Приговор Дикому Арману — почему романтизация преступного мира опасна для общества
27 января 2025 года в Алматы был вынесен приговор по делу о январских событиях 2022 года. Среди 44 обвиняемых оказался Арман Джумагельдиев, известный как Дикий Арман. Суд признал его виновным в создании и руководстве организованной преступной группой, бандитизме, организации массовых беспорядков, похищении людей и незаконном лишении свободы. Ему назначено наказание в виде 20 лет лишения свободы, передает El.kz.
Этот приговор вновь поднимает вопрос о романтизации криминального мира в культуре и медиа, которая создаёт опасный эффект и может иметь серьёзные последствия как для общества в целом, так и для отдельных людей.
Исторический контекст: от рэкетиров к образу героя
В 90-е годы в Казахстане и других постсоветских странах молодежь часто восхищалась рэкетирами, криминальными авторитетами, которые ассоциировались с силой, независимостью и успешностью. В тот период, когда экономика переживала переходный период, а государственные институты были слабыми, многие видели в преступниках людей, которые сумели добиться материального благополучия и власти, не зависеть от государственных структур. Рэкетиры стали своего рода символами «правды», в условиях которой «деньги решают всё», а криминальные методы для достижения целей воспринимались как допустимые.
Однако романтизация этого образа привела к серьезным последствиям. Молодёжь, подражая этим фигурам, начинала считать, что «силой» можно достичь всего — от богатства до уважения. Это вело к вовлечению молодых людей в преступную деятельность, росту насилия и преступности. Рэкетиры использовали свою власть для запугивания бизнеса, манипуляции людьми и обогащения за счёт чужих страданий. Это не только разрушало моральные ориентиры, но и подрывало социальные устои, создавая культуру беззакония и безнравственности, которая до сих пор оказывает влияние на общество.
Последствия романтизации криминала
Сегодня мы видим последствия этого периода: культурная романтизация криминала привела к появлению в обществе стойких стереотипов, искажающих восприятие реальности. Это также стимулировало рост коррупции и укрепление криминальных групп, которые в значительной степени повлияли на развитие страны в постсоветский период.
Когда преступники изображаются как харизматичные лидеры или герои, это подрывает базовые принципы морали. Общество начинает воспринимать насилие, коррупцию и беззаконие как допустимые средства достижения целей, что формирует искажённое понимание успеха.
Романтизированный образ преступников особенно опасен для молодых людей, которые воспринимают их как ролевые модели. Желание быстро заработать, достичь власти или стать «своим в кругах» приводит к вовлечению подростков в преступную деятельность, что разрушает их будущее.
Когда в фильмах или книгах преступники показываются как люди с «кодексом чести», это создаёт иллюзию, что их насилие оправдано. Это делает жестокость менее шокирующей и более приемлемой, снижая уровень общественной нетерпимости к преступлениям.
Романтизация криминалитета отвлекает внимание от реальных проблем, связанных с преступными структурами: наркотрафик, торговля людьми, шантаж и коррупция. Вместо осуждения этих явлений, общество может начать воспринимать их как «неизбежную часть жизни».
Популяризация идей о «непобедимости» криминальных структур формирует у людей чувство, что закон бессилен. Это подрывает доверие к правоохранительным органам и стимулирует коррупцию, так как преступники начинают казаться сильнее государства.
Романтизация преступников может стать причиной вторичной виктимизации для жертв. Когда общество восхищается преступниками, это игнорирует страдания тех, кто пострадал от их действий, усиливая их чувство несправедливости.
Преступный мир, основанный на насилии и обмане, разрушает социальные институты, включая семьи. Углубляется неравенство, создаётся атмосфера страха, в которой под угрозой оказываются как отдельные люди, так и целые сообщества.
Восхваление криминального образа жизни ведёт к культурным сдвигам, где такие качества, как честность, трудолюбие и справедливость, теряют значимость. На первый план выходят хитрость, алчность и желание наживы любой ценой.
Романтизация делает преступников не только популярными, но и практически «бессмертными» в глазах общественности. Это мешает борьбе с их деятельностью, так как формируется образ неуязвимости и харизмы, который привлекает новых участников.
Преступность — это не героизм, а трагедия
За каждым романтизированным образом преступника стоит сломанная судьба, человеческое горе и разрушенные жизни. Осознание этой правды необходимо для того, чтобы общество перестало идеализировать криминалитет и начало видеть в нём настоящую угрозу, а не привлекательный образ.