Китайские компании могут инвестировать в Казахстан 21 миллиард долларов – эксперты
Блокирование российского, белорусского и украинского направлений ставит крест на ключевых маршрутах, идущих в Европу, в частности, Ляньюнган -Дуйсбург или Иу - Лондон, тянувшихся из Китая в Европу и обратно. Такую обеспокоенность выразили участники международной конференции «10 лет Шелковому пути и качественному совместному строительству «Пояса и пути», которая прошла в Астане на минувшей неделе, передает корреспондент El.kz.
Как отметил доктор политических наук и главный научный сотрудник Центра «Россия, Китай, мир» Владимир Петровский, обходные маршруты через Каспийское море или Ближний Восток пытаются работать, но цена перевозки и трудозатраты транскаспийского пути при условии, что груз надо доставить до Европы, значительно проигрывают морским маршрутам.
«Вместе с тем, как ни парадоксально, возникшие трудности открывают перед инфраструктурой «Пояса и Пути» новые возможности. Закрытие западных рынков для России, подстегивает российско-китайскую торговлю, причем в масштабах, значительно перекрывающих сухопутную торговлю «Китай-Европа», – сказал Владимир Петровский.
Тему новых возможностей для стран СНГ, в частности, Казахстана, продолжила руководитель Центра китайских и азиатских исследований МУА Светлана Кожирова. Она считает, что геополитическое месторасположение Казахстана позволяет ему сосредоточиться на расширении пропускной способности транспортно-логистической системы на направлении международного транзитного коридора «Западный Китай – Западная Европа» и предоставлении качественных услуг добавленной стоимости.
«Несмотря на континентальное положение, благодаря предоставленному Китаем Казахстану морскому терминалу в порту Ляньюнган на побережье Желтого моря, а также реконструкции порта Актау на побережье Каспийского моря на западе страны, Казахстан получает выход к морю. Апробированы различные маршруты доставки грузов из Китая в Европу, обладающие потенциальным объемом транзитных контейнерных перевозок через Казахстан до двух миллионов дающих прибыль в размере до пяти миллиардов долларов США. Как отметил Председатель Си Цзиньпин на первом Форуме «Пояса и пути» в мае 2017 года, Казахстан является «чемпионом» в сфере развития транзитно-транспортного потенциала», – заявила Светлана Кожирова.
Также она привела последние данные Нацбанка РК, согласно которым общий объем иностранных инвестиций в транспортный комплекс Казахстана составляет 8,5 миллиардов долларов, из которых 3,5 миллиарда долларов – инвестиции в проект «Западная Европа – Западный Китай».
«Инвестиционная емкость казахстанской инфраструктуры, если за проекты возьмутся китайские компании, составляет 21 миллиард долларов, что в 2,5 раза превышает текущие иностранные инвестиции в этот сектор экономики. А это делает казахстанскую инфраструктуру перспективным сектором для развития казахстанско-китайского инвестиционного сотрудничества, нуждающегося в новых точках роста», – добавила Кожирова.
В своем выступлении Владимир Петровский также отметил, что согласно анализу показателей отчета о больших данных «Одного пояса, одного пути», финансовая ликвидность России, Казахстана, Кыргызстана и Беларуси превышает средний уровень стран вдоль маршрута, а юань обладает лучшей ликвидностью в членах ЕАЭС. Так, Народный банк Китая и Центральный банк России подписали соглашение об обмене валюты на 150 миллиардов юаней, и была активирована операционная система для бизнеса.
«Судя по выводам Евразийского банка развития (ЕАБР), текущая санкционная ситуация дает возможность другим странам – прежде всего КНР – занять новые ниши на постсоветском пространстве. Китай лидирует по прямым иностранным инвестициям (ПИИ) в СНГ. Его накопленные ПИИ в 12 постсоветских государствах почти достигли 68 миллиардов долларов, из них около 13 миллиардов – инвестиции в Россию», – добавил Петровский.
Справочно
"Пояс и путь" - это масштабная инфраструктурная и экономическая инициатива, запущенная Китаем в 2013 году. Она предполагает создание широкой сети транспортных и коммуникационных инфраструктур, соединяющих Китай с другими странами Азии, Европы и Африки, с целью повышения торговли, инвестиций и экономического развития.
Проект включает в себя два основных компонента: "Шелковый путь экономического пояса" и "Морской Шелковый путь 21-го века". "Шелковый путь экономического пояса" охватывает страны Евразии, а "Морской Шелковый путь 21-го века" связывает Китай с Азией, Европой и Африкой через развитие портов, морских транспортных путей и морских экономических зон.
Инициатива включает в себя строительство новых железных дорог, автомагистралей, газопроводов, нефтепроводов, портов, аэропортов и других инфраструктурных объектов. Китай вкладывает в инфраструктуру огромные средства, оказывает финансовую поддержку странам-участницам и создает совместные инфраструктурные проекты.
Данная инициатива является одной из самых крупных и амбициозных инфраструктурных проектов в истории человечества и может иметь значительный вклад в экономическое развитие и процветание регионов, участвующих в ней.