Лента новостей

Край тысячи святынь

Край тысячи святынь
Фото: © El.kz 09.04.2021 15:32 7057

Край тысячи святынь

Туркестан – край тысячи святынь

Туркестанский регион не зря называют краем тысячи святынь. Ведь достаточно сделать один шаг в сторону, и вы сразу же окажетесь в объятиях истории. Туркестанский регион по праву является и считается одним из наиболее насыщенных культурно-историческими рнесурсами регионов республики. Помимо историко-культурных ресурсов, Туркестанская область обладает огромным потенциалом природных ландшафтов, горных и степных оазисов, имеет богатые охотничьи традиции, условия для отдыха и туризма. Территоря ведь богата не только архитектурными памятниками, но и интересными природными объектами, которые главным образом расположены в горных и предгорных районах области. Все эти природные или как его еще называют, естественные объекты так или иначе связаны с геологической историей области.

Край тысячи святынь

Невероятно огромное количество исторических объектов, не уступающие по количеству и значимости сакральным объектам Мангыстауской области, ждет своих не только ценителей этномаршрутов и паломнических туров, но и первооткрывателей.

Начните свой тур с подземного музея «Кылует». Вы получите неизгладимое и невероятные по своей красоте историческое и культурное эстетисеское наслаждение и желание вновь и вновь сюда вернутся.

Тайказан – новое чудо света

Край тысячи святынь

Не секрет, что большинство туристов не упустят момент, чтобы посетить Туркестан, который по праву значится духовной столицей и центром тюркского мира. А увидеть своими глазами поистине жемчужину зодчества XIV века, которая сохоранилась и дошла до наших дней в первозданном виде, это дорогого стоит. Это всемирно известная святыня – мавзолей древнего мыслителя, философа, мистика и поэта Ходжа Ахмета Ясави. Нельзя забывать, что Мавзолей Ходжа Ахмета Ясави включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Огромное здание насчитывет внутри своем 37 различных залов и помещений. Ежегодно поклониться праху Х.А. Ясави приезжают сюда тысячи поломников. Вместе с тем, что город разрастается, здесь создаются все необходимые условия для почитателей жизнидетельности философа. Это и размещение, питание. Организация досуга туристов.

Край тысячи святынь

Если вы обратитесь к гиду, вам досканально покажут подземную мечеть хильвет, восточную баню XV века. Незабываемые впечатления непременно принесут и прогулка по фрагнменту цитадели крепостной стены, ведь вам здесь расскажут о событиях, имевших место в т те самые времена именно на этом месте. Вы окунетесь в историю Тайказана, уникальной средневековой огромной чаши для воды, не имеющей себе равных во всем белом свете. Средневековый мощный Тайказан был отлит аж в 1399 году по приказу самого Амира Тимура. Уникальность Тайказана состоит в том, что он отлит из семи разных компонентов металла: золота, серебра, меди, бронзы, свинца, цинка, олова. Это даже напоминает своего рода знаменитый Наурыз коже, куда также добавляют непременно семь компонентов пищи. При всем при этом это чудо искусства весит без малого 2 тонны, при диаметер 2,4 метра, при высоте 1,6 метров. А вмещает в себя Тайказан аж целыз 3 тыс литров воды. Не это разве настоящий символ величия своей эпохи? Кто-то может знать, а кто-то нет, что Тайказан долгое время стоял в Эрмитаже, а на родину вернулся он лишь в 1989 году. Вот такая не легкая судьба у нового чуда света.

Край тысячи святынь

Арыстан баб – место пересечения времени

Совсем недалеко от Туркестана в Отрарском районе расположен не менее известный паломнический комплекс-мавзолей Арыстан баб, живший в XII веке. С тех пор мавзолей несколько раз прошел реставрацию. Есть информация, что в XIV веке мавзолей был заново. В 1909 году здесь сделали капитальный ремонт, вследствие чего были построены нынешняя мечеть и минареты. Эскизный проект архитектурного памятника считается уникальным, который представляет собой усыпальницу и мечеть. Здесь же есть и кельи. В декорации мечети использваоны рахнообразные узоры и материалы. По большому счету, Мавзолей Арыстан баб – плод труда именно местных мастеров. Известно, что после Октябрьской революции начались гонения на религиозной почве. Вследтствие этого памятнику архитектуры также был нанесен непоправимый ущерб. Некогда хорошо сохранившиеся колонны внутри мавзолея были вынесены на улицу под палящее солнце. В 70-80-ых годах прошлого столетия мавзолей частивно отреставрировали. Изготовили точные копии колонны и кровлю мавзолея заново покрыли.

В ряду памятников старины Туркестанской области именно мавзолей Арыстан баб занимает особое место. Ведь каждый паломник, посещающий святые места Туркестана и Отрара, считает своим долгом побывать на месте, где захоронен человек, который считается духовным наставником Ходжа Ахмета Ясави – святого, чьем имя связывают с распространением тюркского течения суфизма на территории Центральной Азии.

Сегодня это место считают местом пересечения веры в Создателя, древних мифов, утраченной истории и неповторимого архитектурного почерка.

Кстати, здесь можно посетить и библиотеку с древними рукописными книгами.

Край тысячи святынь

Гаухар ана – символ материнства

Мавзолей Гаухар ана (XII-XIV века), являющийся памятником истории республиканского значения, в Туркестане возведен в честь дочери великого поэта и мыслителя Ходжа Ахмета Ясави. Он расположен буквально в 500 метрах с левой стороны трассы Туркестан-Шауельдер. В 2011 году археологи музея-заповедника провели археологические исследования. На сегодняшний момент не установлены точная дата рождения и смерти Гаухар ана.

По словам О. Дастанова, который долгое время проработал главным хранителем фонда, а затем и директором музея-заповодника «Азрет Султан», а также согласно народных преданий, Гаухар ана обладала даром целительницы, благодаря чему она исцелила многих больных, однако сама не мгла иметь детей. Рассказывают, что

Мавзолей возведен из жженного кирпича, по архитектуре сильно напоминает мавзолей Рабии Султан Бегим, хотя по размерам намного ему уступает. Первоначально мавзолей не имел кровлю. Состоял из четырех стен, рядом же находилось трехкомнатное сооружение для паломников. В 2014-2015 годах по инициативе музея-заповедника «Азрет Султан» и РГУ «Казреставрация» заново возвели мавзолей Гаухар ана.

Кстати, считается, что колодец, что расположенный возле мавзолея, обладает целебными свойствами. Рассказывают, что целительницу похоронили на месте убийства брата, который с колодца набирал воду. По сей день к мавзолею приезжают паломники из ближнего и дальнего зарубежья в надежде исцелиться и родить детей. Для этого они выполняют целый ритуал омовения водой и молятся Гаухар ана. Удивительно и то, что вода моментально высыхает на теле человека и даже в самые холодные времена никто не заболел здесь. Многие, кто сюда приезжал и молился о помощи, уверяют, что целительница действительно помогает нуждающимся.

В 1989 году мавзолей Гаухар ана включили в реестр памятников музея-заповедника «Азрет Султан» и взят под охрану государства.

Край тысячи святынь

Домалак ана - символ мудрости и примирения

«Домалак ана» или Нурила Али Сланкызы жила в VII веке, являлась младшей женой Байдибек ата. Однако сам мавзолей считается архитектурным памятником XI века.

В народе ходит немало легенд, которые гласят, что Домала ана была находчивой. Благобаря своим мудрым решениям ей удавалось заглушить давние обиды и примирить стороны.

 Отец был выходцем рода Урмат. Мать была выходцем рода Азык. В летописе значится, что от единственного сына Нурилы Жарыкшака взяло начало большое племя Албанов, Дулатов и Суанов. Именно внук Дулат сооружает над могилой своей бабушки нынешнее четырёхъярусное здание мавозлея. К сожалению отреставрированный в 1957 году Мавзолей не сохранился. В 1996 году произвели кладку из белых каменей, привезенных из Мангыстау. Высота Мавзолея составляет 12 метров.

Сама Нурила или «Домалак ана» известна в истории как святая ясновидящая. Со временем название «Дихнат мама» (на персидском Святая мать) подверглось звуковым изменениям и стала называться «Домалак ана».

Нынешнее поколение продолжает и по сей день поклонятся матери. Ведь по преданию считается, что те кто пройдут меж двух священных камней, которые находятся в Мавзолее, будет считается праведным и безгрешным. Здесь же сохранилось огромное количество рукописей.

Край тысячи святынь

Древний Отрар и Великий Шелковый путь

Древнее городище Отрар когда-то был одним из крупных центров на пути Великого Шелкового пути и служил перепутьей для древних городов Тараз, Баласагун и городов Восточного Туркестана.

Отрар был центром науки и культуры, торговли, земледелия и скотоводства. Если в VI-VIII веках Отрар был феодальным центром в среднем течении Сырдарьи, то в IX-XI веках он уже стал региональным мегаполисом, а в XIII-XIV веках уже считался крупным городом южного региона Казахстана. Уже в XVI-XVIII веках Отрар превратился в экономический и политический центр Казахского ханства.

Сегодня руины городища Отрар состоят из трех разделов. Это – цитадель, шахристан и рабат. Шахристан если занимает 20 гектар земли, а рабадная часть больше его в 10 раз. В далеком 1904 году здесь были проведены первые археологические раскопки. Чуть позже, в 1947 году под руководством А. Бернштама образовалась Южно-Казахстанская археологическая экспедиция. Через 22 года сюда приехала Отрарская археологическая экспедиция под руководством К. Акишева, которая начала досканально изучать памятники Отрарского оазиса.

Отрар считается наиболее исследованным средневековым городом не только Казахстана, но и всей Средней Азии.

Благодаря многолетним археологическим изыскательным работам в городище вскрыты целые жилые кварталы XI-XII веков Караханидского периода, а также восточная баня XIII-XIV веков, жума мечеть XIV-XV веков, дворцовый комплекс, квартал гончаров, юго-западне ворота. Кстати, городище Отрар вошел в общенациональный список святых (сакральных) мест Казахстана.

Кстати, о юго-западных воротах. Входная группа состоит из караульынх помещений и ворот, фланкированных башнями. По обе стороны от въезда имеются большие караульные помещения из сырца, через которые, возможно, поднимались на башни. В стенах, выходящих на улицу с наружной стороны, располагались лавочки с тандырами.

Башни, фланкировавшие въезд, расположены на линии север-юг под углом 45 градусов по отношению к крепостной стене. Северная башня вынесена на 23 метра, южная на 32 метра от крепостной стеныи построены уже за бермой. Сохранились по уровню фундамента находящегося во рву на глубину 4 метра. Они облицованы кладкой из жженного кирпичаквадратной формы,

Северная башня в плане представляет собой ¾ часть круга. Фундамент южной башни построен полукругом, далее он переходит в стенку рва под углом, идущую в напарвлении крепостных стен. Наземная часть южной башни построена из сырца, в палне кргулая, диаметром 7 метров.

Перед башнями в 2,8 метров от стенок рва, параллельно ей расположена опора моста. На уровне 3 метра она имела подпрямоугольную форму, на глубине 4 метра форма изменилась на семиугольную, что явилось следствием  перестроек на данном уровне. Опора также неоднократно подвергалась ремонту и наращивалась как и стенка рва вверх по мере роста культурного слоя на городище.

При раскопке башен и опор в заполнении рва найдены обломки сильно прокаленных кирпичей. Возможно даже, что  ворота башни были штурмованы, в результате чего произошло возгорание, соответственно обрушение в ров наземной части ворот, сложенной из сырцовых кирпичей. Зольные линзы жирные, что может свидетельствовать о том, что при штурме могло использоваться масло.

После разрушения входной группы на месте башен появились жилые помещения и мастерские. В завершающий период жизни шахристана Отрара входная группа перестала существовать, ее завалы заполнили ров, образовав пандус, который вымощен битыми кирпичами.

Край тысячи святынь

Акмечеть – аккумулятор энергии

Отдельного внимания достойны нескончаемые ущелий и природные памятники с великолепными ландшафтами: Бургулюк, Каскасу, Угам, Машат, Кокбулак, Акмечеть, Сайрам-Угамский национальный парк. Только вблизи Шымкента сосредоточены целых 16 государственных природных памятников – озеро Кызылколь, Красная горка, несколько водохранилищ с непременной атрибутикой – чайками и мидиями, Плачущая пещера с невероятная по своей красоте и неведанные тропы в загадочных и полных тайн ландшафтах.

Например пещера Акмечеть, состоящая из известняков, возникших в эпоху неолита. До сих пор не известно, в какое время и как возникла удивительная пещера, которая относится к числу крупнейших в Центральной Азии. Внутри она занимает территорию в 1 гектар, гле растут тутовые деревья и карагачи. Хотя вокруг за километр не растет ни одно дерево. Сверху пещеры капают, не переставая, снего-дождевые капли. Кстати, внутреннее строение пещеры очень схода с юртой. Войти в пещеру можно с западной ее стороны. Специалисты уверены, что исторические данные пещеры требуют досконального археологического исследования.

Еще один немаловажный факт. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что пещерный воздух оказывает моментальное благотворное влияние на снижение высокого кровяного давления организма. Также доказано, что человек, находящийся внутри пещеры 20-30 минут, избавляется от плохой энергии. От того посетители из-за всех этих чудодейственных свойств прозвали пещеру святым.

А вот в ущелье Машат функционируют санатории и дома отдыха на любой вкус и кошелек. Здесь вашему вниманию предложат любой вид экологического туризма – начиная от пешеходного и путешествия на велосипедах, завершая конной прогулки, спортивной охоты и спелеотуризма (путешествие по различным пещерам).

Хотите полетать и парить в воздухе как птица? Без проблем. Энергетический заряд и адреналин обеспечены вам при полете на параплане. Можно выбрать тандемные полеты в окрестностях Шымкента с пологих массивных участков. Позитивные воспоминания обеспечены искателям приключений на высоте 1000 метров. Если желаете еще больше адреналина, пилот готов совершить комплекс пилотажа: крутые винговеры, тугие спирали, горки. Все это вам непременно гарантирует всплеск эмоций.

Край тысячи святынь

Юг – туристический рай

В Туркестанском регионе распространены абсолютно все виды туризма, начиная от джип-туров и сплавов по реке, завершая дайвингом и подводной охотой. На пути к приключениям и открытиям вы можете пройтись по живописным дорогам, наблюдая на территории охраняемых парков порядка 2000 видов растений, 50 из которых занеены в Красную книгу, где обитают более 40 видов млекопитающих животных и порядка 300 видов птиц.

А горный поход – то, что доктор прописал. Ведь это работа всего организма в комплексе, нагрузка на сердце, мышцы тела. Ведь шымкентский регион славится своей сильнейшей школой альпинизма, а несколько шымкентцев даже являются обладателями признанного во всем мире звания «Снежного барса». Соответственно здесь имеются специально обученные горные гиды. Особой популярностью пользуется жарким летом Сайрамское ущелье. Сюда ежегодно из самых разных стран приезжают сотни команд, одиночки, профессионалы и новички. На угамском хребте вас ожидают для покорения 30 вершин высотой выше 3000 метров несметное количество вершин поменьше и попроще. А вершиной Угамского хребта по праву считается пик Сайрамский высотой без малого 4238 метров, где установлена мемориальная доска с портретом Владимира Высоцкого. Считается, что это самый высокостоящий памятник поэту во всем мире.

Край тысячи святынь

Исфиджаб – город-музей под открытым небом

Отдельного внимания достойны экскурсии по мавзолеям древнего Исфиджаба (Сайрам). Сегодня это один из важных микрорайонов города Шымкент, где сосредоточены мавзолей матери Ходжи Ахмета Ясави – Карашаш ана и оьца мыслителя – Ибрагим ата. Это – знаковые сооружения, вобравшие в себя мастерство зодчих нескольких поколений. Можно также заглянуть в мавзолей Махмуд шейха и убедиться лично самому, что в священном месте, где родился великий суфий, не растет трава.

Можно легко свернуть от дороги и попасть в городище «Мартобе» неподалеку от Сайрама, где прошел когда-то первый курултай, на котором старейшины родов и племен казахов определяли кочевья, территории пастбищ, решали вопросы международных отношений.

А можно отправиться к древнему Саурану, который считался когдато-то важным и игравшим ключевую роль городом в истории региона. Первые упоминания о Сауране найдены в летописях X века нашей эры, уже в XIII веке это был независимый пограничный город, который не платил наравне с Исфиджабом харадж. Город цвел и развивался влоть до XVII века. Сейчас на эти земли представляют собой безмолвные стены с массивгыми сторожевыми башнями. На огромной территориив 33 гектара отлично можно разобрать планировку города с площадями, улицами, переулками, колодцами и фундаментов некогда большой мечети.

Край тысячи святынь

Если вас привлекает современная история, то можно взглянуть на инженерную диковинку у поселка Екпынды – Красный мост, который собой в 1886 году заменил деревянный мост. Ведь с приходом Красной армии появилась необходимсоть в прочной переправе для тяжелого транспорта. Данная конструкия является редким для Средней Азии того воремени. Сегодня мостом пользуются современные машины и пешеходы, почти как 150 лет тому назад.

Завершить знакомство можно в одном из самых аутентичных мест Шымкента – этно-галерее «Алтын Орда», которая являет собой не просто выставку иди магазин изделий прикладного искусства, эьо своегь рода путешествие к жизни наших предков в компании мастеров своего дела: шорников, кожевенных и войлочных дел мастеров, знаменитых оружейников и прикладников.


Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!