Лента новостей

Пропускная система 9 автомобильных пунктов пропуска на границе ЕАЭС увеличится в 8 раз

Каждый таможенный пост сможет принимать до 1000 машин вместо текущих 200. Об этом на встрече с журналистами сообщил министр финансов РК Мади Такиев. Встреча была посвящена цифровизации в системе Минфина. В том числе, в таможенной системе.
Пропускная система 9 автомобильных пунктов пропуска на границе ЕАЭС увеличится в 8 раз
Фото: ©El.kz/Ербол БЕКБОЛАТ/Midjourney 23.05.2024 14:30 561

Каждый таможенный пост сможет принимать до 1000 машин вместо текущих 200. Об этом на встрече с журналистами сообщил министр финансов РК Мади Такиев. Встреча была посвящена цифровизации в системе Минфина. В том числе, в таможенной системе, передает El.kz.

Как пояснил министр, на казахстанском участке таможенной границы ЕАЭС расположен 41 пункт пропуска, 14 из которых автомобильные.

«Последняя реконструкция пунктов пропуска и закуп оборудования проводилась в 2011 году и учитывая приоритетность развития транзитного потенциала страны и увеличения товарооборота с сопредельными странами, осуществляется модернизация пунктов пропуска на границе с Китаем, Узбекистаном и Туркменистаном, которая проводится поэтапно», - пояснил министр.

Первым этапом модернизированы два авто и один железнодорожный пункт пропуска. Так, в 2018 году по механизму ГЧП был введен в эксплуатацию новый автомобильный пункт пропуска «Нур Жолы». В 2020 году за счет республиканского бюджета была осуществлена реконструкция автомобильного пункта пропуска «Б.Конысбаева», а в 2023 году за счет средств займа КНР было проведено техническое дооснащение железнодорожного инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК) пункта пропуска «Достык-железнодорожный».

«Второй этап модернизации находится в процессе. Во втором полугодии 2024 года будет завершена модернизация девяти автомобильных пунктов пропуска («Алаколь», «Калжат», «Майкапчагай», «Бахты», «Капланбек», «Казыгурт», «Атамекен», «Тажен», «Темир-баба»)», - отметил Мади Такиев.

По его словам, в результате модернизации пропускная способность увеличится до 8 раз. Если через пункт пропуска проезжали 200 машин, после модернизации количество автотранспортных средств увеличится до 1000 машин. А время оформления будет сокращено более чем в четыре раза, с 2 часов до 25 минут.

В свою очередь, как пояснил вице-министр финансов Ержан Биржанов, в таможенной сфере Казахстана в настоящее время действуют три системы. Это информационная система (ИС) «АСТАНА-1», ИС «Е-окно» и ТАИС.

«С прошлого года мы начали реализацию информационной системы «Кеден», которая состоит из внешней и внутренней части. Внешняя часть предназначена для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), для налогоплательщика, чтобы он мог заполнять декларацию. Удобство этой системы заключается в навигации. В каждой графе есть подсказки, всплывающие окна. Система считает за тебя таможенные пошлины, сборы, правильно определяет коды товаров ТН ВЭД. И система позволяет уже не подпадать под таможенные штрафы», - пояснил Ержан Биржанов.

Система по нескольким режимам уже запущена с 1 мая 2024 года. В двух пунктах пропуска она подключена, в 7 пунктах планируется ее запуск. 5000 участников подключили эту систему.  И если ранее большинство перевозчиков обращались через брокеров и платили им минимум 100 долларов за каждую декларацию, сейчас каждый может самостоятельно заполнить и пропустить груз через границу.

«Находясь в Астане, мы можем вести мониторинг, есть карта регионов с каждым постом. Мы видим пропускную способность, сколько транспорта прошло, сколько сейчас автомобилей, сколько в электронной очереди зафиксировано, через какие коридоры проходит автотранспорт», - пояснил вице-министр.

Кроме того, внедряется автоматизация процесса пересечения границы транспортными средствами на платформе Qoldau.kz. С ее помощью пропускная способность увеличена на 61%, улучшен процесс управления транспортными потоками, снижены коррупционные риски.

«У нас всегда в таможне присутствовали коррупционные риски. Если инспектор допустил какое-то нарушение, либо он постоянно занимается проверкой одних и тех же налогоплательщиков, служба внутреннего расследования сразу этим занимается, и ему ставится крест, чтобы он пропускал это транспортное средство. В системе виден KPI каждого сотрудника», - отметил он.

Цифровизация позволит сократить расхождение зеркальной статистики с КНР. С 2017 года оно сокращено почти в два раза.

«Получая документы с Китая, искусственный интеллект переводит надписи с китайского на русский, а также распознать все снимки транспортных средств. В результате на постах транспорт проверяет инспектор, но система за ним перепроверяет», - отметил представитель Минфина.

Кроме того, в системе таможенного декларирования считываются звуки. При обнаружении подозрительных слов наподобие «баланс», «деньги», все записывается и система сообщает руководству о том, что инспектор общался с участником ВЭД и требовал деньги на определенной секунде или минуте.

«Наша цель – запустить цифровой шелковый путь. После того, как запустится наша система ИС Кеден, мы будем устанавливать на транспортные средства ставим QR-метку. Это сингапурский опыт, который позволяет прослеживать лжетранзит. Кроме того, у водителя будет свое мобильное приложение, на котором он может оплатить все услуги, которые предоставляются в таможне, в том числе – резервирование очереди», - сообщил министр финансов Мади Такиев.

Основная цель нововведений – исключить человеческий фактор.

«Раз мы очень выгодно находимся в центре, поэтому нам надо полностью использовать весь наш потенциал. И мы его будем реализовать через цифровизацию», - подчеркнул министр.

 Электронную очередь через границу продавали по 5-7 тысяч долларов

Но не обходится без махинаций. После того, как Минфин внедрил электронное бронирование очереди на пунктах пропуска, нашлись шустрые водители, которые ее бронировали, а потом продавали.

По словам вице-министра финансов, цена за очередь достигала 5-7 тысяч долларов. Чтобы бороться с этими фактами, пришлось снова вводить новшества в таможенной системе.

«Бывало даже, ставили в очередь машину, и когда его очередь доходила, грузовик подъезжал, и на портале «Правительство для граждан» меняли госномера. После этого мы создали электронную очередь, в которой зарегистрировано 44 тысячи пользователей, проведено 609 тысяч бронирований», - пояснил вице-министр.

Чтобы исключить прошлогодние факты, систему сделали полностью открытой, и каждый водитель видит, сколько и какие автомашины стоят до него, и какие – после него.

«Если какие-то изменения будут вводиться, сами водители шум поднимут. Это в автоматическом режиме прозрачно, публично, и вопросы там продажи очередей выпали», - отметил он.

Кроме того, в прошлом году на китайской границе стартовал пилотный проект системы выдачи электронных бланков-разрешений на базе модуля системы электронной очереди CarGoAlem. Как и в случае с пересечением границы по электронной очереди, имелись факты продажи таких бланков-разрешений за 2 тысячи американских долларов.

«Выдача таких иностранных бланков разрешений для проезда машин не в нашей компетенции, их выдает министерство транспорта. Но мы запустили пилотный проект, и теперь такой бланк выдается в пунктах пропуска за 1 МРП (3 692 тенге). И учитывая, что эта система была эффективной, мы продлили ее до конца года. Мало того, что с китайской стороны выдавали, сейчас начали выдавать с узбекской границы эти дозволы, и теперь у нас проводится электронная сверка», - уточнил вице-министр финансов.

С момента запуска проекта уже выдано около 150 тысяч иностранных бланков разрешений, большее из которых – через пост «Нур Жолы» (94 576), «Калжат» (19 309), «Достык авто» (16 530), «Бахты» (12 699), «Б. Конысбаева» (4 527), «Майкапчагай» (1 629), «Казыгурт» (103), «Атамекен» (40) и «Тажен» (2).

Транзит планируется увеличить

Для повышения скорости прохождения грузов Минфин намерен создать центр главного диспетчерского управления, в котором будет находиться контакт-центр, служба поддержки, учебно-методологический центр, центр электронного декларирования и ситуационный центр, а также смежные контролирующие службы (ПС КНБ, МСХ, Минтранспорта).

«Мы предполагаем, что таможенная служба, пограничная служба, представители министерства сельского хозяйства и министерства транспорта должны сидеть в одном месте, чтобы оперативно принимать решения. В мае-июне следующего года это здание будет подготовлено. Строительство ведется рядом с комитетом госдоходов, в одно место будет стекаться товарооборот, таможенный контроль, и отлажено единое принятие решений. То есть много целей, мы это реализуем», - уточнил Ержан Биржанов.

Таким образом, с учетом завершения модернизации на пунктах пропуска и запуском КЕДЕН, в ГДУ будет стекаться информация со всех пунктов пропуска для централизованного мониторинга оперативной обстановки на границе и быстрого принятия решений.

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!