Лента новостей

Саида Елеманова: Необходимо сохранить музыкальные традиции

Этномузыковед о перспективах казахской музыкальной культуры
Саида Елеманова: Необходимо сохранить музыкальные традиции
Фото: фото из личного архива Саиды Елемановой 23.11.2018 20:01 7965

Саида Елеманова, профессор, кандидат искусствоведения, член Международного Совета по традиционной музыке (ICTM), Мәдениет қайраткері, член Союза композиторов Республики Казахстан, в интервью порталу El.kz рассказала о состоянии и перспективах развития традиционной казахской музыкальной культуры.

Саида Абдрахимовна работает в КазНУИ, и возглавляет лабораторию казахского народного музыкального искусства НИИ имени Коркыт-ата, который работает при университете, также она читает лекции на кафедре музыковедения и композиции.

- Саида Абдрахимовна, нуждаются ли научные подходы к изучению национальной музыкальной культуры в пересмотре? Возможно нужны какие-то новые методы?

- Судьба национальной музыки и тех ее видов, которые появляются в двадцатом веке, сложна, неоднозначна, порой драматична. История современной национальной музыкальной культуры – ее эволюция, способность к развитию и трансформация - еще не написана. Современная музыкальная практика давно нуждается в разработке фундаментальных понятий для исторического изучения. Традиционная музыка в советское время никогда не была субъектом культурной политики и не имела социальной и финансовой поддержки от государства (фактически речь шла об «использовании» готовых продуктов – Джамбул, Дина, Мурат Ускембаев, Кенен).

В независимом Казахстане произошли определенные позитивные изменения в отношении социальной роли традиционной музыки (проведение Международных фестивалей традиционной музыки - деятельность Казахской национальной консерватории - Д.К. Касеинов, продюсерский центр «Ел», центр традиционной музыки «Алатау» - Алматинский акимат). К сожалению, одного этого недостаточно для полноценного возрождения традиционной культуры, так как не решаются две важнейшие социально-культурные задачи: 1) запись, систематизация, исследование и хранение нематериального культурного наследия, 2) профессиональное образование в рамках традиции и последующее трудоустройство.

Второй ряд причин необходимости пересмотра подходов к современным музыкальным явлениям обусловлен методологией. Возникают вопросы: какой же должна быть методология изучения музыкальной культуры нового времени, может ли нас ныне устроить традиционный подход: изучение нотных текстов композиторского или народного творчества? Почему музыкознание нуждается в расширении, обновлении прежних подходов? Связано это, конечно же, с тем, что старые подходы уже не удовлетворяют нас в выяснении многих важных вопросов. Старая методология никак не реагирует и не принимает во внимание культурно-исторические и социологические изменения, произошедшие в 20 веке в обществе и культуре. Нужна новая методология, она должна соответствовать новому облику и меняющемуся состоянию культуры. На мой взгляд, существенным компонентом новой музыковедческой методологии должен быть этномузыковедческий подход. История собственно этномузыковедческих исследований Казахстана начинается с середины прошлого века, хотя собирательская деятельность началась значительно раньше. Этномузыковедение Казахстана содержит фундаментальные работы, как собирательского, музыкально-этнографического, так и обобщающего плана.

Этномузыковедческая методология синтезирует все вышеназванные подходы в системном, комплексном рассмотрении традиционной музыкальной культуры, максимально приближенном к ее живой природе, звучащей реальности и социальной практике. Совершенно очевидно, что описание и изучение традиционной музыкальной культуры в этномузыковедческом плане оказывается более плодотворным в ее живом, целостном, исполнительском виде, в процессе наблюдения за жизнью и творчеством музыкантов и реакцией публики.

Не надо доказывать то, что этномузыковедческое исследование обладает спецификой, значительно отличающей его от академического музыковедческого подхода. Специфика эта определяется, безусловно, кардинальными различиями самого объекта и предмета исследования, причем изначально ясно, что музыка, в одном случае, этническая, в другом (так называемая академическая - европейская, русская композиторская), является, прежде всего, искусством звуков и должна быть рассмотрена в этом качестве.

Этномузыковедение как специальная научная дисциплина прошла длительный путь становления в недрах академической музыкальной науки, на пересечении этнологического и культурно-антропологического, исторического, филологического, фольклористического подходов. Поскольку этномузыковедение в центре своего внимания держит, прежде всего, не нотные тексты (хотя и пользуется ими), но живые музыкально-поэтические традиции, процесс постижения народной культуры должен сопровождаться собирательскими, практическими, организационными усилиями по сохранению традиций и их возрождению, а также возможному воссозданию их контекста. Все стороны этого процесса – научная и творческая, организационная, просветительская, методическая должны взаимодействовать и обогащать друг друга.

Понятия традиции, носителя традиции, сообщества, исполнительства в устной культуре выкристаллизовались в продолжительном, многолетнем процессе изучения-постижения-моделирования традиционной музыкальной культуры в наше время.

На самой начальной стадии этого процесса встала задача сохранения классической инструментальной музыки и народно-професссиональной песенной традиции с помощью теоретических и практических исследований (введение и обоснование курса этносольфеджио и открытия кафедры народного пения в Алматинской (ныне Казахской национальной) государственной консерватории имени Курмангазы. Более десяти лет благодаря Казахской национальной консерватории им.Курмангазы в Алматы существовала традиция проведения Фестивалей традиционной тюркской музыки. Это стало возможным во многом благодаря формированию научного и практического этномузыковедческого подходов к культуре своего и соседних, родственных народов.

Параллельно с этой деятельностью этномузыкологическое направление получало новые стимулы в такой сфере деятельности и просветительства, как подготовка дисков с записями традиционной музыки, их было выпущено более 30, включая альбомы из двух и трех дисков (проект «Асыл мура»).

Начиная с 2003 года этномузыковедческая и творческая практика, связанная с традиционной музыкой – ее пропагандой, продвижением, объяснением для публики и сохранением, вышла на новый, международный уровень. Мы имеем в виду участие в международной экспертизе для Всемирного конкурса Устного и неосязаемого культурного наследия человечества и работу по имплементации Конвенции по сохранению нематериального культурного наследия 2003 года в Казахстане. После адаптации республикой Конвенции по НКН в конце 2011 года был создан Национальный Совет по сохранению НКН РК. Участие в работе совета было ознаменовано подготовкой и принятием первой национальной номинации «Искусство домбрового кюя» в Репрезентативный Список Юнеско (2014).

Подготовка номинаций в Списки Юнеско – важный импульс для развития этномузыковедческой и музыкально-культурологической науки в республике, поскольку заполнение номинационного файла предполагает определенный теоретический и практический уровень. Чрезвычайно важна также работа казахстанских музыковедов и исполнителей в связи с проведением Международным Советом по традиционной музыке (ICTM), 43-й Всемирной конференции в Астане в 2015 году и симпозиумов исследовательской группы ICTM Музыка тюркоязычных народов в Стамбуле(2014), Алматы (2016), Трабзоне (2018).

Можно выделить две важнейшие, взаимосвязанные  стороны рассмотрения музыки – ее социально-культурную, эстетическую и жанровую характеристику и собственно звуковое, акустическое и музыкально-структурное строение. Академическое музыковедение изучает звуковое, акустическое и музыкально-структурное строение, социология музыки,  эстетика и этномузыкознание - социально-культурную, эстетическую и жанровую характеристику. Налицо некая односторонность, которая препятствует глубокому пониманию анализируемой музыки. Ведь важен смысл музыки, ее содержание, для чего она существует.

- Как ученые-музыковеды восприняли статью главы государства «Семь граней Великой Степи»? Ведь как известно, в ней Президент отдельное внимание уделил развитию истории казахской музыки и фольклора.

- Когда на сайте появилась новая статья Президента «Семь граней Великой Степи» и мы смогли с ней ознакомиться с коллегами в Лаборатории НИИ имени Коркыт-ата и в университете искусств, мы были очень рады: это долгожданный программный, концептуальный материал, который благодаря авторитету Президента будет иметь глубокое и долгосрочное воздействие на наше общество, на его духовное состояние. Я готова подписаться под каждым абзацем, под каждым положением. Думаю, что этот текст на казахском языке буду использовать в подготовке студентов и магистрантов. Всю свою педагогическую жизнь, разрабатывая и читая курс «Истории Казахской музыки» в Казахской национальной консерватории им. Курмангазы и в Казахском национальном Университете искусств в Астане я пыталась расширить исторический кругозор студентов, внушить им уважение к собственной истории и культуре.

- В статье Президент отметил важность архивации культурного наследия. Насколько казахская национальная музыка нуждается в этом?

- Что касается важнейшего положения Президента об архивации наследия и документов, то нет ничего более значительного для будущего, чем сохранение прошлого и настоящего в документах: это материализация памяти. Можно сказать, больше: если какое-то событие не было документировано и сохранено в архиве, то его как бы и не было, оно переходит в разряд легенд или сказок. И здесь мне бы хотелось сказать о том, что нашу традиционную музыкальную культуру (и в целом, изобразительную) тоже надо документировать и сохранять, как ценнейший генофонд искусства, музыкальный «генофонд» человечества. Но для того, чтобы сохранять и документировать, желания и намерения недостаточно: эта сторона архивации требует недюжинных организационных и профессиональных усилий и финансовых (и технических) вложений. Другие страны, в основном европейские, преуспели в этом: они хранят не только собственные звуковые документы, но и записи азиатских певцов и музыкантов, в том числе казахских (Вена, Берлин, Будапешт).

То, что сказано Президентом о тысячелетии национальной музыкальной культуры и фольклора и о том, что нужно предпринять для их изучения и пропаганды, имеет колоссальную значимость. Пока не поздно, необходимо сохранить не столько произведения (в Казахстане уже увидели свет множество ценных публикаций, нотных сборников, уникальные издания дисков – 1000 кюев и 1000 песен – не имеющие прецедентов на евразийском пространстве), а сами эти традиции (сюда надо добавить еще живые традиции эпического сказительства), то есть преемственность, возможность передачи и достойное место в обществе для традиционных музыкантов. Нужно принять закон о нематериальном культурном наследии, узаконить высокий социальный статус музыкантов, нужны профессиональные и современные организации, которые занимаются сбором (экспедициями или стационарной записью), документацией, архивацией и изучением. За годы независимости не было проведено плановых, систематических фольклорных экспедиций.

- Большое спасибо за интервью!

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!