюджет развития.
Бюджет развития нужен, но вопрос, нужно ли это делать одновременно, стимулировать развитие, и являются ли предложенное Правительством меры единственным механизмом стимулирования развития, эти вопросы остаются открытыми.
- Спасибо за интервью.