Как улучшить качество скринингов в Казахстане рассказала сенатор
На пленарном заседании Глобальной Конференции по первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) в Астане в октябре 2023 года Глава государства Касым-Жомарт Токаев подчеркнул важность профилактики и раннего выявления заболеваний как ключевых элементов эффективной системы здравоохранения. Скрининговые обследования и профосмотры являются основными инструментами для достижения этих целей, а организациями, ответственными за их проведение, выступают учреждения первичной медико-санитарной помощи, передает El.kz.
Скрининговые обследования широко внедряются на уровне национальных программ во многих странах мира. Однако, как отмечает депутат Сената Республики Казахстан Айнур Аргынбекова, ни одна страна не осуществляет скрининг всего населения на все известные заболевания. Такие программы направлены на выявление отдельных болезней в определенных группах населения, что позволяет эффективно распределять ресурсы и направлять усилия на борьбу с конкретными угрозами здоровью.
В Казахстане скрининги и профосмотры проводятся в рамках государственных программ с 2009 года, и за это время программы неоднократно менялись как в содержании, так и в объеме охвата населения. Эти изменения затрудняют оценку их эффективности, так как зачастую программы проводились в условиях дефицита бюджета, оборудования и кадров, либо в течение непродолжительного периода времени.
Реализация скринингов и профосмотров требует значительных финансовых вложений в оборудование, персонал и информационные технологии, что увеличивает нагрузку на систему здравоохранения. Несмотря на то, что программы скрининга охватывают большие группы населения, уровень выявляемости заболеваний остается относительно низким. Это связано с самой сутью скрининга, который направлен на разделение лиц целевых групп на «здоровых» и «больных».
Так, в 2023 году было осмотрено более 7,5 миллионов человек, на что было выделено 22,5 миллиарда тенге. Результаты скринингов показали, что уровень выявляемости артериальной гипертонии составил 5%, сахарного диабета – 0,9%, глаукомы – 0,3%. Эти показатели свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования программ скрининга и профосмотров.
Что касается скринингов на раннее выявление рака, то в 2023 году прошли обследования более 2,5 млн человек, и было выявлено 2 770 случаев рака, из них 1 496 случаев, что составляет всего 0,1%, и только половина из них – на ранних стадиях. На эти обследования было выделено более 17 миллиардов тенге.
Безусловно, скрининги всегда требуют значительных затрат. В то же время необоснованное число скрининговых и профилактических программ приводит к колоссальным затратам бюджета и не дает ощутимой пользы в виде снижения смертности и инвалидизации. Поэтому необходимо применять скрининговые программы с доказанной эффективностью, следуя принципу ВОЗ: «скрининговая программа должна соответствовать текущим ресурсам системы здравоохранения страны».
Например, скрининг на раннее выявление колоректального рака, который на сегодня вышел на второе место по распространенности и смертности в Казахстане, проводится с 2013 года. Однако до сих пор сохраняется дефицит необходимого оборудования, а имеющееся оборудование требует обновления. Модернизация областей колоноскопами планируется только с 2025 по 2027 годы. Как же проводятся обследования в текущий период? На бумаге?
Кроме того, с этого года планируется внедрение новой программы «Скрининг рака легкого» с применением низкодозной компьютерной томографии легких для выявления рака легких, который на протяжении последних лет является основной причиной смертности. Возникает вопрос: имеются ли в достаточном количестве КТ-аппараты и кадры? При подобном подходе как будет реализована данная программа?
Текущая ситуация с реализацией скрининговых программ указывает на многие проблемы здравоохранения – дефицит оборудования, нехватку специалистов, низкий уровень их подготовки, низкие тарифы на исследования, отсутствие контроля их качества и реального контроля охвата населения мероприятиями скрининга (вопрос приписок). Все это снижает эффективность скринингов.
Кроме того, существуют и другие проблемы:
- отсутствие возможности проведения обследования в одном месте для всех видов скринингов;
- разброс различных лабораторий и медицинских организаций, что не позволяет правильно интерпретировать результаты (например, анализ крови на холестерин в одной лаборатории, анализ на онкоцитологию в другой, колоноскопию в третьем медучреждении).
Централизация скрининговых обследований на базе крупных поликлиник (например, бывших диагностических центров) позволит решить следующие вопросы:
- создание единого маршрута для пациента, предлагая ему полный пакет скрининговых услуг в одном месте;
- повышение эффективности использования дорогостоящего оборудования;
- создание единой базы результатов скрининговых исследований, что даст возможность проводить мониторинг осмотра целевых групп населения и оценивать качество лабораторных и диагностических услуг.
Следующим проблемным вопросом является отсутствие возможности прохождения скрининга и профосмотра у незастрахованной части населения, так как эти обследования не включены в гарантированный пакет медицинской помощи (ГОБМП). Численность незастрахованных лиц на начало текущего года составляет 3,4 млн человек (17% от общей численности населения страны).
Помимо вышеизложенного, существует низкая приверженность населения к прохождению обследований и нежелание работодателей выделять время сотрудникам для прохождения скрининга. Трудовым кодексом предусмотрена обязанность работодателей предоставлять работнику отпуск для прохождения скрининговых исследований с сохранением места работы и средней заработной платы (подпункт 26-1 пункта 2 статьи 23).
Для решения вышеуказанных проблемных вопросов:
- Министерству здравоохранения:
- проанализировать результаты текущих скрининговых программ с учетом выявляемости для решения вопроса о их целесообразности и повышения эффективности;
- рассмотреть возможность оптимизации и централизации проведения скринингов с учетом имеющихся ресурсов.
- Министерству финансов:
- рассмотреть возможность выделения средств на модернизацию оборудования, необходимого для проведения скрининговых обследований.
- Местным исполнительным органам взять на особый контроль:
- повышение ответственности работодателей по прохождению скрининговых исследований их коллективами;
- подготовку соответствующих медицинских кадров;
- эффективное использование имеющейся инфраструктуры здравоохранения.
Решение вышеуказанных вопросов позволит эффективно и бережливо относиться к ресурсам страны, как материальным, так и к здоровью наших граждан. В соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», о результатах рассмотрения депутатского запроса и принятых мерах по их реализации просим дать письменный ответ в установленный законом срок.