Президент в очередной раз продемонстрировал оперативность в реагировании на ЧП - руководитель Аппарата Сената Максим Споткай
Система гражданской защиты Алматы не была готова к землетрясению, а компетентные органы не прошли испытание стихией, резюмировал Президент в ходе совещания по вопросам сейсмической безопасности. Глава государства напомнил, что в 2021 году совместным приказом сразу семи министерств был утвержден Комплекс мер по повышению эффективности работы по обеспечению сейсмической безопасности на 2021-2023 годы. Предусматривал он и внедрение автоматизированной системы раннего оповещения о сильных землетрясениях для города Алматы. Судя по отчёту, работу провели. Касым-Жомарт Токаев поручил Генеральной прокуратуре совместно с Агентством по противодействию коррупции разобраться с вопросом и в месячный срок доложить, на что были потрачены средства и почему система не сработала. Какие ещё меры нужно принять для того, чтобы не допустить повторения ошибок? Кто должен играть ключевую роль в вопросе предотвращения ЧП? Своим мнением по этим и другим вопросам с ИА El.kz поделился руководитель Аппарата Сената Парламента РК Максим Споткай.
- Максим Александрович, в ходе совещания по вопросам сейсмической безопасности Президент резюмировал, что сейчас система подготовки граждан к чрезвычайным ситуациям не отвечает требованиям. Уполномоченные органы должны осуществлять комплексную разъяснительную работу среди населения, добавил Глава государства. Хотелось бы услышать Ваше мнение по данному вопросу.
- К сожалению, события в Алматы показали определённые проблемы как в системе оповещения граждан о землетрясении, так и в работе по разъяснению алгоритма действий в подобных ситуациях. Люди не знали, что им делать. Куда идти? Когда можно возвращаться в дома? В подавляющем большинстве случаев не были собраны «тревожные чемоданчики». Хотя информация о том, что Алматы находится в сейсмоопасной зоне – общеизвестна. В этом ключе сегодняшние поручения Президента носят комплексный характер. Важно пересмотреть работу МЧС. Министерство не должно быть ведомством посткризисного и постфактум реагирования. Важно предупреждать людей и готовить к кризисным ситуациям, разного рода. Большая работа предстоит по разъяснению алгоритма действий при землетрясениях среди жителей мегаполиса.
- Касым-Жомарт Токаев подверг критике слабое материально-техническое оснащение системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. О чём, на Ваш взгляд, свидетельствует это заявление Президента? Что необходимо для того, чтобы исправить недочёты?
- Материально-техническое оснащение осуществлялось не на достаточно высоком уровне. Безусловно, у республиканского бюджета тоже есть свои лимиты. Ситуация в мире не становится лучше, сверхдоходов в стране нет. Мы перешли к принципу «жить по средствам», однако это не значит, что нужно экономить на вопросах предупреждения и предотвращения ЧС. Важно определить приоритеты. Не замалчивать проблемы. Думаю, министерство этим займётся в предстоящий период.
- Не только Алматы, но и другие регионы должны быть подготовлены к землетрясениям и обеспечены необходимой инфраструктурой, резюмировал Глава государства. Какие у Вас рассуждения на этот счёт?
- Алматы – не единственный сейсмоопасный регион в стране. Поэтому кейс мегаполиса важно использовать и извлечь уроки, в том числе и другим регионам. Кроме землетрясений ведь существуют и другие опасности техногенного или природного характеров. В этих условиях люди в разных уголках страны должны иметь чёткий порядок действий. Пошагово знать, когда и что им необходимо предпринимать. Конечно, эту работу нужно начинать с детского сада и школ. Алгоритм действий при ЧП в других странах знаком детям с самого раннего возраста. Нужно изучить и применять лучшие зарубежные практики в этом вопросе.
- Перед министерством по чрезвычайным ситуациям поставлена задача критически переосмыслить свою деятельность. О чём, по Вашему мнению, свидетельствует это поручение Президента?
- Безусловно, ключевую роль в предотвращении и ликвидации последствий ЧП должно играть соответствующее министерство. Критика Президента обоснованная и объективная. К сожалению, то, что люди были не готовы – факт. Не было разъяснительной работы. Не сработали соответствующие системы оповещения и информирования об алгоритме действий. Поэтому уверен, что МЧС в предстоящий период сосредоточится на решении вопросов материального оснащения и моментах, связанных с вопросами разъяснения и информирования.
- В целом, исходя из опыта прошлых лет, насколько активно и своевременно, на Ваш взгляд, реагирует Президент на ЧП, происходящие в нашей стране?
- Глава государства в очередной раз продемонстрировал оперативность в реагировании на ЧП, подобного рода. Так было на протяжении всей его работы в качестве Президента. Если помните, в 2019 году он оперативно прибыл в Арысь, где встретился с семьями пострадавших и жителями города. Так было и в других ситуациях. Президент держит ситуацию в стране на личном контроле по всем аспектам. Это некий сформированный стиль «Президента Токаева», отличающийся оперативностью в решении проблем, личным участием в этом процессе, а также системностью поднимаемых вопросов и пониманием глубины проблемы.
- Также в ходе визита в Алматы Глава государства ознакомился с решением водных проблем мегаполиса, отметив, что Казахстан – вододефицитная страна. Нам нужна общестрановая программа по обеспечению питьевой водой, заявил Касым-Жомарт Токаев. Добавив, что жители Алматы часто обращаются к нему с жалобами на нехватку живительной влаги. Поэтому должна быть комплексная, системная работа. Хотелось бы, чтобы Вы высказали своё мнение и по этой теме.
- Вода – один из сложных вопросов для нашей страны и всего региона. Здесь целый комплекс узловых и коренных проблем. Важно активно и эффективно работать с соседями. Трансграничные реки и их использование – вопрос национальной безопасности. Важно применять водосберегающие технологии в сельском хозяйстве. На юге Казахстана очень большие площади полей заняты культурами, которые требуют огромного количества воды, но единовременно отказаться от этих посевов нельзя. Тогда нужно предложить фермерам альтернативу, что они могли бы сеять, а главное – куда и как продавать новые виды продукции. Президент привёл в пример мытье машин питьевой водой. К сожалению, это мы наблюдаем повсеместно. И это показывает абсолютно низкий уровень понимания важности сбережения воды. Мы не чувствуем значимость и ценность этого ресурса. Не так давно, из-за отсутствия мощностей в Астане, в ряде ЖК не было доступа к питьевой воде. Причина известна – потребителей больше, чем мощностей. Однако, эта ситуация также не сделала астанчан более бережливыми. И таких кейсов очень много. Так же, как и с предупреждением кризисных ситуаций, культура водосбережения должна прививаться с детского сада.
- Благодарим за беседу.