Лента новостей

Около 200 лет посвятила разрезу династия горняков

Профессия машиниста стала главной традицией в семье Новиковых
Около 200 лет посвятила разрезу династия горняков
Фото: Из архива Александра Новикова 05.09.2024 17:18 734

Три поколения династии Новиковых трудились и трудятся в угледобывающей отрасли. Если сложить их общий стаж, он составляет почти 200 лет. Практически все мужчины в этой династии работают в погрузочно транспортном управлении – вывозят вскрышу и уголь. О преимуществах и собоенностях профессии машиниста локомотива коррепонденту ИА El.kz рассказал ветеран угольной отрасли бывший начальник ДПС «Степная» Богатырского погрузочно-транспортного управления Александр Новиков.

- Александр Кузьмич, сколько лет Вы и Ваши родственники отработали на предприятии?

- Мой стаж составляет 48 лет, у моего среднего брата – 45 лет, у младшего – 43 года, отец наш отработал 35 лет, племянник лет 15 уже работает.

- Откуда вы приехали?

- Родители нас привезли в 1968 из Карпинска. Это город на Урале. Там в военные годы были открыты разрезы, но запасы были небольшие, поэтому когда все закрывалось, наша семья приехала в Экибастуз.

- Сколько Вам тогда лет было?

- Я старше всех был, в школу пошёл, в 6 класс вроде. А отец на локомотив устроился в погрузочно-транспортное управление. Это было Северное ПТУ, потому что разрез был «Северный», и ПТУ его обслуживало. Разрез «Северный» был вскрышной, «Западный» и «Центральный» - это были угольные разрезы, а «Южный» тоже вскрышной. Мой отец начинал работать именно здесь на «Северном». Ну а потом уже на «Богатыре».

Когда мы приехали в Экибастуз, я пошел в 6 класс, если не ошибаюсь. Я с 1957 года рождения. Отец работал машинистом электровозов. Я и мои братья - Николай Кузьмич, Юрий Кузьмич – все мы тоже машинистами работали. Естественно, начинали помощниками машинистов, а потом машинистами. Это была очень престижная профессия.

Сначала были электровозы немецкого производства, чешского. Потом братья у меня перевелись на тепловозы и до сих пор работают. Средний брат Николай Кузьмич – машинистом, а младший Юрий Кузьмич – машинист-инструктор Богатырского погрузочно-транспортного управления станции «Степная». Они разрез «Богатырь» обслуживают. Племянник мой, сын младшего брата, он машинистом тягового агрегата работает в депо подвижного состава «Ударная».

Мы не просто в угольной промышленности все работаем, а в одном подразделении, мы все с транспортом работаем, горнотранспортное оборудование обслуживаем и эксплуатируем.

Я устроился в 1975 году в ПТУ. После окончания ГПТУ 163 устроился помощником машиниста электровоза. Руководителем погрузочно-транспортного управления тогда еще был Гаврюшин Василий Фролович. Это самый первый руководитель ПТУ. Тогда мы вывозили вскрышные породы и уголь с северного крыла. А обслуживали все разрезы.

- В чем именно заключалась Ваша работа и какие объемы Вы тогда выполняли?

- Занимались вывозкой вскрышных пород и угля. Тогда у нас не было четкого разграничения. мы могли пойти работать и на уголь и на вскрышу. Были, так сказать, специалистами широкго профиля. Тогда все так работали, так принято было. Система позволяла такую гибкость. Разрез небольшой был, поэтому мы знали все хорошо и спокойно работали.

- Насколько была популярна в те годы Ваша профессия?

- Вообще работа у машиниста локомотива была престижная, прилично оплачивалась, это по Экибастузу была одна из самых высокооплачиваемых работ. Я в 1978 году пришел из армии. В России, в Подмосковье, родственники жили и я хотел там устроиться на работу тоже на локомотив. Когда я спросил, какая заработная плата, мне ответили, что 150-160 рублей у помощника машиниста. Я показал свой комсомольский билет, где заработная плата была 400 рублей и выше. Для центра России это был шок. У нас здесь был казахстанский коэфициент повышающий 30%, за сложные погодные условия, за оторванность от всего. Но работа была престижная, и престижная прежде всего в финансовом плане. Сюда люди стремились, специалисты ехали отовсюду.

- А Вы сколько зарабатывали, когда только устроились?

- У нас же тогда окладов не было, мы работали сдельно. То есть была тарифная ставка, и заработная плата начислялась от вывозки. Все зависело от того, сколько кубометров ты вывез породы или угля. Каждая смена оценивалась по твоему конкретному результату.

- 400 рублей платили как и обещали?

- Да, 400 выходило, а то и больше. Но это помощником машиниста. А когда машинистом стал, конечно, выше стала оплата.

- Что можно было купить на эти дегньги? Какие тогда были цены?

- Билет на самолёт из Павлодара до Москвы стоил 53 рубля. 17 рублей стоил общий вагон от Экибастуза до Москвы, 23 рубля стоил плацкартный билет, ну и по-моему около 30 рублей стоило купе. Булка хлеба стоила 24 копейки, литр молока - 25 копеек. Электроэнергия стоила 4 копейки. Она ничего практически не стоила. В пределах 5-6 рублей были все коммунальные услуги за двухкомнатную квартиру. За садик детей максимально по-моему 10 рублей оплачивали. И то предприятие доплачивало и там оставалось платить очень мало.

В то время и жилье было бесплатно. Допустим, парень приходил из армии и возвращался на своё место работать, тогда с ним заключался договор. К примеру, я обязался 5 лет отработать на этом предприятии. Меня ставили в льготную очередь на квартиру, в льготную очередь на садик. Практически все – я и моё поколение, получали жилье бесплатно, когда рождались дети. Если второй ребёнок рождался другого пола, было положено расширение жилплощади. Если не ошибаюсь, норма комфортного проживания на человека составляла 19 квадратных метров. Если разнополые дети, значит квартира должна быть четырехкомнатная, чтобы у каждого ребёнка и у родителей было свое жилищное пространство.

Для молодой семьи было очень много привилегий. Все стоило таких денег, что работающая семья никаких проблем не испытывала и все себе могла позволить. Помогали во всем - школы бесплатные, образование бесплатное, медицина бесплатная - нигде ни за что платить не надо было. Это был нонсенс, если где-то с тебя требовали какие-то деньги. Такого просто не было. Даже если по медицине здесь не справлялись, давали направление в областной город, еще куда-то, и это всё бесплатно было. Транспортные расходы были минимальные.

Мне было 18 лет, когда я устроился помощником машиниста, раньше на эту профессию не брали. А после армии я вернулся на свое рабочее место. Примерно год отработал помощником, а потом выучился и перевелся машинистом. Немного погодя женился, дети пошли.

- Кто-то из детей пошел по вашим стопам?

- Нет, дети не пошли работать в разрез. Они получили высшее образование: сын – юридическое, дочь – экономическое, но здесь в городе жить не остались.

- Пенсия хорошая у шахтеров?

- У меня пенсия максимальная. Когда я уходил, максимальная базовая пенсия была 42 или 43 минимальных расчёта показателя, независимо от того, какая у тебя зарплата. Нам в принципе хватало с супругой. Платили коммуналку, на еду и откладывать что-то получалось иногда. Но за последние 2 года покупательская способность пенсии упала чуть ли не в два раза.

- Были ли сложные времена на производстве за время Вашей работы?

- С 2000 по 2020 год я отработал на одном месте – начальником ДПС «Степная». И до этого еще много лет работал. За эти годы всякое бывало. Когда объединение «Экибастузуголь» прекратило своё существование, конечно, это было очень тяжёлое время, когда зарплату не выплачивали.

- Что именно Вам нравилось в Вашей работе?

- Сама работа очень интересная. Да и возраст такой был бедовый. Система производственных отношений была выстроена определенным образом. Были производственные соревнования, все смежники работали на один результат, никого не надо было подгонять. Все понимали, как ты отработаешь, так ты и заработаешь. Премии были солидные по итогам работы за месяц, за год. Все это поощрялось. Это просто был праздник труда.

- Какую-то мечту свою осуществили с такой-то зарплатой?

- Я хотел мотоцикл Ява. И я его купил. Он стоил 1000 рублей и 360 рублей стоила коляска. Этот мотоцикл тогда был как сейчас Мерседес шестисотый. Это были самые лучшие мотоциклы.

- Сколько Вы на нем ездили?

- Ой, пока не украли. Вишневого цвета Ява была. Красивый мотоцикл был, очень качественный.

- У Вас были наставники?

- Я работал заместитель начальника депо по эксплуатации Северного ПТУ. Пришел туда в 1989 году. Тогда был такой начальник депо Толеутай Умбетов. Это очень хороший руководитель, организатор, специалист. Он в свое время закончил Омский железнодорожный институт. Это один из грамотных специалистов объединения Экибастузуголь касаемо железнодорожного транспорта. Он многому меня научил. Он уже ушел из жизни, но все, чему он меня научил, мне очень пригодилось. Я ему за это очень благодарен и буду помнить всю жизнь.

- Чему именно он Вас научил?

- Всему. Принятию решений. На транспорте самое главное - это принятие волевого решения. Надо быстро сориентироваться, быстро выявить суть, и на основании этого принять правильное решение. Здесь ошибка очень дорого стоит. Чтобы это решение принять нужно иметь, так сказать, базовый образовательный уровень, то есть ты должен владеть ситуацией, владеть процессом, чтобы за определенный короткий отрезок времени оперативно отреагировать и принять верное решение. Вот этому он меня научил.

- Чем занимаетесь на пенсии? По работе скучаете?

- Когда у тебя подходит возрастной ценз такой, то начинаешь понимать, что это пройденный этап. А вот работать больше, если честно, я не хочу. В этом, в принципе, нет необходимости. Всему свое время. Да и нужды такой не испытываю, чтобы продолжать работать.

- С коллегами встречаетесь?

- Конечно, стараюсь активный образ жизни вести, встречаюсь, общаюсь с коллегами. В парке афганцев у нас тут клуб даже есть спортивный для пенсионеров. когда я начинал это все, никого практически не было, а сейчас больше 10 человек занимаются на постоянной основе. В основном это все бывшие работники объединения Экибастузуголь. Кто-то постарше, кто-то помоложе. С утра мы там бегаем, на тренажерах занимаемся, держим себя, так сказать, в хорошей физической форме. Помимо этого выезжаем на рыбалку. Конечно, с возрастом сложнее это все дается, но стараемся на диване не лежать.

Да и компания о нас не забывает. В Астану вот ездили недавно на экскурсию, в зону отдыха Жасыбай перед Днем шахтера. Корпоративный фонд для нас организует эти мероприятия. Все хорошо проходит. Мы довольны.

- А сам День шахтера отмечаете?

- Да, конечно. На площадь каждый год ходим на концерт, на спортивные соревнования. У нас традиционно на предприятии каждый год к Дню шахтера проводят спортивные мероприятия – футбол, перетягивание каната, веселые старты. И все с удовольствием на них ходят.

Перетягивание каната – это особый вид спорта. Чья команда побеждала, те были неприрекаемым авторитетом на протяжении всего года. Поэтому готовились к этим состязаниям очень серьезно.

Поднятие гири было тоже в почете. У нас в депо был такой машинист - Саша Губа. Он занимался для себя и гиревым спортом, и теннисом. В гиревом спорте он всегда побеждал с таким убедительным отрывом, что никто с ним даже не мог соперничать. Он был вне конкуренции.

- А Вы спортом начали заниматься пока в компании работали?

- Нет. Пока я работал, в основном на рыбалку ездил. А именно спортом стал заниматься после выхода на пенсию. После того, как меня выключили из производственного процесса, мне надо было куда-то себя деть, да и я понимал, что это необходимо для моего здоровья. Купил палки для скандинавсской ходьбы, сын мне подарил велосипед канадский дорогой на 65 лет. Движение - это жизнь. Поэтому я утром и вечером на велосипеде катаюсь. Иногда на машине за грибами езжу.

- Какие еще цели были в жизни? Вы их достигли?

- Главная цель – дети, внуки. Это главное в жизни. У меня четверо внуков – два внука, две внучки. Всё остальное второстепенное. Материальное на втором плане. Если у детей все хорошо, то и у нас хорошо.

- Благодарю за интересную беседу!

Читайте также:

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!