Лента новостей

Нетикет: как изменился сетевой этикет в 2020 году?

О поведении в обществе, часть 2
Нетикет: как изменился сетевой этикет в 2020 году?
14.12.2020 14:54 49277

Декабрь – традиционный месяц подведения итогов года. 2020 войдет в историю из-за многочисленных волнений по всей Земле, катаклизмов и начала пандемии коронавируса. Кроме этого, понятие 80/20 уже ассоциируется не с законом Парето, а с тем, как большая часть рабочих коллективов уходила «на удаленку». По многочисленным прогнозам крупных компаний, как Google, Zoom, Airbnb и пр., в 2021 году многие продолжат работать и учиться в изоляции. Переход работы на онлайн изменил не только экономическую ситуацию всех стран, но и само поведение в сети. В связи с этим мы рассмотрим основные правила общения, которые стали обыденностью и изменили культурный код современности.

Этикет – это негласные стандарты поведения, которых придерживаются люди, чтобы произвести о себе приятное впечатление, для успешного общения и взаимопонимания, и чтобы быть частью определенного социума. А если вы сидите «в рамке» монитора? Пишете в мессенджерах коллегам, друзьям, незнакомцам? В таком случае на помощь приходит «нетикет» или «сетикет»: словообразование, означающее «сетевой этикет». В целом, термин начали употреблять еще в 80-ые годы прошлого века, однако именно сейчас, с беспроводным интернетом, свободным доступом гаджетов к виртуальности нетикет обретает самостоятельность.

До изобретения мессенджеров и социальных сетей существовали форумы и общение по почте, а также отправка SMS-сообщений, которые уже предполагали свои нормы. Вот некоторые из них:

  • Адреса почтовых ящиков и аккаунты на форумах многие люди создавали под никами, которые не имели ничего общего с реальными фио. Пользователи чаще предпочитали называться рандомными словами, любимыми героями из массовой культуры, цифрами и прочими неидентифицируемыми кодами. Поэтому появилось правило – к виртуальной коммуникации нужно относиться также, как и в реальности, идентифицировать себя как «человека с именем» и избегать анонимности. Обезличенными предпочитали оставаться «тролли», которые выбирали форму социальной провокации в виде каверзных высказываний, эпатажных комментариев и оскорблений. Разумеется, троллинг существует и сейчас, хотя и моветон.
  • Электронные письма что тогда, что сейчас – образец классической деловой эпистолярии, просто изменилась форма подачи от «ручного» к цифровому. Важно здороваться, прощаться, писать емко, кратко, сухо и по сути, относиться с уважением к чужому времени и не злоупотреблять пометками важности и приоритетности. Постепенно функционал расширялся: сейчас принято указывать тему сообщения, а также не «спамить» (излишне захламлять). К сожалению, увеличение рекламных рассылок и промоакций не всегда позволяют этого.
  • СМС (эсэмэс), от английского Short Message Service – «служба коротких сообщений», позволил упростить коммуникацию до минитекстов в телефон: типичные почтовые «Уважаемый!» и «С уважением,» сократились до «Привет!» и «Пока», а ограниченное количество знаков не позволяло долго распинаться. Появился язык эмодзи или смайлов: когда графические символы вроде двоеточий и скобок начали условно считаться выражением человеческих эмоций, даже выпускали целые справочники о том, как правильно их интерпретировать (см. рисунок ниже).
  • Пожалуй, наиболее важным составляющим нетикета всегда считается грамотность. К ней относятся как правописание и знание языковых норм, так и избегание случайных опечаток (в просторечье «очепятки»), сниженной лексики, жаргона. Дурным тоном было не перечитывать тексты с «Т9» (англ. Text on 9 keys, упр. Набор текста на 9 кнопках, предиктивная система набора текстов для мобильных телефонов, «прадед» сенсорной автокоррекции на клавиатурах qwerty), который заменял слова иногда на крайне абсурдные и неприемлемые варианты.
  • Вежливость – маст-ду всегда и везде, обращение на «вы» или его аналогов в других языках несомненный трендсеттер.
  • Уже ушедшая в небытие традиция письма на кнопочных телефонах – набор транслитом (k primeru, vot tak), чередование регистра (пРиВЕт мИллЕниАлам), замена букв схожими цифрами или буквами другого алфавита (ч-4, ш-w, я-9 и пр.).

Социальные медиа и мессенджеры парадоксально упростили и одновременно усложнили виртуальное общение. Например, ранее люди не могли знать, когда точно адресат получил сообщение, а статусы «видимости» и «прочитки» ввели новое негласное правило – хорошим тоном считается дать понять отправителю, что письмо получено. Намеренное игнорирование же стало нарицательным «игнором», случайное – показателем несобранности и неумением эффективно выстраивать диалоги. В 2010-х резкое и необъяснимое прерывание общения называлось «гостингом» (от англ. Ghost, призрак), чаще такое прекращение коммуникации встречалось в интернете, чем в реальной жизни. В других же случаях игнорирование или блокировка пользователей – отличный способ избежать нежелательного общения с неадекватным собеседником, скорее порицается продолжение бессмысленного диалога и разведение полемики. К разговорам «ни о чем» относятся флейминг (англ. Flame, «пламя», бурное обсуждение с переходом на личности) и флуд (англ. Flood, «наводнение», неинформативные сообщения, такие чаты называются «флудилками»).

Уже привычной функцией мессенджеров является создание чатов и каналов, они заменили сайты форумов и сообществ. В каждой такой «ячейке» формируются свои нормы, которые обычно прописывает администратор или модератор. Хорошим тоном считается грамотный ответ по делу с указанием тэгов и отметкой пользователя через «собачку», то есть значком @, что указывает на персонофицированное общение. Фактчекинг также является показателем интеллекта, чрезвычайный шеринг (англ. Sharе, «делиться», в значении пересылки) не приветствуется, это считается спамом. Некоторые онлайн «беседы» могут включать до нескольких тысяч юзеров (пользователей), поэтому в таком общении устанавливается topic, основная тема. Отход от нее, реклама стороннего контента, добавление ссылок и прочих визуальных материалов называется оффтоп, от английского off topic, то есть «вне темы». Это моветон, так как забивать чужой кэш или занимать трафик сродни нарушениям границ личного пространства. Кстати, оскорбление и моральный ущерб в некоторых странах считается настоящим преступлением и преследуется законом. За лайки и комментарии контента, содержащего экстремистские, террористические или другие угрозы сесть в тюрьму в XXI веке вполне реально.

Исходя из вышеперечисленного, вырисовывается перечень сетевых заповедей, которые определяют «культурность»:

  • необходимо предварительное изучение правил, FAQ (англ. Frequently Asked Questions, «часто задаваемые вопросы»), старых тем обсуждения в чате;
  • задавать очевидные и глупые вопросы или вопросы, которые можно «загуглить» за несколько секунд – плохой тон;
  • экономия чужого времени – лучший показатель воспитанности, к ним относятся оформление и удобочитаемость (например, разделение на абзацы), грамотность и хорошая пунктуация (когда понятно, где начинаются и заканчиваются предложения и их части), «технический» этикет в виде отсутствия: 1) верхнего регистра в текстах (CAPS LOCK ВОСПРИНИМАЮТ КАК КРИК, можно оставлять заголовки для привлечения внимания, но не более), 2) миллиона эмодзи по поводу и без, 3) замены слов смайлами, 4) злоупотребления аббревиатурами, сокращениями 5) «мигалок» (отправка частей сообщений по одной букве или одному слову) и т.д.
  • в век избыточной, но доступной информации намеренная деизнформация, клевета, плагиат порицаются;
  • не стоит добавлять человека в беседы, отмечать на фотографиях, видеороликах, поздравлять по любому поводу (исключение: памятные даты, которыми делится пользователь, дни рождения) и засорять как «личку» (личные сообщения), так и личную страницу неуместными комментариями, приглашать на онлайн-игры (кроме каких-то важных и интересных мероприятий), просить ставить лайки и делиться; стоит помнить о конфеденциальности переписок и скринов;
  • сжатость, тезисное изложение своих мыслей без воды и длинных пятиминутных аудио здорово возвысят ваши персональные качества в глазах собеседника; в редких случаях форс-мажора позволяется отправка голосовых, но также «по делу»;
  • излишняя личная информация в сети также не приветствуется – в первую очередь ради собственной безопасности стоит избегать детальных геотэгов, чекинов и контактов;
  • приветствуется жалоба на неприемлемый контент (порнография, агрессивные призывы, оскорбления, сталкеринг, т.е. преследование и пр.);
  • кража чужой личности и создание фейковых аккаунтов (если это не фан-страницы) – не только дурной тон, но и преступление;
  • массовый фолловинг (англ. Follow, преследовать, в значении подписки), однотипные посты, постоянное мелькание в ленте детей и животных (если это не тематический блог) также нежелательны.

Однако стоит отметить, что и в деловом кругу позволяется ситуативность общения: обсуждение тем профессиональными терминами, сокращениями или специальным сленгом, а также использование только строчного регистра и написание сообщений без точек в конце предложений признак менее формальной, дружеской коммуникации, чем неуважения.

Перечисленные выше правила относятся больше к письменному общению, а во время всемирной пандемии коронавируса сформировались «топы» неприемлемых вещей во время видеозвонков.

Справка: язык претерпевает изменения и значения некоторых слов обретают дополнительный смысл. Раньше английское meeting как вводное «митинг» чаще употребляли в словарном значении «массового собрания для обсуждения злободневных вопросов текущей жизни, в поддержку определённых требований либо для выражения солидарности или протеста». Сейчас в речи «митинг» приобрел и второе значение, прямой перевод слова – встреча, которая обычно проходит онлайн.

Итак, во время видеоколлов (англ. Videocalls) НЕ стоит:

  • есть, а воду желательно пить с приглушенным микрофоном;
  • опаздывать;
  • находиться в шумных местах;
  • оставлять на фоне беспорядок или личные вещи, а также использовать неуместные «маски»;
  • проводить встречи без перерывов;
  • отвлекать участников уведомлениями на устройствах;
  • постоянно перебивать или жаловаться на отсутствие связи (в таких случаях желательно написать в рабочий чат);
  • высылать избыточные сообщения;
  • быть «призраком» без видео, картинки или аудио, если не просили выключаться;
  • злоупотреблять встречами, так как они заменяют физическое присутствие и могут также утомлять людей;
  • желательно оградить домочадцев от случайного появления на экране в неподобающем виде.

Следует помнить, что мы рассмотрели лишь общие нормы нетикета: они могут иметь различия в зависимости от страны и менталитета. Однако придерживаться правил поведения в обществе желательно, так как они формируют личность, а имидж влияет не только на взаимоотношения, но и успешность.

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!