Как повысить привлекательность ОСМС
Из 16,2 млн казахстанцев взносы платят лишь 2,2 млн человек.
Основной вклад в финансирование системы вносят граждане в возрасте от 30 до 60 лет. То есть трудоспособные казахстанцы через эту систему таким образом заботятся о старших и младших. О том, с какими проблемами сегодня сталкивается система обязательного социального медицинского страхования – в материале ИА El.kz.
За большую часть потребителей ОСМС нагрузку несет государство
По официальным данным, на 1 января 2024 года в системе мед страхования нашей страны участвуют 16,2 млн граждан, или 81% от всех казахстанцев, причем из них 12 млн человек относятся к 15 льготным категориям, за которых финансовую нагрузку несет государство. А учитывая, что в Казахстане насчитывается 2 миллиона государственных служащих, работников бюджетных организаций и сотрудников квазигосударственного сектора, государство несет финансовую нагрузку за 14 млн застрахованных лиц или 86% от всех застрахованных.
Таким образом, фактически лишь 2,2 млн граждан, застрахованных в системе, трудится в частном секторе.
Отвечая на вопрос депутатов мажилиса, почему в нашей стране так и не заработала модель обязательного страхования, и граждане предпочитают не оплачивать взносы, министр здравоохранения Акмарал Альназарова убеждена, что такая ситуация возникает из-за отсутствия привлекательности самого страхового пакета. Ведомство работает по его наполнению, чтобы поощрить граждан участвовать в системе добровольно.
«Второе – это отсутствие администрирования со стороны какого-либо государственного центрального госоргана об обязательности взносов. Это должен быть Комитет государственных доходов Министерства финансов. Однако сегодня мы не можем прийти к единому знаменателю по этому вопросу, обсуждаем и продолжаем обсуждать. И вопросы теневой экономики, конечно, никто с повестки дня снять сегодня не может», - подчеркнула министр.
При том, что максимальный ежемесячный взнос составляет 17 тыс тенге с человека, даже если он работает в нескольких местах, минимальный взнос составляет 4250 тенге в месяц.
«При этом один средний случай статистической стационарной медицинской помощи сегодня стоит 270 тыс тенге, а одна высокотехнологичная медицинская услуга стоит 3 млн 588 тыс тенге. Если кому-то из казахстанцев понадобится амбулаторно- лекарственное обеспечение и диспансерный учет, понадобится как минимум 75 тыс тенге на одного пациента в год. Поэтому система в целом работает, и мы призываем тоже, что эту необходимо систему в дальнейшем совершенствовать и определить все-таки один из госорганов, который будет отвечать за администрирование взносов», - подытожила Акмарал Альназарова.
Исполняющая обязанности Председателя Правления НАО «Фонд социального медицинского страхования» Светлана Пономарева пояснила, что фондом совместно со всеми заинтересованными госорганами ведётся работа по вовлечению населения в систему ОСМС.
«Когда мы смотрели портрет незастрахованных граждан, основная масса – это всё-таки работоспособное население. Среди них есть те, кто не имеет постоянной работы. Численность незастрахованного контингента постоянно колеблется», - подчеркнула она.
С ноября 2023 года во всех регионах были созданы региональные штабы, куда вошли представители местных исполнительных органов и центральных госорганов. Но выработанная ими система вовлечения граждан в течение года так и не заработала.
«Возможно из-за того, что есть определённая недоступность, неудовлетворённость качеством оказания медицинских услуг, система ОСМС не совсем привлекательна для всего населения. Мы понимаем, что это общая системная работа. Один фонд не может увеличить количество застрахованных. Все вместе будем работать с системой здравоохранения. Не помогает информационно-разъяснительная работа в привлечении населения», - подытожила она.
Как исключить региональную несправедливость
Для повышения охвата населения системой ОСМС акиматы уплачивают взносы за безработных граждан, неработающих лиц, относящихся к категориям D и E социального благополучия. При этом ставка взноса будет определяться в размере 2% от среднемесячной зарплаты соответствующего региона за предыдущие 2 года. В этой связи, бюджеты разных областей будут получать разные суммы в системе соцстрахования, а медуслуги будут получать по одинаковой стоимости. Министр здравоохранения считает, что эту методологию можно пересмотреть, чтобы она была единой по Казахстану.
В свою очередь, вице-министр труда и социальной защиты населения Олжас Анафин пояснил, что категории D и E определяются на основе цифровой карты семьи по 80 критериям, среди которых отсутствие или наличие дохода, наличие проблем со здоровьем, с жильём, уровень образования. В целом по стране за последние полгода число казахстанцев, которые находились в категориях D и E, сокращено на 236 тыс. Если 1 августа 2024 года их число составляло 1,592 млн семей, то на 1 января 2025 данная категория сократилась до 1, 366 млн семей.
Сегодня министерством здравоохранения предлагается поэтапное повышение ставки взносов ОСМС для государства с 2 до 5%. В то же время при первоначальной модели ОСМС ставка для государства предлагалась на уровне 7%. В то же время республиканский бюджет ежегодно недофинансирует систему здравоохранения отчасти из расчета взносов государства за льготные категории не из среднемесячной зарплаты, а из медианной зарплаты.
Так, за 3 года система ОСМС недополучила почти один триллион тенге. В 2025 году из-за такого самопроизвольного изменения базового параметра в ОСМС недопоступит свыше 300 миллиардов тенге.
По словам вице-министра финансов Абзала Бейсенбекұлы, при разработке закона о республиканском бюджете на соответствующие периоды уже четвертый год в Казахстане продолжается практика применения медианной заработной платы при исчислении взносов государства.
«Почему мы применяем не среднемесячную зарплату, а медианную? Среднемесячная зарплата более подвержена резким колебаниям и имеет ежегодный стремительный рост, а это затрудняет ее применение как умеренно растущего показателя для планирования, поскольку первоочередным для нас является сохранение сбалансированности бюджета. Но при этом, по информации министерства здравоохранения, и ФОМС все льготные категории, по которым вносятся взносы, полноценно получили всю необходимую квалифицированную медицинскую помощь», - отметил вице-министр финансов.
В 2025 году по сравнению с 2024 годом расходы на взносы увеличатся на 167 миллиардов тенге, это почти 33%. При увеличении ставки взносов с 2% до 5% она будет финансироваться из республиканского бюджета за счёт высвобождаемых средств перехода с пакета ГОБМП – в ОСМС.
Однако по мнению заместителя председателя Мажилиса Дании Еспаевой, озвучивая такую позицию, Минфин немного недоговаривает.
«Я думаю, вы очень лукавите. Нам всем понятно, что медианная зарплата на порядок ниже, чем средняя по Казахстану и, конечно, Министерству финансов выгоднее платить по медианной. Но раз так, я так понимаю, в бюджете денег нет, не хватает, лучше честно признаться. Раз из года в год мы переводим в рамках расчёта медианной, может быть лучше, наверное, скорее всего пересмотреть тогда закон, а то уже 4 года нарушаете закон. Вы сами, министерство финансов, этот закон нарушаете, и мы вместе с вами, депутаты, утверждаем этот бюджет и также идем на это нарушение, поэтому надо пересмотреть или закон, или же вообще правильнее будет в 2025 году уже оплатить, как положено, по средней заработной плате по Казахстану», - предложила она в ходе правительственного часа.
Нужен ли поликлиникам двойной контроль
Депутат от партии Amanat Гульдара Нурумова считает, что полная удовлетворённость населения Казахстана системой здравоохранения составляет 20%. В первую очередь население жалуется на долгие очереди в поликлиниках.
И несмотря на то, что Президент страны неоднократно отмечал, что нужно кардинально изменить работу фонда и систему социально медицинского страхования, на сегодняшний день пока реальных результатов нет. Разработана дорожная карта, но изменения нужно начинать не только с конечного звена, а в первую очередь – с головного фонда.
«С внедрением обязательного медицинского страхования предполагалось повышение качества медицинских услуг за счёт создания конкурентной среды среди медицинских организаций. Но сейчас, к сожалению, не приходится говорить об улучшении качества медицинских услуг, так как все медицинские организации испытывают хронический дефицит финансирования, который из года в год усугубляет состояние здравоохранения страны», - уточнила депутат Мажилиса.
Именно Фонд социального медицинского страхования несет полную ответственность за проблемы финансирования системы оказания медицинской помощи стране.
«Давайте реально посмотрим на их функции. Они сами планируют сами тарифицируют сами, закупают сами, проверяют сами, штрафуют, сами судятся – всё сами. Кроме одного, как отмечает медицинская общественность, самого главного. Того, ради чего они и были созданы как единый плательщик, они не платят в должной степени. К сожалению, это наша реальность. Кроме того, что фонд полностью не оплачивает услуги, так он ещё и беспредельно накладывает на медицинские организации многомиллионные штрафы, злоупотребляя своими полномочиями и нарушая многие нормативные акты. Многочисленные проверки проводятся с нарушением прав медицинских организаций и законодательства Республики Казахстан, с результатами которого подавляющее большинство медицинских организаций не согласны. Кто встанет на защиту медицинских организаций?», - задалась вопросом Гульдара Нурумова.
В то же время, наблюдается лояльное отношение фонда к некоторым медорганизациям, которые не имеют лицензий и других разрешительных документов, где размещается госзаказ.
По данным Высшей аудиторской палаты, в результате неэффективного расходования средств были выявлены нарушения на более чем 30 миллиардов тенге. Также в результате аудита было выявлено, что средства, выделяемые на медицинские услуги, распределяются неэффективно, нерационально, непрозрачно. Большая часть бюджета уходит на дорогие операции и лечения, а финансирование первичной медико- санитарной помощи и профилактики остаётся недостаточным. Это нарушает баланс в обеспечении доступности базовых медицинских услуг и дорогостоящих процедур.
«Финансирование распределяется субъективно одним руководителем. Комиссии по распределению финансов в регионах головном офисе полноценно не работают. Из 9 членов комиссии 8 – работники государственных органов здравоохранения, из них 4 – работники фонда, только один представитель «Атамекена» и то, который не является медработником. Нет практикующих врачей, нет представителей негосударственного сектора, пациентских организаций, поэтому и результаты такие, не учитывается спрос населения», - уточнила она.
Сложилась практика со стороны ФСМС решать проблему с недостатком финансирования за счёт штрафов к медицинским организациям. Фондом практикуется широколинейная шкала, когда идёт ограничение по количеству пациентов с одной стороны, и штрафы при жалобах пациентов с другой.
«При этом если раньше средства выделялись на клинико-диагностические услуги в целом, которые поликлиника самостоятельно распределяла в зависимости от спроса пациентов, то сейчас всё расписано по видам услуг самим фондом. Но очевидно же, что предусмотреть точности какие понадобятся пациентам в том или ином месяце просто невозможно. Как можно запланировать количество беременностей, заболеваемости, переломов и так далее. Наверное, только работники фонда это могут знать», - пояснила народная избранница.
В процессе работы медицинские организации должны иметь возможность корректировать свои планы и суммы по видам услуг. То есть, где много денег и меньше услуг, перекидывать на те услуги, которые на этом временном периоде нуждаются в большем количестве.
Кроме того, нарушается один из ново основополагающих принципов, когда деньги должны идти за вслед за пациентом, именно его реализация должна была запустить механизмы конкуренции на рынке, при которой медицинские услуги создавали бы максимально эффективные условия для обслуживания пациентов.
