Лента новостей

Казахская степь как вдохновение

Что приводит иностранных кинодокументалистов в Казахстан?
Казахская степь как вдохновение
29.06.2019 16:59 10731

Казахская земля была населена еще с древних времен. Подтверждением тому служит наскальная живопись, древние захоронения. Именно тут простирался Великий шелковый путь, который был главной торговой магистралью, объединившей несколько цивилизаций: Китай, Индию, территорию современной России, а также Европу.

Общеизвестным фактом является и то, что безграничная степь стала первой в мире территорией, где стало развиваться коневодство и всадническая культура. Это доказывают археологические находки вблизи поселения “Ботай”, расположенного в северной части Казахстана. Большой интерес всего мира вызывает и космодром “Байконур”, откуда отправляются на орбиту космонавты со всего земного шара. Известный ирландский фотокорреспондент и кинодокументалист Эндрю Макконнелл не первый раз прилетает в нашу страну, не переставая удивляться контрастам и магии казахской степи.

Космонавтика глазами документалиста

Самой первой причиной, по которой Эндрю прилетел в Казахстан в первый раз в 2015 году  - это желание запечатлеть на своих снимках приземление космонавтов. Затем он увидел жителей аулов и деревень, и очень заинтересовался незнакомой ему сельской жизнью.

- Это очень неординарное событие. Большая часть населения в мире не знает, что космонавты приземляются на Землю каждые три месяца. И происходит это на территории вашей страны. По мне это будущее человечества. Только в Казахстане можно посмотреть на приземление космонавтов. В первый раз, когда я прилетел сюда, я был поражен вашей республикой, где многовековой образ жизни встречается с высокими технологиями. Проживающим в степи казахам удалось сохранить свои традиции, несмотря на неизбежное проникновение современности в их жизнь. Нет сомнений, что уникальность казахской земли заключается в объединении двух миров, которые сосуществуют в гармонии, - с восторгом заявляет ирландец.

28 февраля этого года в Музее космонавтики, который находится в Москве прошла первая выставка работ дважды победителя World Press Photo  Эндрю Макконнелла. Называлась она  «Возвращение», там автор представил снимки, сделанные в Казахстане, во время высадки космонавтов. Для Макконнелла это мероприятие стало первым в России, где  были представлены его фотографии.

На фото: Эндрю Макконнелл.

- Я был потрясен, когда на моей выставке появился российский космонавт Геннадий Падалка, он рекордсмен мира, так как провел в космосе больше всего времени. Падалка впервые отправился на орбитальную станцию "Мир" в девяностые годы и провел там в общей сложности 879 суток. Я сфотографировал Падалку на его последней посадке с Международной космической станции в 2015 году. На посадках "Союза" космонавты  часто просят фрукты, поскольку у них не было ничего, кроме регидратированной космической еды, чтобы поесть в течение предыдущих 6 месяцев. Падалке дали яблоко, и, когда он откусил первый кусочек, на его лице я увидел неописуемую радость. Это был момент простого удовольствия, но также и момент воссоединения с этим миром. Для меня большая честь встретиться с этим человеком, - вспоминает Эндрю.

Отметим, что подавать яблоко космонавтам эта целая традиция, заложенная казахстанцами. Началось все с того, что как-то известный советский космонавт Талгат Мусабаев, попросил привести после своего первого приземления яблоки и дыню. Как он отметил, именно ароматный запах, которым обладают эти плоды, он больше всего хотел ощутить после возращения  на Землю. Собственно после этого случая угощать яблоком космонавтов при посадке на казахстанскую землю вошло в традицию, и теперь каждый экипаж получает этот фрукт, когда  выходит из спускаемого аппарата. Вот еще один факт о гостеприимстве  нашего народа.

Казахская степь

Как уже было сказано выше, первый раз Эндрю посетил Казахстан несколько лет назад, тогда его целью было набрать фотоматериал по приземлению космонавтов. Но с каждым визитом, а их было 13, иностранец все больше влюблялся в безграничную степь, наполненную тысячами деталей. Именно это повлияло на его решение снять документальный фильм о Великой казахской степи. Приехал он не один, а с ирландским  режиссером и продюсером Гарри Кином, который снимает высококачественные телевизионные документальные фильмы для европейских и американских вещателей более 20 лет.

- Когда ты первый раз оглядываешь степь, кажется, что это просто ровное, открытое пространство, покрытое зеленой травой. Но когда ты идешь в эту степь все глубже и глубже, то начинаешь чувствовать все по другому, видеть то, что не замечал сначала, - говорит  Эндрю Макконнелл.

За время нахождения в Казахстане Макконнелл познакомился с традициями коневодства, которые распространены на территории нашей страны. Его удивил тот факт, что  в степи практически все жители могут ездить верхом, даже с малых лет, к тому же лошадь также важный источник пищи. Эндрю оценил вкус кумыса, который стал для него любимым напитком. За время съемок ирландец так же познакомился с национальным музыкальным инструментом домброй. Также поразило исследователя и то, как бережно  передаются в нашей стране и традиции предков, исторический фольклор и уважение к своим корням. Не обошел вниманием ирландец и экибастузские угольные разрезы, которые, по его мнению, также являются уникальным местом в казахской степи.

На фото: одна из работ Эндрю Макконнелла.

Сейчас в планах документалистов поездка в степь южнее от Караганды, где в одном из аулов они хотели бы погрузиться в сельскую жизнь с национальным колоритом и понаблюдать за буднями местных жителей.

- Далее мы хотели бы запечатлеть петроглифы, наскальные рисунки, а также заснять табунщиков, которые занимаются разведением лошадей. Это очень древняя земля и мы хотели бы проникнуться ее историей. Петроглифы имеют тысячелетнюю историю, к которой не возможно не проявлять интерес. Казахстан имеет огромное прошлое и его ждет великое будущее в виде космонавтики, - говорит кинодокументалист.

В связи с тем, что времена года в Казахстане очень контрастные, ирландцы планируют приехать в нашу республику еще осенью и зимой. Съемки в разные сезоны позволят раскрыть в работе всю уникальность нашей природы.  Еще одним контрастом является и то, что с неба приземляются космонавты, и тут же неподалеку расположены поселения, где в полной мере местные жители живут в единении с природой, и придерживаются древних традиций своих предков.

Предварительное название  фильма, который снимают  Эндрю Макконнелл и Гарри Кин - «Казахская степь», но, по словам авторов, это пока рабочее название, возможно в процессе съемок  оно будет изменено. Закончить съемки планируется в декабре 2020 года. На фестивале фильм будет представлен в 2021 году.

Особенностью фильма в том, что будет полностью отсутствовать традиционный закадровый голос диктора или автора. Вместо этого иностранцы планируют использовать записанные голоса степи, оборудования, разговоры людей. Хронометраж фильма будет составлять 90 минут. Кинодокументалисты планируют сначала показать свою работу на престижных международных фестивалях. После чего,  работа будет продана крупнейшим международным телекомпаниям.

О сложностях профессии и наградах за труды

Отметим, что интерес к фотографии у Эндрю появился, когда ему было всего 14 лет. В школе учитель раздавал камеры классу, и как только он начал фотографировать, то сразу подумал: «Это мое!».

- Мне понравился моментальный аспект фотографии по сравнению с тем, что рисование бы заняло как минимум целый день. Я сразу понял, что фотография - это путь, по которому я хотел идти. Изначально я не делал ничего особенного. Сначала снимал крупные планы цветов и пейзажей. На тот момент я был безграмотным в этом плане.  Понимание пришло,  когда я начал просматривать фотокниги в библиотеке. Я начал осознавать, зачем великие фотографы, снимают различные события, которые далеки от спокойствия, - вспоминает Макконнелл.

После окончания колледжа, юный фотограф работал в одной из местных газет. Затем, понимая, что работа стала для него монотонной отправился в свое первое путешествие в 

Лаос на три месяца, чтобы подготовить фоторассказ о неразорвавшихся боеприпасах, оставшихся после вьетнамской войны. Затем поехал в Китай, чтобы заснять процесс урбанизации.

- Я потратил на это все свои сбережения и приехал домой разоренным. Но стал сотрудничать с одним из нью-йоркских агентств и продал ему несколько фотографий, - вспоминает фотокорреспондент.

Следующей остановкой Эндрю была Африка. Он говорит: «Я прилетел в Каир без плана. Я просто путешествовал на юг в поисках историй, и через месяц получил хорошо оплачиваемую работу в Хартуме в Судане, работая для журнала Монако». Затем он четыре года жил в Африке, в основном в столице Кении городе Найроби.

- Фотография - это универсальный язык, и он невероятно мощный, - говорит журналист-путешественник. - Сами по себе изображения не могут привести к изменениям, но они могут быть решающим элементом в продвижении изменений и обеспечении понимания, понимания того, как живут другие люди.

После Африки Эндрю отправился на Ближний Восток, базируясь в Бейруте, далее отправился в сектор Газа, где натолкнулся на группу людей, занимающихся серфингом. Фото, которые он сделал в этот момент стали в итоге одними из самых известных.

- Я был в Секторе Газа на протяжении всей 50-дневной войны между Израилем и Газой в 2014 году. И это было самым напряженным и трудным временем, которое было за всю мою карьеру, - говорит Эндрю - За это время был  снят документальный фильм о стойкости народа. Фильм снят также совместно с Гарри Кином. Премьера картины «Газа» состоялась в начале 2019 года на самом престижном в мире документальном фестивале Sundance, основанным актером Робертом Редфордом. Там фильм был признан  одним из лучших.

Работы Эндрю Макконнелл известны во всем мире. Они посвящены темам перемещения, постконфликтным проблемам и окружающей среде. Он углубленно работал над такими проблемными темами, как кризис сирийских беженцев, электронные отходы в Гане, серферов из сектора Газа и конфликт в Демократической Республике Конго, за который  получил премию Луиса Валутены  “За лучшую гуманитарную фотографию”. В 2009 году он завершил серию снимков о забытом народе сахарии в Западной Сахаре, за что был удостоен 1-го места в категории «Портретная история» наград World Press Photo. Последующий проект по вопросу о городских беженцах был осуществлен в 8 городах мира и привел к проведению выставок в Лондоне и Нью-Йорке.

Среди многочисленных наград Макконнелла два приза и первое место на World Press Photo Awards, 4 награды Национальной ассоциации фотографов прессы, в том числе престижная премия Best of Show, 2 Sony World Photography Awards, 1-е место на международной выставке «Картинки года» и 1-е место в Стамбуле на Photo Awards. Его работы появились во всем мире в таких публикациях, как National Geographic, Vanity Fair, Time, New York Times, Der Spiegel, Stern, Le Monde и журнал Sunday Times.

Он представлен одним из ведущих мировых фотоагентств - Panos Pictures. Награды: GAZA, Лучший документальный фильм, Дублинский кинофестиваль, GAZA 2019, Официальный отбор, Кинофестиваль Sundance.

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!