Повысить роль школьных психологов и педагогов предлагают в Министерстве образования и науки. События в Татарстане, когда студент совершил вооруженное нападение на школу заставило отечественных экспертов по-другому взглянуть на проблему безопасности детей. Эти и другие проблемы обсуждали на международной научно-практическая конференции «Бытовое насилие: современные вызовы и реальная действительность».
На конференции выступали эксперты и представители научных институтов, НПО, государственных учреждений Казахстана, Германии, Франции, Тайланд, Чехии и Центральной Азии.
Насилие – это не проблема семьи
15 лет назад компании Childline Thailand Foundation помогла Казахстану создать национальную телефонную линию доверия – 150. Независимая служба приняла за эти годы 2,5 млн. звонков, помогла вывести ряд проблем на уровень обсуждения. В течение 2020 года на линию поступило 3377 звонков по вопросам бытового насилия, что на 654 обращений больше, чем в 2019 году за этот же период. Общее количество звонков за 2020 год составляет 226 455 единиц, из них 7184 звонка поступило от детей до 18 лет.
- Большинство жертв продолжает молча терпеть насилие пока не произойдёт что-то очень плохое и непоправимое. И нет возможности скрыть этот факт от глаз общественности. …. Молчание жертв, молчание виновных в насилии, молчание родственников, молчание соседей, молчание медицинских работников, молчание сотрудников правоохранительных органов, молчание всего общества — это наша самая большая проблема, - отметил в ходе конференции исполнительный директор Childline Thailand Foundation Илья Смирнов.
Результаты множества исследований показывают, что домашнее насилие можно остановить и предотвратить. По словам Ильи Смирнова, жертве чрезвычайно трудно противостоять насильнику без поддержки извне.
- Если вы посмотрите на статистику очень маленький процент жертв вырывается из таких ситуаций без какой-либо помощи. Именно поэтому домашнее насилие — это не проблема семьи — это социальная проблема. Требующая полномасштабного социального ответа. Все наши стратегии реагирования должны быть ориентированы на жертву или по крайне мере должны брать жертву во внимание. Иначе мы рискуем превратиться в насильника как общество в целом. А насильственное общество не может являться ответом насилию, только заботливое и справедливое общество способно противостоять этому недугу, - сказал Илья Смирнов.
67% взрослых в Казахстане дома применяют насилие в отношении детей
На международном уровне Республика Казахстан, подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, выразила свою приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
- В марте 2020 года Правительством РК утверждена Дорожная карта по усилению защиты прав ребенка, противодействию бытовому насилию и решению вопросов суицидальности среди подростков на 2020-2023 годы. Утвержден единый алгоритм межведомственного взаимодействия оперативного реагирования на случаи жестокого обращения от учителя до центрального государственного органа. (…)Для дальнейшей адресной работы в республиканском бюджете на 2020-2022 годы Министерством предусмотрены расходы на выплату доплат за квалификацию педагогического мастерства, на повышение школьных психологов квалификации в общей сумме 15 325,4 млн. тенге, - сказал председатель Комитета по охране прав детей МОН РК Есенгазы Имангалиев.
Министерством ведется дальнейшая работа по внесению изменений в типовые штаты и перечень должностей педагогов в части установления нагрузки на школьного психолога в зависимости от количества обучающихся (воспитанников) в организациях образования, пересмотр должностных обязанностей педагогов-психологов и социальных педагогов, распределения функций должностей «педагога-психолога» по уровням образования. Произошедшие печальные события в г. Казань поставили задачу перед Министерством - усилить работу с целью недопущения совершения вооруженных актов агрессии в стенах организаций образования.
В ближайшее время планируется утверждение Перечня предметов и веществ, запрещенных к вносу и ограниченных для использования в организациях образования и на их территориях в рамках Закона РК «Об образовании» (находится на согласование в МЮ). В ходе выступления Есенгазы Имангалиев отметил, что Министерство совместно с правоохранительными органами планирует проведение аккредитации организаций образования на предмет соответствия требованиям антитеррористической защиты.
- Будет уделяться внимание вопросу подготовки персонала организаций образования, путем формирования навыков защиты от террористической угрозы. Это позволит создать условия, препятствующие совершению акта терроризма в организациях образования. Ведется работа по дальнейшему укреплению материально-технического оснащения организаций образования - камеры видеонаблюдения, обеспечение теплыми туалетами, внедрение специализированной охраны и другое, - сказал Имангалиев.
Большинство экспертов в сфере защиты прав детей отмечают положительную роль от совершенствования системы образовательного, творческого и спортивного досуга детей. Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования» от 8 января 2021 года, предусматривающий размещение государственного образовательного заказа на дополнительное образование стал действенным механизмом для дальнейшего развития системы дополнительного образования.
Размещение государственного заказа позволит местным исполнительным органам решить вопросы поэтапного увеличения охвата детей, обеспечения занятости по интересам, реализации спортивного, творческого, интеллектуального потенциала для их гармоничного роста, снижения правонарушений среди подростков.
- Для формирования дружественной и безопасной среды для ребенка необходимо активное участие не только государственных органов, но и самого общества. Общество зачастую первым становится свидетелем насилия или жестокого обращения с ребенком. Государственным органам необходимо приложить максимум усилий для формирования каналов связи, по которым каждый гражданин будет иметь возможность сообщить о правонарушениях. Для этого Министерством во всех регионах республики созданы call-центры при Управлениях образования, - сказал Есенгазы Имангалиев.
По результатам проведенного аналитического отчета «Насилие в отношении детей в семьях в Казахстане: исследование знаний, отношения и практики в 2017 году показало, что 67% представителей взрослого населения применяют насилие в целях дисциплинирования детей дома.
- Считаю, что при противодействии правонарушениям важным моментом является профилактическая работа, которая позволяет не работать с уже совершенным фактом, а пресекать его совершение в отношении ребенка. Перед государственными органами стоит очень сложная задача по дальнейшему развитию конкретных способов реагирования на случаи насилия в отношении детей, —сказал Есенгазы Имангалиев.
Что делают в Чехии
О проблемах защиты детей от бытового насилия в Чехии рассказала независимый эксперт Роза Нургалиева. Она отметила, что по оценкам экспертов, жестокое обращение могут испытывать на себе 80 тыс. чешских детей. Однако только около 10% случаев жестокого обращения с детьми, выявляются и сообщаются в компетентные органы. Чтобы оценить настоящий масштаб проблемы, в Чешской Республике создали систему наблюдения за детским травматизмом. Первый проект данных о травмах был создан на базе Университетской клиники Брно под названием «Национальный регистр детских травм» в настоящее время финансируется Европейским союзом. Занимается сбором и анализом данных о детских травмах, их причинах и обстоятельствах.
В университетской больнице «Мотол» ведет свою работу Национальный координационный центр по предотвращению жестокого обращения с детьми и травматизма. Его деятельность включает создание сетей, обучение профессионалов, анализ данных о травмах, предоставление информации, а также международные связи. В центре больницы разработана и действует образовательная программа «Школа безопасного детства», направленная на обучение персонала. Дети считаются жертвами домашнего насилия, даже если они становятся свидетелями только определенного инцидента.
Роза Нургалиева отметила, что самый ценный опыт Чехии, на который стоит обратить пристальное внимание, это реализация превентивных мер, включая общественные кампании для повышения осведомленности о проблеме жестокого обращения с детьми. Определение статуса ребенка как жертвы бытового насилия – это борьба с последствиями. Для решения проблемы необходимо бороться с причинами и предотвращать жестокое обращение с детьми, проводить мероприятия по укреплению семьи и обеспечению безопасного семейного окружения для ребенка.
В Чехии в рамках профилактики насилия над детьми существует общенациональная политика государства направленная на общество в целом, чтобы создать для детей более безопасную и способствующую нормальному росту обстановку.
Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:
- содействовать развитию у родителей навыков воспитания;
- обеспечить доступный ассортимент досуговой и спортивной деятельности для детей;
- учитывать особые потребности детей, помещенных в специализированные учреждения;
- повышать понимание ребенком своих прав для защиты от насилия.
-В Чешской Республике существует прочная правовая база по обеспечению защиты детей от всех видов насилия. Если ребенок, подвергшийся насилию, посещает школу, то обязанность школы при малейшем подозрении немедленно сообщить в компетентный орган. В случае нарушения этого требования возможно административное наказание в виде штрафа в размере до 50 000 чешских крон (1 млн тг.) или даже вплоть до уголовной ответственности как лицо не предотвратившее уголовное преступление (ст. 367 Уголовного кодекса) или не информирование об уголовном преступлении (ст. 368 Уголовного кодекса), - сказала Роза Нургалиева.
Она также рассказала о том, что Чешская республика активно оказывает поддержку нормально функционирующим семьям, с целью профилактики и поддержки. Для улучшения и укрепления партнерского и семейного союза, родительства, поддержка семьи в уходе за детьми и поддержка при совмещении работы и семьи. Эти услуги включают в себя частные центры для матерей, ясли, организация досуга и образовательной деятельности для детей.
Кроме того, работают так называемые низкопороговые клубы для молодежи (NZDM) Низко пороговый означает, что в клуб может прийти любой ребенок/подросток и пользоваться услугами клуба бесплатно. Эти клубы предлагают к примеру (скалолазание, ИЗО, настольный теннис, музыка, репетиторство), а также психологические консультации и профилактическую деятельность (борьба с курением, алкоголем и наркотиками, профилактика школьной травли и т.д.). принимает обращения горячая линия для родителей и консультационные центры для супругов и семьи, куда можно обратиться с переживаниями, которые касаются семейной жизни, развода и после разводного периода, и с другими личными вопросами. Ответственность в Чехии за ребенка несут родители, в то время как полиция и система здравоохранения находятся на страже, школам отводится особое значение, они должны обеспечить безопасную среду и условия для развития, которые будут влиять на физическое и психическое благополучие человека на протяжении всей жизни. Здоровье и успеваемость не должны рассматриваются по отдельности, считают чешские специалисты по охране здоровья детей.
- Мой средний сын учится в чешской школе в 7 классе и у них есть предмет «Право», где рассказывают о правах человека, разбирают законы налогообложение предпринимательство и т.д. Было бы здорово, если бы у нас, в казахстанских школах, для детей также ввели такой предмет один час в неделю, на котором детям кроме правовой грамотности рассказывали бы о насилии, виды насилия, ребёнок узнает о своих правах и обучится навыкам распознавания насилия, куда обращаться и что делать, если он жертва или свидетель бытового, психологического или другого насилия. Я за то, чтобы внедрили обязательный обучающий курс по родительству, особенно для неблагополучных семей с маленькими детьми, а также для родителей первенцев с обязательной сдачей экзамена. Курс должен включать в себя психологию ребёнка, обязательно рассказывать родителям о последствиях травм для предотвращения жестоких травм головы и изменение норм использования насилия для воспитания детей. Пока родители не пройдут аттестацию они не получают детские пособия. После прохождения данного образовательного курса родители узнают, как устроена психика ребёнка, получат базовые знания детской психологии и знания по уходу за ребенком, узнают, чем отличается психология ребёнка от взрослого, какова роль родителя в воспитании ребёнка, - сказала Роза Нургалиева.
Что сделано в Казахстане
На сегодняшний день общеобразовательные организации в Казахстане на 100% оснащены системами видеонаблюдения в соответствии с утвержденными стандартами и требованиями. Специализированная служба охраны введена в 275 школах. В 3 551 школе установлены тревожные кнопки и в 473 школах функционируют турникеты. 7 109 школ оснащены теплыми туалетами (98,9%).
Работает телефон доверия на республиканском уровне (Комитета по охране прав детей – 74 25 28). В мессенджере Telegram запущен чат «BALA QORGAU», где каждый ребенок или взрослый может рассказать о своей проблеме.
Фото: coe.int