Об ответственности СМИ в период предвыборной агитации рассказали в министерстве
Вице-министр информации и общественного развития РК Канат Искаков на заседании ЦИК предупредил СМИ и блогеров об ответственности за нарушение выборного законодательства в период предвыборной агитации, передает ИА El.kz.
В ходе заседания в ЦИК, вице-министр отметил, что в агитационный период министерством будет вестись постоянный мониторинг информационного поля. Мониторингом будут охвачены республиканские и региональные традиционные СМИ, информационные интернет-ресурсы и социальные медиа. В частности, мониторингом охвачено порядка 340 печатных изданий, 49 телеканалов, порядка 130 интернет-ресурсов.
«В случае же выявления какие-либо нарушений, мы будем направлять их в Генеральную прокуратуру, а также уведомлять об этом ЦИК. Они уже будут принимать соответствующие меры. Подчеркиваю, что в случае нарушения к ответственности могут быть привлечены как редакторы, так и собственники СМИ, а также физические лица, их допустившие», - сказал вице-министр.
Канат Искаков отметил, что также для СМИ одна из важнейших задач в агитационный период – обеспечить равномерное освещение деятельности партий и кандидатов.
Так, по его словам, для равномерности освещения в агитационный период министерством будут фиксироваться все материалы СМИ по выборной тематике, также будет подсчитываться объем материалов с упоминанием партий и кандидатов в разрезе каждой партии, кандидатов по одномандатным округам и средств массовой информации.
«Могу сказать по опыту предыдущих электоральных кампаний, что основной объем нарушений выборного законодательства приходится на региональные СМИ. Речь идет о том же неравномерном упоминании кандидатов. Нередки случаи, когда в одном издании или на телеканале освещают активность одной партии или кандидата - остальные остаются на заднем плане. Бывают явные перекосы. Наша первейшая задача этого избежать», - подчеркнул Искаков.
Также Канат Искаков сообщил, что одним из наиболее распространенных является размещение информации с нарушением условий проведения опросов общественного мнения, связанных с выборами.
Так, по словам вице-министра существуют определенные требования к опросам, которые имеют право поводить только исследовательские структуры, отвечающие требованиям Закона «О выборах», в установленном порядке уведомившие ЦИК. На сегодняшний день таких организаций пять: исследовательский институт «Общественное мнение» («Қоғамдық пікір» зерттеу институты); институт общественной политики партии «AMANAT»; центр социальных и политических исследований «Стратегия»; институт евразийской интеграции; научно-исследовательская ассоциация «Институт демократии».
Также по информации вице-министра часто встречаются нарушения требований к размещению агитационных материалов. Встречаются публикации, содержащие информацию, порочащую честь и достоинство, деловую репутацию кандидатов.
«Были факты участия представителей госорганов в предвыборной агитации. Поэтому хотелось бы обратить внимание на ряд следующих моментов, которые необходимо учитывать при подготовке и размещении публикаций в СМИ и на онлайн-платформах. Первое. Запрещается проводить предвыборную агитацию госорганам, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении служебных обязанностей. Это же касается военнослужащих и любых других силовых структур, членам избирательных комиссий, представителям религиозных объединений. То есть если в публикации упоминаются их призывы голосовать за какого-либо кандидата, то размещать ее нельзя. Второе. СМИ на договорной основе предоставляют эфирное время или печатную площадь зарегистрированным партиям и кандидатам. Однако условия договора не должны создавать преимущества другим кандидатам», - отметил Искаков.
Вице-министр добавил, что сведения о размере оплаты и прочие условия должны были быть опубликованы не позднее 13 февраля в СМИ или страницах пользователей онлайн-платформ, а также направлено уведомление в Центральную и/или территориальные избирательные комиссии. Те, кто этого вовремя не сделал, участвовать в размещении агитационных материалов на платной основе уже не может.
«В размещаемых агитационных материалах обязательно должно быть указано об их оплате за счет средств избирательных фондов. В материале должна быть соответствующая маркировка с указанием информации об источнике финансирования, заказчике, месте изготовления и т.д. На это нужно обращать серьезное внимание. Согласно Закону «О выборах», опросы общественного мнения имеют право проводить только организации, отвечающие соответствующим требованиям и уведомившие ЦИК», - сказал Искаков.
Вице-министр также подчеркнул, что при опубликовании результатов опросов, СМИ обязаны указывать организацию, проводившую опрос, лиц, заказавших опрос и оплативших его, время проведения опроса, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, число опрошенных и коэффициент погрешности результатов опроса.
«Также обращаю внимание, что опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается в течение пяти дней до дня голосования и в день голосования. В День тишины любая предвыборная агитация запрещается. Соответственно должно быть прекращено опубликование материалов», - сказал он.
Отдельно вице-министр остановился и на вопросах агитации в социальных медиа.
«Как Вы знаете, 5 ноября прошлого года были внесены изменения в Закон «О выборах», и теперь предвыборную агитацию можно проводить через онлайн-платформы. В этой связи, хотелось бы разъяснить что такое онлайн-платформа. 3 мая 2022 года в Закон «Об информатизации» был внесен ряд изменений касательно деятельности онлайн-платформ. Согласно данным изменениям, в качестве онлайн-патформ мы рассматриваем социальные сети, такие как «Facebook», «Instagram», «Telegram», «YouTube» и других. Субъектами онлайн-платформ будут рассматриваться лица Республики Казахстан, имеющие персональные страницы в онлайн-платформах. В качестве пользователей онлайн-платформ также могут рассматриваться официальные аккаунты СМИ. В данном случае СМИ также должны были опубликовать размеры оплаты и условия размещения на их аккаунтах и предоставить сведения в ЦИК и/или ТИК», - сказал Искаков.
Он отметил, что в ходе мониторинга будут выявляться материалы, размещенные на онлайн-платформах пользователем посредством созданной им персональной страницы на соответствующей онлайн-платформе. На мониторинг будут взяты те пользователи онлайн-платформ, которые опубликовали и предоставили в ЦИК/ТИК сведения об условиях размещения агитационных материалов на их персональных страницах.
«Но здесь нужно оговориться, что данное требование не будет распространяться на собственные материалы предвыборной агитации, изготовленные за счет средств избирательного фонда, в официальных аккаунтах партий, кандидатов, избираемых по одномандатным территориальным избирательным округам и их доверенных лиц на онлайн-платформах. Такие материалы допускается размещать без уведомления ЦИК/ТИК», - отметил вице-министр.
При этом Канат Искаков добавил, что за всеми остальными пользователями онлайн-платформ сохраняется конституционное право проводить предвыборную агитацию, не требующую финансирования. Такие материалы будут рассматриваться министерством как выражение собственной гражданской позиции.
«Мониторингу также подлежит распространение любым пользователем онлайн-платформ заведомо ложных сведений о кандидатах, политических партиях, содержащих сведения, затрагивающие честь, достоинство и деловую репутацию политической партии или кандидата, а также размещение онлайн опросов. Нужно также иметь в виду, что требования по равномерности не распространяются на материалы, размещаемые пользователями онлайн-платформ», - добавил вице-министр.