Кокшетау с другого ракурса
Chingiz Mayseit
Казахстанские кинодокументалисты сняли фильм о красотах северной жемчужины
В Алматы прошел премьерный показ документального фильма «Кокшетау» из цикла «О сказочной природе Казахстана». Режиссёрами выступили Ануар Райбаев и Арман Каиржан. Картина была снята киностудией «Казахфильм» им.Ш.Айманова по заказу Министерства культуры и спорта республики в рамках проекта «Сакральная география Казахстана». О том, как проходили съемки и в чем уникальность фильма порталу el.kz рассказал молодой режиссер Арман Каиржан.
На фото: Арман Каиржан и Ануар Райбаев во время съемок д/ф "Кокшетау".
Фильм раскрывает природу национального парка с самых неожиданных ракурсов. Режиссеры дают зрителю почувствовать себя птицей, пролетающей над скалами, лесами и озерами, дают возможность понаблюдать за микромиром насекомых, а также насладиться всеми временами года. Над проектом на протяжении полугода работала съемочная группа из 20 человек. Руководил съемкой режиссерский тандем опыта и молодости в лице Ануара Райбаева (режиссер фильмов «Лавэ», «Меч победы») и Армана Каиржана.
«В начале мы хотели снять фильм, знакомящий с достопримечательностями Кокшетау, но потом было принято решение посвятить его только природе края, флоре и фауне. Фильм назван «Кокшетау», а не Бурабай, потому что Кокшетау все же гораздо широкое географическое понятие», - отмечает Арман.
На фото: съемочная команда д/ф "Кокшетау".
По словам режиссера, идея фильма не только в том, чтобы показать красоту природы, но и передать смысл цикличности жизни, рождения и увядания, пробуждения и сна.
«Часто в документальных фильмах используют архивные кадры, мы же все снимали с нуля. Начали съемки весной в середине марта, а закончили летом. Задача была показать все времена года, и мы с ней справились. Фильм длится один час и показывает четыре дня из жизни природы, которые ассоциируются с временами года. Так мы видим, как за четыре дня прошел весь годовой цикл. В общем фильм получился философско-поэтический», - поясняет Арман.
«Часто в документальных фильмах используют архивные кадры, мы же все снимали с нуля. Начали съемки весной в середине марта, а закончили летом. Задача была показать все времена года, и мы с ней справились. Фильм длится один час и показывает четыре дня из жизни природы, которые ассоциируются с временами года. Так мы видим, как за четыре дня прошел весь годовой цикл. В общем фильм получился философско-поэтический», - поясняет Арман.
Особенность фильма в том, что в нем нет привычных для документалок интервью, только кадры природы, музыка и закадровый дикторский голос. В фильме звучат народные легенды, отрывки из эпической поэмы «Кокшетау» Сакена Сейфуллина, размышления режиссеров о природе и цикличности времен года, а также интересная информация о флоре и фауне края. Кстати специально для фильма, композитором Олжасом Байбековым были записаны оригинальные музыкальные треки.
Арман Каиржан говорит, что в своих работах всегда стремится к уровню съемок телеканалов NatGeo или Discovery. Однако молодой режиссер уверен, что этот фильм получился почти такого же уровня.
«Однако у нас не было такой техники как у них. Мы снимали на самые обычные бюджетные беззеркальные и зеркальные камеры. Но благодаря мастерству наших операторов картинка получилась на высшем уровне. Ассистент оператора Еркинбек Птыралиев, (он работает с режиссером Адильханом Ержановым), и оператор-постановщик Мухтар Ерубаев проделали колоссальную работу. Я рад, что команда у нас собралась очень дружная, все друг друга очень хорошо знают и общаются», - говорит Арман.
Арман Каиржан говорит, что в своих работах всегда стремится к уровню съемок телеканалов NatGeo или Discovery. Однако молодой режиссер уверен, что этот фильм получился почти такого же уровня.
«Однако у нас не было такой техники как у них. Мы снимали на самые обычные бюджетные беззеркальные и зеркальные камеры. Но благодаря мастерству наших операторов картинка получилась на высшем уровне. Ассистент оператора Еркинбек Птыралиев, (он работает с режиссером Адильханом Ержановым), и оператор-постановщик Мухтар Ерубаев проделали колоссальную работу. Я рад, что команда у нас собралась очень дружная, все друг друга очень хорошо знают и общаются», - говорит Арман.
Во время работы над фильмом.
Арман вспоминает курьезные моменты, произошедшие во время съемок. Например, первый съемочный день начался с казусов: оператор чуть было не лишился камеры, оставленной на три часа для съемки таймлапса, и которую унесло ветром. Потом порывистым ветром был сбит дрон.
«Его сдуло на другую гору, и так остаток дня был потрачен на поиски дрона», - смеясь рассказывает Арман.
Но все обошлось, техника сильно не пострадала, а на следующий день команда была уже осторожней, даже самые экстремальные кадры были сняты, как и планировалось.
«У нас есть кадры, где дрон на приличной скорости пролетает в десяти сантиметрах над водной гладью, это видео сделал наш оператор, мастер воздушной съемки Айвар Кыдырбаев. Такие кадры у нас еще никто не снимал, и я сам был удивлен, когда просматривал отснятый материал ведь видео получилось великолепным», - делится впечатлениями Арман.
«Его сдуло на другую гору, и так остаток дня был потрачен на поиски дрона», - смеясь рассказывает Арман.
Но все обошлось, техника сильно не пострадала, а на следующий день команда была уже осторожней, даже самые экстремальные кадры были сняты, как и планировалось.
«У нас есть кадры, где дрон на приличной скорости пролетает в десяти сантиметрах над водной гладью, это видео сделал наш оператор, мастер воздушной съемки Айвар Кыдырбаев. Такие кадры у нас еще никто не снимал, и я сам был удивлен, когда просматривал отснятый материал ведь видео получилось великолепным», - делится впечатлениями Арман.
Во время монтажа фильма.
За весь период съемки Арману особенно понравилось наблюдать за животными и за тем как меняется погода. У команды был определённый режим работы: подъем в 4 утра, съемка потом отдых и следующие съемки начинались с обеда, а заканчивались поздно ночью.
«Времени на сон было очень мало, это конечно трудно, но и весело. Остановились мы в Боровом. Только сами съемки заняли 20 дней, но учитывая перерывы и монтаж в общем на фильм ушло полгода. Хотя это очень мало для хорошего документального кино, тот же канал NatGeo может работать над одним фильмом несколько лет, поэтому хочется, чтобы времени на съемочный процесс давали больше», - отмечает режиссер.
«Кокшетау» стал дебютной полнометражной работой Армана, до этого он снял игровой короткометражный фильм под названием «Муза».
«Сейчас все документальные фильмы снимаются однообразно под телевизионный формат, но мы же выбрали кинематографический стиль. Есть такой тренд в студенческом кино – снимать фильмы о социальных проблемах, так сказать на злобу дня. Я же хотел сделать проект о красивом, о полезном. Очень хочу, чтобы наши природные места были узнаваемыми, ведь это даст толчок развитию туризма», - говорит Арман.
«Времени на сон было очень мало, это конечно трудно, но и весело. Остановились мы в Боровом. Только сами съемки заняли 20 дней, но учитывая перерывы и монтаж в общем на фильм ушло полгода. Хотя это очень мало для хорошего документального кино, тот же канал NatGeo может работать над одним фильмом несколько лет, поэтому хочется, чтобы времени на съемочный процесс давали больше», - отмечает режиссер.
«Кокшетау» стал дебютной полнометражной работой Армана, до этого он снял игровой короткометражный фильм под названием «Муза».
«Сейчас все документальные фильмы снимаются однообразно под телевизионный формат, но мы же выбрали кинематографический стиль. Есть такой тренд в студенческом кино – снимать фильмы о социальных проблемах, так сказать на злобу дня. Я же хотел сделать проект о красивом, о полезном. Очень хочу, чтобы наши природные места были узнаваемыми, ведь это даст толчок развитию туризма», - говорит Арман.
В планах у Армана снять цикл документальных фильмов о десяти потенциальных с точки зрения туризма местах Казахстана.
«Это очень красивые и необычные места. К сожалению, не вся наша молодежь знает, что такие места есть в стране, поэтому стремится поехать на отдых за границу, увидеть Альпы, или еще что-то. А удивительная природа здесь рядом и ее нужно показывать в подобных фильмах», - уверен Арман.
«Это очень красивые и необычные места. К сожалению, не вся наша молодежь знает, что такие места есть в стране, поэтому стремится поехать на отдых за границу, увидеть Альпы, или еще что-то. А удивительная природа здесь рядом и ее нужно показывать в подобных фильмах», - уверен Арман.
Арман Каиржан отмечает, что хочет снимать сложное, интеллектуальное, просветительское кино, на котором может расти новое поколение. Кстати сейчас он работает над фильмом о казахстанском скульпторе-гиперреалисте Айдосе Есмагамбетове.
Справка:
20-летний режиссер Арман Каиржан, родился в семье музыкантов в городе Актобе. В школьные годы занимался академическим вокалом. В старших классах принял решение попробовать себя в режиссуре, после школы поступил на грант в КазНУИ на отделение «Режиссер документального кино» в мастерскую Ануара Райбаева. Сейчас Арман студент 4 курса. В 2018 году на базе «Казахфильма» он снял короткометражный игровой фильм «Муза».
Трейлер д/ф "Кокшетау". Фото и видео из личного архива Армана Каиржана.