Повышение ставки НДС при отмене соцналога может дать преимущества отечественным товаропроизводителям - эксперт
![Повышение ставки НДС при отмене соцналога может дать преимущества отечественным товаропроизводителям - эксперт Повышение ставки НДС при отмене соцналога может дать преимущества отечественным товаропроизводителям - эксперт](/storage/storage/element/2025/02/12/mainphoto/142166/1200xauto_scJ2EYVKul9O0sr4AePQDT3kvxz3apTO0ZZqLvee.jpg)
Как сообщил в ходе заседания правительства заместитель премьер-министра – министр национальной экономики Серик Жумангарин, налог на добавленную стоимость является одним из главных источников пополнения бюджета, из которого складывается четверть всей государственной казны – 25%. Своим мнением относительно предлагаемых реформ с корреспондентом ИА El.kz поделился Председатель Совета директоров Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева Жаксыбек Кулекеев.
- Жаксыбек Абдрахметович, каково Ваше мнение относительно планируемого повышения налога на добавленную стоимость?
- Я положительно к этому отношусь. Это нужно было, на мой взгляд, делать давно. НДС – это один из лучших фискальных инструментов для пополнения бюджета, поскольку с точки зрения администрирования он содержит элемент самоконтроля. Например, компании, которые платят НДС, следят за тем, чтобы их партнёры по бизнесу тоже учитывали НДС, чтобы можно было их ставить на зачет. В противном случае им придется в большем объеме заплатить НДС.
С другой стороны, понятно, у этого инструмента есть и недостатки. При повышении ставки НДС цена конечного товара повысится, что может в первый год спровоцировать инфляционные процессы. НДС относится к косвенному налогу, поэтому, если ставки других налогов не изменятся, то его бремя полностью ложится на плечи потребителей товаров и услуг.
Имея в виду данное обстоятельство, Правительство планирует отменить социальный налог, который удерживается с фонда оплаты труда и входит в себестоимость производимой продукции и услуг. В результате отмены социального налога конкурентоспособность товаров отечественного производства может повыситься и, при сохранении размера фонда оплаты труда на неизменном уровне, заработная плата работников может вырасти на величину размера социального налога. Причем, рост заработной платы может почти в два раза опережать рост цен.
Кроме того, при умелом использовании НДС является хорошим инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности. Например, сегодня на казахстанском рынке доминируют российские товары. Многие отечественные производители жалуются на то, что они не могут конкурировать на внутреннем рынке, потому что российские предприниматели продают свои товары по низкой цене в Казахстане. В этой связи местные бизнесмены каждый раз призывают уполномоченные органы защитить их путем установления каких-нибудь барьеров. Поскольку импорт из стран ЕАЭС освобождён от таможенных пошлин, а установление технических барьеров противоречит условиям функционирования единого Евразийского экономического союза, то найти простое решение здесь сложно.
Одной из причин, почему товары из РФ продаются по низкой цене, являются существующие различия в ставках НДС в наших странах. В России сегодня ставка НДС составляет 20%, а у нас 12%. При экспорте товаров в Казахстан российским производителям возмещается НДС, а мы, в свою очередь, облагаем по ставке 12% НДС.
Теперь представим себе такую ситуацию. Один серьезный российский производитель решил свой товар продать в Казахстане по себестоимости или даже на 5-6% ниже себестоимости в расчете на то, что государство возместить ему 20% НДС от общей стоимости экспорта. Когда его товар пересечет границу, мы накрутим на его товар 12 % НДС. Даже в этом случае российский производитель выиграет 8%, что обеспечит ему огромное конкурентное преимущество.
И наоборот, когда мы экспортируем товары казахстанских производителей в Россию, наши товары теряют конкурентное преимущество при начислении НДС по ставке 20%, а экспортерам возмещается всего 12 % от экспортной стоимости. Многие российские производители поэтому готовы экспортировать свои товары по себестоимости ради получения этого 20-процентного возмещаемого НДС. Таким образом, если у страны с более развитой экономикой ставка НДС выше, чем у более слабого торгового партнера, то производители таких стран получают конкурентные преимущества при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Поэтому для казахстанских производителей крайне важно, чтобы ставки НДС в Казахстане и России были одинаковыми.
В зоне Европейского союза, например, почти у всех стран НДС выше 20%, при этом у ЕС существует норма, обязывающая страны ЕС не опускать НДС ниже 15%. Поэтому казахстанским товаропроизводителям не нужно бояться повышения ставки этого налога. Противники повышения ставки НДС в качестве аргумента приводят тот факт, что в Узбекистане и Кыргызстане действуют ставки НДС в размере 12%. Хотел бы отметить, что для указанных стран Казахстан является одним из основных торговых партнеров. Поскольку у нас ставка НДС составляет 12%, то они тоже опустили ставку НДС до нашего уровня. Если они оставят НДС на действующем уровне, то узбекским товаропроизводителям станет сложнее экспортировать свои товары в Казахстан, когда мы будем облагать их импорт по ставке 20%.
Если учесть, что с узбекских товаров при импорте в зону ЕАЭС взымаются импортные таможенные пошлины, то многие их товары потеряют конкурентное преимущество. Таким образом, повышение ставки НДС может привести к сдерживанию доминирования на нашем рынке узбекских товаров.
- Жаксыбек Абдрахметович, в настоящее время Вы являетесь председателем совета директоров Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева, но я помню, что Вы раньше были министром образования. Вы как человек, который изнутри знает систему образования, наверняка, в курсе, затронет ли НДС систему образования?
- Образовательные и медицинские услуги сегодня освобождены от уплаты НДС, поэтому повышение ставки НДС не окажет серьезного влияния на их деятельность.
- Если эта реформа правительством будет реализована, как Вы думаете, в вузах, например, повысится ли стоимость образования?
- Такое решение на стоимости предоставляемых услуг никак не скажется. Другое дело, что стоимость обучения ежегодно индексируется, поскольку из года в год дорожают коммунальные услуги, расходные материалы и растет заработная плата преподавателей. ВУЗы относятся к неприбыльным организациям, поэтому они освобождены от уплаты многих видов налогов за исключением налогов и платежей, удерживаемых от фонда оплаты труда работников ВУЗов.
- Сейчас с повышением НДС мы вправе ожидать снижения нагрузки на Фонд оплаты труда (ФОТ), насколько это оправдано?
- Всем известно, что от Фонда оплаты труда работника выплачиваются определённые налоги и платежи, в том числе, индивидуальный подоходный налог и социальный налог по ставке 9,5%.
Поскольку бизнес-сообщество требует снижения нагрузки на фонд оплаты труда, то правительство решило, если общество и предприниматели согласятся на повышение НДС, отменить социальный налог и, таким образом, снизить нагрузку на ФОТ, который целиком и полностью входит в себестоимость производимой продукции.
Если такое решение будет принято, то при сохранении фонда оплаты труда работник на руки будет получать больше денег на величину социального налога. Если работодатель примет решение сохранить количество денег, получаемых работником на неизменном уровне, то себестоимость производимой продукции снизится на величину отчисляемого социального налога. В результате производители могут получить определенные конкурентные преимущества. Таким образом, повышение ставки НДС при одновременной отмене социального налога может дать серьезные конкурентные преимущества отечественным товаропроизводителям.
- Согласны ли Вы с тем, что при повышении ставки НДС до 20% инфляция повысится на не более 4,5%?
- Мы с вами подвергать сомнению такое утверждение не можем, поскольку не располагаем соответствующими инструментами проведения прогнозных расчетов. У меня сегодня нет каких-то серьезных оснований сомневаться в оценках уполномоченного органа, поэтому спорить на этот счёт не буду.
- В любом случае, рост цен в результате данных реформ неминуем…
- Конечно, мы все это знаем, и Правительство этого не скрывает от общественности. Надо сказать, и без этого цены растут каждый год. В данный момент на рост цен, возможно, серьезное влияние окажет прошедшая ускоренная девальвация национальной валюты во второй половине прошлого года, нежели предстоящие изменения ставок налогов. Хотел бы отметить, что Правительство трезво оценивает ситуацию и ищет взвешенное решение, не допускающее ухудшения социального уровня жизни населения. Одним из таких решений является отмена социального налога, о чем мы рассуждали выше.
- То есть, в целом, Вы поддерживаете инициативы Правительства по текущему проведению налогово-бюджетной реформы?
- Я в целом поддерживаю не только эту реформу, но и то, что необходимо навести порядок с налогообложением индивидуальных предпринимателей. Это тоже серьезный вопрос, требующий своего решения.
Мы изначально, мне кажется, неправильно поступили, когда вводили систему налогообложения индивидуальных предпринимателей. Индивидуальные предприниматели существуют почти во всех странах мира, поэтому нам надо было создать систему налогообложения ИП с учетом международного опыта. Вместо этого мы создали систему, узаконивающую нормой неуплату налогов.
Например, в Казахстане из 2,4 миллиона индивидуальных предпринимателей только 400 тыс. платят какие-то налоги, а более 2 миллионов ИП никаких налогов не платят. Между тем, через их счета проходят огромные суммы денег, и их доля ВВП приближается к 30%.
Это означает, что третья часть экономики страны не участвует в формировании государственного бюджета, причем эта доля из года в год растет. В то же время растут социальное обязательство государства, а также социальное ожидание людей. Если субъекты экономики не будут платить деньги в бюджет, то откуда государство возьмет их?
Люди требуют, чтобы компенсировали буквально всё – субсидировали стоимость товаров первой необходимости, чтобы коммунальные услуги были дешевыми, нефтепродукты и газ продавались по низким ценам и пр.
Если мы не исправим эту ситуацию, то мы развалим не только бюджетную систему, но и лишим наше общество устойчивого развития в будущем. Трагичность ситуации заключается в том, что этой лазейкой избегания налогообложения начали пользоваться даже крупные предприятия страны, объекты торговли и сферы услуг. Поэтому мы всем миром должны предпринять необходимые меры для исправления ситуации. Проблема заключается в том, что мы в последние годы приучили людей не платить налоги. Понятно, никто добровольно не возьмет на себя обязательство по выплате налогов в полном объеме. Следовательно, наряду с укреплением законодательной базы налогообложения ИП, необходимо усилить разъяснительную работу среди населения и упорядочить систему сбора налогов, используя самые современные доступные технические средства и методы.
Пока из-за разбалансированности бюджета мы увеличиваем внешнее и внутреннее заимствование для финансирования социальных расходов государства. Ситуация с бюджетом становится критической, поэтому убежден, что данные реформы назрели.
- Спасибо за интервью, что Вы выбрали для нас время.
![Telegram](https://el.kz./static/site/images/tel26.png)