Казахстан становится центром притяжения иностранных студентов

В 2024/2025 учебном году численность студентов в казахстанских вузах достигла рекордного за последнее десятилетие уровня — 624,5 тыс. человек, что на 5,4% больше, чем годом ранее. Согласно данным Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, крупнейшим образовательным центром страны остаётся Алматы, где обучается почти треть всех студентов — около 202 тыс. человек. Доля учащихся алматинских вузов в общем студенческом контингенте продолжает расти и в текущем году достигла 32,3%, сообщает ИА El.kz со ссылкой на energyprom.kz.
Приток иностранных студентов
Важную роль в развитии системы высшего образования в Казахстане играют иностранные студенты. В текущем учебном году их численность выросла на 12,8% и составила 28,5 тыс. человек. Более половины студентов-нерезидентов приехали из стран дальнего зарубежья, наибольшее число учащихся — 9,3 тыс. человек — из Индии, причём 4,7 тыс. из них обучаются в Алматы. Среди студентов из стран СНГ лидируют граждане Узбекистана (4,6 тыс.) и Туркменистана (4,4 тыс.).
Присутствие иностранных студентов создаёт вокруг вузов целые экосистемы, включающие в себя торговые, культурные и развлекательные объекты, что способствует экономическому росту региона. Например, в Великобритании в 2021/2022 учебном году иностранные студенты внесли в экономику страны 41,9 млрд фунтов стерлингов, а вклад каждого учащегося составил 98 тыс. фунтов стерлингов. Это наглядно демонстрирует потенциал образовательного туризма.
Алматы как образовательный центр: преимущества и вызовы
Популярность Алматы среди студентов объясняется наличием крупных университетов с сильным преподавательским составом, современными лабораториями и возможностями стажировок в международных компаниях. Однако растущий приток учащихся создаёт проблемы перенаселённости вузов и недостатка мест в общежитиях. В этом году в Алматы обучаются 123,5 тыс. иногородних студентов, из которых 57,7 тыс. заявили о необходимости в общежитии, но места получили лишь 34,8 тыс. человек. Остальные вынуждены арендовать жильё, что значительно увеличивает их расходы.
Международный опыт: как вузы мира решают проблему перенаселённости
Во многих странах мира университетские городки стали центрами притяжения студентов и инноваций. Например:
- Великобритания: Оксфорд и Кембридж превратились в академические центры с развитой инфраструктурой.
- США: Стэнфордский университет в Кремниевой долине стал основой для технологического развития региона.
- Италия: Болонский университет в центре города привлекает иностранных студентов, предлагая программы на английском языке.
- Россия: Новосибирский академгородок стал примером успешного сочетания научной деятельности и образовательной инфраструктуры.
Будущее высшего образования в Казахстане
Аналитики Казахстанского института общественного развития (КИОР) прогнозируют, что к 2029 году число абитуриентов вдвое превысит текущие показатели, что приведёт к перегрузке вузов и нехватке общежитий. По расчётам, до 2040 года в образовательную инфраструктуру потребуется вложить около 29,1 трлн тенге.
Одним из решений может стать создание нового образовательного хаба вблизи Алматы. В генеральном плане будущего города Алатау предусмотрен кластер Golden Districts, где могут разместиться филиалы алматинских вузов, кампусы, технопарки и библиотеки. Такой проект позволит разгрузить существующую систему высшего образования и создать комфортные условия для студентов.
Казахстан имеет все предпосылки для того, чтобы стать ведущим образовательным центром региона. Развитие вузов, улучшение инфраструктуры и привлечение иностранных студентов могут не только повысить качество образования, но и способствовать экономическому росту страны.
Читайте также:
