Казахстанские сериалы популярнее зарубежных - Ляззат Танысбай
Председатель правления телеканала "Казахстан" Ляззат Танысбай на площадке конференции, проведенной Национальной медиа ассоциацией, рассказала о популярности отечественного телепродукта. Сейчас сериалы опережают в рейтингах конкурентов из Турции, России и Индии, сообщает ИА El.kz.
Как отметила Ляззат Танысбай прошедший год телеканал «Qazaqstan» подвел итоги в тройке лучших, на первом месте среди только казахскоязычной аудитории. За первый квартал 2023 года также наблюдается рост. Сейчас он находится на втором месте среди всех каналов. Общий рост за последние пять лет составил 89,2%.
Сейчас 75% проектов Национального канала составляют внутренние продукты. То есть преобладает доля идеологически ориентированных внутренних продуктов, а не только зарубежные сериалы или только зарубежные франшизы. При этом показатели рейтинга канала с каждым годом значительно увеличиваются. Среди них программы «Таңшолпан», «Өмір көркем», «1001 түн», «Aqparat» и «Apta». Аналитическая программа «Apta» за первые три месяца 2023 года заняла первое место среди двухъязычных проектов данного направления.
Еще один интересный факт: мы работали над этим и добились «омоложения» зрителей телеканала «Qazaqstan». Сегодня в аудитории канала увеличилась доля молодежи в возрасте от 17 до 25 лет. Если раньше наши юные зрители смотрели продукт только в интернете, на платформе YouTube, то теперь мы дошли до уровня, когда продукт смотрят в эфире. Для этого мы повысили качество контента, который просматривает эта аудитория. Во-первых, это сериалы собственного производства, во-вторых, мировые франшизы. По мере повышения качества продукции они избавляются от привычки смотреть на YouTube и ждут новых выпусков в эфире. Через сериал мы выводим их на телевидение и теперь увеличиваем количество идеологических проектов для них. Здесь можно сказать об общенациональном проекте для образованной молодежи «Дара». Проект объединил образованную молодежь страны. По республике в нем принимают участие студенты из 15 городов и 28 университетов, - отметила Танысбай.
По словам Танысбай, среди отечественных сериалов, показанных на рынке в 2023 году, 8 из ТОП-10 – продукция телеканала «Qazaqstan». Были случаи, когда максимальная доля показанных в этом году сериалов «Сезім толқыны», «Ақжауын», «Жат бауыр» достигла 35%.
Так, за последние два года наши сериалы превзошли показатели российских, индийских, турецких сериалов на рынке. Мы контролировали процесс от его актерского состава до того, как сериал начинается и заканчивается, не передавая продукт продакшн-компаниям. Конечно, были возражения со стороны продюсеров, те же из них, кто выдержал наши требования, добились отличного результата. (Сейчас мы также слышим о том, что эти компании начинают получать много предложений с рынка после показателей продукции, произведенной компанией). А мы продолжаем наши успешные проекты от сезона к сезону. Это зарубежный опыт. Общее количество просмотров этих трех сериалов на YouTube сегодня составляет около 70 миллионов. То есть сериалы пользуются большим интересом у аудитории не только у телеканала, но и в интернете. Сейчас Корпорация выпускает 12-14 сериалов, которые составляют 150-160 серий в год, из них почти все дают высокие показатели. Здесь можно сказать, что это, во-первых, развитие индустрии сериалов, а во-вторых, установление связей между аудиторией и производителем.
Также телеканал развивает свои франшизы.
Как вы знаете, в последние годы на нашем телевизионном рынке стали предлагаться передовые варианты проектов франшизы. Такие продукты мы видим в эфире всех телеканалов. Большой интерес у зрителей вызывает детский проект «Qazaqstan дауысы», который выходит с марта на канале «Qazaqstan». Сегодня средняя доля составляет 20,2%. А максимальная доля достигает 30-35. Ведь можно сказать, что в производстве проекта участвуют и сами зрители. Участники выбираются из народа, и даже до выбора наставников учитывается мнение аудитории в социальной сети. При этом хочу сообщить, что в осенний сезон «Дауыс» среди взрослых возобновится.
Как отмечает Танысбай, рост TV рейтингов в первую очередь является показателем того, что доверие зрителя к традиционным СМИ все еще остается высоким.
Только на днях мы получили новые данные от «Genesis». По официальным данным, сейчас в стране 17 миллионов пользователей интернета, в том числе около 14 миллионов человек пользуются YouTube. Мы узнали, что из 14 млн пользователей 70% потребляют телевизионный контент. Здесь я хотела бы выразить благодарность коллегам по телеиндустрии, которые здесь присутствуют. То есть, помимо традиционной аудитории, вы охватываете онлайн-аудиторию. На сегодня из 9,5 млн пользователей аудитории Корпорации в социальных сетях 6,5 млн - пользователи YouTube. Работа по повышению качества казахскоязычного контента, соответствованию запросам казахскоязычной аудитории будет продолжена. Теперь наша задача – сделать наши нишевые каналы конкурентоспособными. К примеру, если наш канал «Balapan» три года назад занимал 9-е место. сейчас он на стабильном 7-м месте среди всех каналов, и его удельный вес растет с каждым годом.
Также в рамках мероприятия Национальная медиа ассоциация представила исследования и обсуждения о современных вызовах и тенденциях в области медиаизмерений и телевизионного рынка. На панельных сессиях конференции поднимались темы итогов медиазамеров 2022 года, основные факторы медиапотребления, примеры международного аудита системы и внедрения прозрачности и повышения доверия в медиа Казахстана, также реклама на государственном языке и перспективы ее развития. Руководитель Национальной медиа ассоциации - Кемелбек Ойшыбаев. подчеркнул важность совместной работы всех участников медиа рынка для развития рекламного рынка на телевидении и привел пример сравнительно с доходами рекламы на телевидении в России.
Мы в 32 раза меньше российского рынка рекламы на ТВ, то есть объем рекламы на телевидении в России составляет при расчете в тенге для сравнения, около 1 трлн, 100 млрд тенге. Если рекламный рынок Казахстана будет падать, то участники рынка не будут развиваться, - сказал Ойшыбаев.
Ассоциация совместно с K Research Central Asia заказала международный аудит, который будет осуществлять международная аудиторская компания 3М3А. Также был поднят актуальный вопрос в медиа сфере – распространение рекламы на государственном языке. На повестке рассмотрены особый подход к билингва аудитории, тренды национальной идентичности и перспективы рекламы на казахском языке. Данная площадка уже второй год собирает и решает самые актуальные вопросы медиа рынка с ведущими экспертами, руководителями телеканалов, рекламных агентств, а также представителей рекламодателей. Мероприятие предоставило уникальную возможность обмена знаниями и опытом, а также обсуждение ключевых вопросов и тенденций в области медиаизмерений и телевизионного рынка.