Лента новостей

КуБа: творчество, не имеющее границ

Как художник из Алматы находит новые способы для самовыражения
КуБа: творчество, не имеющее границ
Фото: Фото из личного архива К. Базаргалиева. 15.07.2019 12:29 5131

Шурупы и гвозди вместо красок, знамя и фанера вместо холста, «казахи» Людовик XIV и Альбрехт Дюрер, орнамент «кошкар муйиз» на флаге Соединенных Штатов Америки. Не может быть? Может. Все это неотъемлемая часть творчества известного художника Куаныша Базаргалиева. Художника, не ищущего компромиссов, но нашедшего свой, ни на что не похожий путь в искусстве.

К художнику Куанышу Базаргалиеву я позвонил не вовремя: в это время они вместе с супругой делали монументальную роспись «Ожидание» на стене одной из алматинских трехэтажек.

«Давай позже?» - «Давай».

Мы знакомы с Куанышем Базаргалиевым давно, и его творчество мне всегда казалось несколько эклектичным: в разные периоды он писал картины в стиле примитивизма, беспредметности, использовал необычные сочетания материалов – от знамени до шурупов и гвоздей. А еще рисовал столы, стулья. Все это, впрочем, не снижало мой интерес к его работам. Даже наоборот, подогревало: чего еще от него ждать?

«Я не считаю, что мое творчество можно назвать эклектичным. Потому что эклектика подразумевает, когда в одной работе намешено несколько стилей. Да, я в разное время работал в разных техниках и стилях, но я всегда делал только то, что мне было интересно и то, что мне хотелось делать. Для меня очень важно понимание самого себя, своего роста, внутренние изменения», - говорит Куаныш Базаргалиев.

Куаныш Базаргалиев родился в Актобе, окончил художественно-промышленное училище российском городе Сафоново Смоленской области по специальности «Декоратор-оформитель», потом художественно-графический факультет Актюбинского университета им. К. Жубанова. Лауреат Первой премии Центрально-Азиатского фестиваля «Жигер-99».

«Я начинал, как живописец. Но сейчас меня интересуют другие материалы – те же гвозди, шурупы, фанера, дерево. Мне скучно работать в одном стиле, направлении. Меня часто спрашивают: как можно «обозвать» твое творчество? Но я против всяческих границ, рамок, обозначений, клише и штампов. Я отшучиваюсь. Говорю, что друзья меня называют КуБа (от имени и фамилии), а значит, я кубист», - продолжил Куаныш Базаргалиев.

На фото: Куаныш Базаргалиев с супругой Сауле.

Да, он ратует за современное искусство, хотя ни разу не назвал себя современным художником публично. На самом деле, считает он, сейчас в мире нет иного искусства, кроме современного – такова реальность.

На рубеже 2012-2013 годов Куаныш Базаргалиев осуществил необычный проект, сочетающий в себе собственно живопись и текст. Антиутопия «Когда все люди были казахские» о том, что после всемирного потопа, вследствие которого ушла под воду большая часть суши Земли, Казахстан стал прибежищем для уцелевшего человечества. И всё становится казахским: от языка, традиций до черт лица людей.

 «Меня спрашивают, что было придумано раньше: текст или картины в проекте «Когда все люди были казахские». На самом деле это было для меня прекрасное время в плане творчества, когда я одновременно работал над картинами и писал текст, и все произошло очень быстро: за месяц или за два я организовал это. И мне было очень хорошо, весело, мы прикалывались. Это был конец 2012 – начало 2013 года. Это прекрасные ощущения, когда ты делаешь правильные вещи, двигаешься в нужном направлении», - говорит художник.

Он рассказывает, что проект «Когда все люди были казахские» задумывался им так: он пишет картины, а профессиональный автор пишет текст. Он рассказал о своей затее своему другу писателю и журналисту Тимуру Нусимбекову и предложил, чтобы тот сел за письмо.

«Он выслушал меня и говорит: «Ты это должен написать сам! Это же не литература, а часть художественного проекта». Сначала я писал в тетрадке, на коленке, можно сказать. Перечеркивал, переделывал. Потом стал делать заметки на гаджете. И все сложилось – сначала со скрипом, а потом пошло-поехало. За два-три дня я все это написал. В голове все это у меня было, оставалось только материализовать мысли в слова. Я особо даже не заморачивался», - вспоминает Базаргалиев.

Зимой 2013 года выставка с успехом прошла в Алматы. Зрители, мягко говоря, были удивлены, увидев портреты Джорджа Вашингтона, Альбрехта Дюрера, Людовика XIV, Генриха VIII и других известных исторических личностей, изображенных с характерными азиатскими чертами лица.

                  

На фото: одна из работ Куаныша Базаргалиева. 

Своеобразным продолжением стал другой проект под названием «Все флаги будут в гости к нам», который также продолжил тему «кошкармуйизма». «Кошкар муйиз» - традиционный казахский орнамент, напомним.

«Этот узнаваемый казахский орнамент я предлагаю в качестве казахского символа, поэтому и поместил его на флаги разных государств. Мы воспринимаем «Кошкар муйиз», как орнамент, а могли бы воспринимать, как один из символов нашей нации», - рассуждает Базаргалиев.

Кстати, эти работы были экспонированы в столице на Водно-зеленом бульваре в рамках международной специализированной выставки ЭКСПО-2017.

Будучи в гостях у Куаныша Базаргалиева, я стал свидетелем создания новой работы, в которой использованы бархатное полотнище (как оказалось, флаг советских времен) и… шурупы.

«Советский флаг я нашел на даче: грязный, запачканный, на нем было мышиное гнездо. И, в общем, я его вычистил, выстирал, подштопал, «подлечил». Он оказался очень тяжелым и большим, пришлось его разрезать надвое. Это знамя лежало у меня несколько лет, и я, честно говоря, не знал, что с ним делать», - говорит Куаныш.

Однажды художника осенило: на основе этого знамени можно сделать нечто необычное и мощное по силе восприятия.

«Ну не красить же его! Это не равноценный материал, и я понял, что нужно из серебряных шурупов сделать «Кошкар муйиз» на этом знамени. Я не знаю, как я к этому пришел. Эта работа выражает мое отношение к советскому прошлому. Надо сказать, негативное отношение», - признается он.

Супруга Куаныша Базаргалиева – известный художник Сауле Сулейменова.

Справка:

Сауле Сулейменова родилась 29 апреля 1970 года в городе Алма-Ата в семье архитектора Тимура Сулейменова и этномузыковеда Саиды Елемановой. С 1988 по 1991 годы участвовала в первых местных выставках андеграунда легендарной группы «Зеленый треугольник». Член Союза художников Казахстана.

В 2014 Сауле Сулейменова начала новый проект — «Целлофановая живопись», работы данной серии представляют собой картины из пластиковых цветных пакетов.

…Мне всегда было любопытно: есть ли между ними творческая ревность, конкуренция.

«Два дня назад мы с Сауле закончили настенную роспись по ее картине 2008 года «Ожидание». Эту роспись мы сделали в Алматы по улице Сейфуллина. Дней шесть работали. Мы уже лет 20 работаем в одной мастерской спина к спине, что называется. И, конечно, постоянно, друг другу подсказываем, спорим, критикуем, поддерживаем. Безусловно, ее творчество влияет на мое, а мое – на ее, я надеюсь. Часто люди удивляются, что мы два совершенно разных художника в одной мастерской трудимся. Как, мол так? Но у нее свой взгляд на искусство, у меня свой. Но мы дополняем друг друга. Кто-то сказал: «Любовь – это не когда смотришь друг на друга, а когда смотришь в одном направлении». Наверное, мы с Сауле смотрим в одном направлении», - Это снова К.Базаргалиев.

Работы Куаныша Базаргалиев представлены практически во всех музеях Казахстана, его картины есть в частных коллекциях. Продавались они и через престижный английский аукционный дом «Christie’s». А дело было так: в 2008 году он принимал участие в выставке, которую посетили внук Чарли Чаплина, директор аукциона «Christie’s» и другие известные персоны из мира искусства. После этого на аукцион были приглашены Куаныш Базаргалиев и Сауле Сулейменова.

«Это был важный и полезный опыт. Сначала хотели, чтобы я был во фраке, а моя супруга Сауле в вечернем платье, но мы засопротивлялись. Сауле была в коктейльном платье, а я просто в черном костюме с черным галстуком. Без всяких бабочек. Это было и прикольно и волнительно. Все в аукционном доме «Christie’s»: старый вахтер, охранники, библиотекари были удивлены, поскольку они привыкли, что в этих стенах продают работы мертвых художников, а тут мы. Они с таким удовольствием с нами знакомились. Нам было от этого хорошо».

Каких поворотов в творчестве следует ждать от Куаныша Базаргалиева, спрашиваю собеседника.

«Чего от меня ждать в ближайшее время? Не знаю… Я, как и прежде, буду делать то, что мне интересно, буду продолжать работать, буду продолжать искать. Я считаю, что искусство – это как спорт: надо много физической силы, преодоления. В то же время, искусство – это как наука, нужно постоянно думать, делать открытия. Это очень интересная деятельность, и я ею буду продолжать заниматься», - резюмировал Куаныш Базаргалиев.


Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!