Как казахстанцы реагируют на буллинг: молодежь провела социальный эксперимент
В Казахстане буллинг в школе является серьезной проблемой, имеющейся практически в каждом учебном заведении, передает ИА El.kz.
Как сообщили специалисты Национального центра общественного здравоохранения, в нашем государстве, к сожалению, давлению со стороны сверстников и жертвой буллинга становится каждый пятый юный казахстанец. И последствия данного явления могут довести до суицида.
Для того, чтобы узнать как отреагируют случайные прохожие на проявление буллинга в обществе, сегодня в Атырау и Усть-Каменогорске провели социальный эксперимент. Ведь то, как поведут себя люди, оказавшиеся свидетелями травли постороннего ребенка, неизвестно. Проявят ли человечность и заступятся они или окажутся равнодушными к чужой беде решили узнать активисты молодежного крыла «Жастар Рухы» при партии «AMANAT»
Так, несколько школьников иницировали на публику давление на одноклассника. Увидевшие эту ситуацию люди сразу же разняли хулиганов и оказались помощь жертве. Однако были среди прошедших мимо людей, которые проявили равнодушие.
Как сообщила организатор эксперимента председатель филиала молодежного крыла «Жастар Рухы» ВКО Корлан Тугамбаева, основная цель эксперимента заключается в привлечении внимания социума к имеющейся проблеме буллинга.
«Посредством социального эксперимента мы хотели привлечь внимание взрослых к теме буллинга, так как данная проблема не нова для нашего общества. И не будет преувеличением, сказать, что статистика с каждым годом только растет. Судя по эксперименту, немало людей, которые равнодушно отнеслись к происходящей ситуации. Я хочу сказать родителям и горожанам, давайте вместе будем бороться, не пренебрегая проблемой буллинга, потому что молодые люди – это наше будущее. Их настоящее должно беспокоить каждого из нас», - отметила К.Тугамбаева.
Отрадно, что среди случайных свидетей постановки оказались такие люди, которые не только разняли и помогли ученикам, но и давали советы и призывали к примирению.
Подобный же социальный эксперимент прошел и в Атырау.
«Буллинг – это обсуждаемая и предотвратимая проблема. К сожалению, случаи насилия и буллинга среди школьников не прекращаются. Этим экспериментом мы хотели показать, что в нашем обществе существует проблема буллинга, и мы должны помочь остановить ее. Я думаю, что мы достигли цели», - сказала участница эксперимента. волонтер Атырауской области Амина Ахметова.
Необходимость развития психологической службы школ подчеркнул в своем Послании Глава государства, где подчеркнул, что казахстанская школа должна стать самым безопасным местом, где дети будут чувствовать себя комфортно.
В этой связи молодежным крылом с прошлого месяца в школах городских и районных центров проводятся разъяснительные беседы с учениками, в которых участвуют психологи. В ходе встреч обсуждаются темы негативных событий, буллинга, кибербуллинга и профилактики насилия.
К слову, подобные социальные эксперименты проводились и на тему бытового насилия в Шымкенте и Костанае.
Отдельно стоит отметить, буллинг представляет собой явление, которое распространено по всему миру. Оно проявляется не только в школах, но и в армии, рабочих коллективах и других комьюнити. По статистике ЮНЕСКО, каждый год в мире буллингу подвергаются 246 млн детей и подростков.
Однако именно школьный буллинг несёт наиболее тяжёлые последствия — с точки зрения психологии он негативно влияет и на жертву, и на тех, кто её травит, и даже на безмолвных свидетелей. В самом крайнем случае буллинг приводит к суициду или жестокой, иногда убийственной мести со стороны жертвы.
Практически во всех странах теме буллинга уделяется в последние годы больше внимания. Об этом говорит как минимум то, что с 2020 года существует Международный день борьбы с насилием и травлей в школе и кибербуллингом. Он отмечается в первый четверг ноября.
В некоторых странах, например, в Швеции, Японии, Нидерландах, Молдове, ряде штатов США и др., существуют законодательно зафиксированные определения травли, алгоритмы действий, права и обязанности всех сторон, а также ответственность за насилие (в том числе и психологическое) в отношении детей.
Тему буллинга и распространения криминальной психологии поднимал и Касым-Жомарт Токаев.
«Буллинг наносит непоправимый ущерб душевному состоянию и здоровью детей и подростков, оказывает негативное влияние на процесс обучения, влечет за собой отстраненность от социальной среды и ментальные нарушения. Государство должно обеспечить защиту прав и безопасность ребенка. Необходимо навсегда искоренить буллинг», — сказал Глава государства на республиканском съезде педагогов.
По его словам, в последнее время он часто получает письма-обращения родителей пострадавших детей. Как он подчеркнул: «Откровенно говоря, читать такие письма нелегко, душа болит за детей, ставших жертвами криминальной психологии подростков и равнодушия некоторых педагогов».
Тогда же Президент отметил, что поручил Администрации президента взять на особый контроль все такие случаи, чтобы по закону наказывать преступников.
«Министерство внутренних дел, Генеральная прокуратура должны, наконец, исполнить возложенные на них обязанности в части, касающейся безопасности детей. Омбудсмен по правам детей должна фиксировать все подобные случаи и докладывать мне. Будем принимать самые жесткие меры. По-другому разгул насильников в школах не остановить, нужно искоренить такое постыдное явление, как распространение криминальной психологии в школах», — отметил он.
Помимо этого, Президент дал советы и родителям. По его словам, в первую очередь родители должны уделять достаточное внимание тому, чтобы ребенок не подвергался психологическому давлению. Если инцидент все же произошел, то служба медиации в школе должна предупредить учителя и родителей, а также совместно с профессиональными медиаторами оказать ребенку максимальную помощь.
«Мое обращение ко всем родителям: не поощряйте своих детей к проявлению насилия, нарушению общепринятого порядка, и тем более не защищайте их перед учителями. Попустительство в отношении подобных поступков из-за любви к своим детям может обернуться большой трагедией для них в будущем. Лучше сейчас принять профилактические меры к нарушителям школьной дисциплины, чтобы в дальнейшем они не вошли в противоречие с законом», — резюмировал глава государства.