Минтранс РК раскрыл ключевые детали катастрофы Embraer 190 под Актау
Министерство транспорта представило (согласно предварительному отчету) первые итоги расследования авиакатастрофы вблизи Актау, сообщает El.kz.
В документе отмечено, что 25 декабря 2024 года, примерно в 11:28 по местному времени, самолет Embraer 190-100 IGW2 с бортовым номером 4K-AZ65, принадлежащий ЗАО «Азербайджан Хава Йоллары» («Azerbaijan Airlines»), выполнял рейс J2-8243 по маршруту Баку – Грозный. Командир судна после двух неудачных попыток посадки в Грозном принял решение вернуться в Баку, но в 05:13:31, когда самолет находился в воздухе, внезапный удар и сопровождающий сигнал отключения автопилота стали первыми признаками надвигающихся неполадок, а чуть позже, в 05:13:32, отказали основные системы управления.
По сведениям экипажа, удары могли возникнуть из-за столкновения с птицами, однако вскоре обнаружились проблемы в гидросистемах: давление в третьем контуре быстро упало, а уровень рабочей жидкости снизился. В этот же момент произошла разгерметизация кабины, зафиксирован отказ триммирования, а давление в первой гидросистеме опустилось до нуля. В 05:13 был зафиксирован повторный удар, после чего командир связался с бортпроводником, чтобы выяснить обстановку: тот доложил о взрыве двух кресел и возникшей панике среди пассажиров, которую пришлось оперативно устранять.
Экипаж принял решение совершить аварийную посадку на запасном аэродроме Актау: в 06:22 началась вынужденная процедура, а в 06:27 самолет столкнулся с землей. В результате удара и последующего возгорания воздушное судно оказалось частично уничтожено. Из пяти членов экипажа и 62 пассажиров трагически погибли 38 человек, включая командира, второго пилота, старшего бортпроводника и 35 пассажиров; еще 2 бортпроводника и 27 пассажиров получили различные травмы. Специалисты, осматривая обломки, обнаружили многочисленные повреждения в хвостовой части, на киле, стабилизаторах, рулях высоты и направления, а также на левом двигателе и крыле. Некоторые из деформаций оказались правильной прямоугольной формы, что привлекло особое внимание комиссии.
Расследование продолжается: ведется детальное изучение фрагментов фюзеляжа, конструктивных элементов и оборудования, чтобы установить точный механизм развития аварийной ситуации. Эксперты полагают, что сочетание гидравлических отказов, возможного удара извне и последующей дезорганизации управления могло стать решающим фактором в трагическом исходе полета.