Лента новостей

Конституция определяет курс развития Нового Казахстана

Вносимые поправки помогут быстрее встать на новый путь развития
Конституция определяет курс развития Нового Казахстана
Фото: El.kz 30.08.2022 10:00 4232

Конституция Республики Казахстан, как и конституция любого государства – это главный Закон страны. Именно из Коституции формируются все остальные законы. Поэтому именно она является гарантом успешного развития государства, считает президент Гражданского Альянса Казахстана Бану Нургазиева. Член Национального совета общественного доверия при Президенте РК рассказала о значимости вносимых поправок и основных норм Конституции для каждого гражданина нашей страны.

- Бану Ганиевна, чем обусловлена необходимость внесения изменений в Конституцию Республики Казахстан? Ведь мы жили по этому документу много лет.

- В самой первой статье Конституции Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым, социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы. Это дает нам видеть перспективы развития нашего общества. День Конституции я считаю одним из самых важных праздников в Казахстане, так как именно отсюда начинаются все наши права и свободы.

В свое время на заре Независимости Конституция была принята в январе 1993 года. Но 30 апреля 1995 года она обрела тот вид, в котором существует до настоящего времени. Почему буквально за два года она была изменена? Дело в том, что именно в то время изменилось многое для нашего государства, народу было крайне важно осознать, что в стране произошли большие реформы и начался новый отсчет в ее истории.

Прежде всего нужно отметить, что конституция 1995 года была принята на всенародном референдуме. Это очень важно. Тогда голосовала практически вся страна. И я даже помню, что тогда на участки пришли отдать свои голоса более 90% населения Казахстана. И около 90% проголосовало за принятие нового закона.

За последующие 27 лет всенародного референдума больше ни разу не проводилось. Поправки вносились в конституцию на протяжении этих лет. Глава государства может предложить поправки на заседании Парламента и после обсуждения их, как правило, принимают. Все это происходит без участия простых граждан. Так в Казахстане и происходило в последние годы.

И только в этом году поправки в Конституцию были вынесены на всенародный референдум. Я думаю, это стало показателем того, что в нашей стране произошли значительные изменения. Свой отпечаток наложили и январские события. Они показали, что не все у нас хорошо. Поэтому нужны были новые реформы. Однако успешными эти реформы могут быть только при поддержке всего народа.

- Не считаете ли вы, что как-то быстро все произошло и нужно было немного подождать, чтобы людей было больше времени ознакомиться с предложенными поправками?

- Нет. Это стопроцентно оправдано. Я повторюсь, что Конституция Республики Казахстан – это основа законодательства, это самое главный документ, наделяющий народ особым правом, это наше самое главное право. В этой связи нужно было как можно раньше внести в него изменения, чтобы как можно быстрее наше государство встало на новый путь развития.

Все эти поправки просматривали специалисты, анализировали, изучали, где именно необходимо было внести коррективы. Мы же шли к светлому будущему, но где произошел перебор, началась суперпрезидентская власть. Поэтому Главный свод законов необходимо было привести в соответствии с требованиями уже настоящего времени. Поэтому и были внесены именно те поправки, которые мы хотели видеть в главном Законе нашей страны.

Как член Национального совета общественного доверия, как президент Гражданского Альянса Казахстана я лично пропускала все эти поправки через себя. И когда я поняла, что они позволят нашей стране более эффективно развиваться, стремиться к созданию именно справедливого государства, я провела большую работу, прежде всего с представителями альянса из регионов, пригласила всех лидеров, чтобы вместе с ними вникнуть в суть каждой поправки, а они уже в свою очередь разъяснили остальным людям. И я увидела понимание и веру в глазах представителей практически всех общественных организаций.

Я выезжала сама в Алматы, где обратилась в лицам с инвалидностью и предложила им встретиться. Это не освещалось в средствах массовой информации. Мне просто захотелось объяснить им. Это были представители общества слепых, глухих и другие люди с особыми потребностями. Мы общались при помощи сурдопереводчика, который переводил им все, что я хотела донести. И я увидела понимание в их глазах, особенно молодые ребята были очень впечатлены. Они сказали «Мы придем на референдум. Мы придем с семьей. Мы придем с друзьями. Мы будем голосовать». И тогда я поняла, что они уже смогут все разъяснить и другим, в своих целевых группах.

- А что дадут эти поправки нашей стране и ее гражданам?

- Все вносимые поправки направлены прежде всего на усиление прав граждан. И это очень важно, так как без этого невозможно строить успешное цивилизованное государство. Сейчас уже начинаются масштабные работы. Буквально 1 сентября выйдут наши мажилисмены и начнется работа по внесению изменений в законы.

К примеру, закон об уполномоченном по правам человека. Уполномоченный по правам человека всегда был, но его роль всегда была настолько принижена. А на самом деле он очень значимый для общества. Он независимый, неподотчетный госорганам, это практически второй человек после Президента, который защищает наши права, свободы. У него должен быть соответствующий статус. В каждом регионе должен быть представитель уполномоченного по правам человека. В развитых государствах он давно уже признан главным защитником граждан и имеет соответствующий статус.

Вообще проведение референдума – это своего рода выражение доверия общества. И то, что на референдуме народ практически проголосовал «За», значит люди хотят реформ, изменений. Это было важно услышать прежде всего Президенту страны, понять, что народ поддерживает эти реформы и готов к ним.

Сегодня происходит перезагрузка всей политической системы. Мы уходим от старой модели. Прежде всего это проявляется в сокращении полномочий президента. В новой Конституции найден оптимальный баланс разделения власти. К примеру, избирательная система. Возьмем наиболее яркий пример. Как происходят выборы в Парламент? Да и не только в Парламент, во все маслихаты областей и районов идут партии. Партии пишут список. Люди пришли проголосовали. А в этих списках кто?

Даже в списках мажилиса Парламента, я, допустим, не со всеми согласна, если на то пошло. Некоторые, я считаю, что вообще не должны быть в Парламенте. Но этого мало. Ведь я проголосовала за партию, а партия сама решает кого выбрать. А теперь возможности выбора расширены. Партия должна обозначить всех своих кандидатов, чтобы я могла видеть, за кого я голосую в этой партии, чтобы завтра знать, кто будет решать мое право.

На сегодня в Конституции уже определено, что на районном уровне будут только конкретные кандидаты. Это очень оправдано. Есть возможность отзыва, если вы видите, что депутат не справляется со своими обязанностями или он не выполняет свои программные обещания. Депутаты будут уже не просто богатые люди, имеющие вес в определенных кругах. Я всегда с этим была не согласна. И я рада, что в этом плане произошли изменения.

Повышается и роль Ассамблеи народа Казахстана. И это неслучайно. Вообще для чего депутатов вводили в состав Парламента? Прежде всего это практически эксперты, которые на своем экспертном уровне анализируют, не нарушает ли тот или иной закон чьи-то этнические права. Вот как раз-таки в Сенате их роль законна и обоснована.

Парламент у нас теперь наделен еще большей властью. Президент отдал ему часть своих полномочий. Это было впервые в практике, когда Президент сокращает свои полномочия, усиливает другие системы. И я думаю, что это очень правильно. Сенат же как раз отстаивает интересы регионов и этнических групп.

Очень важно и то, что Президент ушел из всех партий. У нас и Президент, и все акимы состояли в одной партии. Поэтому у других партий даже при всем желании не было возможности прийти к власти. Теперь глава государства не состоит в партии, он следит и регулирует процесс создания справедливого общества.

- А что вы думаете по поводу отмены смертной казни?

- В этом вопросе окончательно поставлена точка. Если ранее был мораторий на смертную казнь, то теперь она отменена. Я считаю, что быть обреченным на пожизненное заключение в одиночестве – это более суровое наказание, чем быстрая смерть.

- Как понимать, что земля и ее недра принадлежат народу?

- Вроде всего одно словосочетание изменилось, но смысл поменялся в корне. Было написано, что земля находится в госсобственности. Теперь земля принадлежит народу, а государство ею управляет, но при этом с учетом интересов народа. В этом есть огромный подтекст. Это однозначно к лучшему. Из этой нормы будут вытекать все законы с учетом интересов граждан.

У нас есть открытый портал, где каждый гражданин может зайти и написать, если он с чем-то не согласен в законопроекте. В течении 15 дней этот законопроект находится на портале.

Очень важно, чтобы у каждого гражданина Республики Казахстан на его столе или в телефоне находился текст Конституции Республики Казахстан. Потому что любой закон, любое правило вытекает именно из этого документа. Там четко написано, что каждый гражданин имеет право на здравоохранение, образование и прочее. Отсюда вытекают другие нормы. Если ты видишь какую-то несправедливость, открой Конституцию и ты найдешь в ней ответы, на свои вопросы. Каждая норма в ней излагается четко и понятно. Есть Конституционный суд, в который можно обратиться, есть уполномоченный по правам человека. И никто не имеет права посягать на ваше конституционное право.

- Благодарю за беседу!

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!