Жалобы казахстанцев на интернет-магазины выросли в четыре раза. Чтобы справляться с их наплывом, министерство торговли и интеграции призывает на помощь общественные организации. Чиновники обратились за помощью к «третьему сектору», сообщает ИА El.kz
В ходе недавней пресс-конференции в Астане министр торговли и интеграции РК Арман Шаккалиев сообщил, что число граждан, которые пишут обращения в комитет по защите прав потребителей, за девять месяцев выросло в четыре раза: если в январе-сентября 2022 года поступило 1,5 тысячи таких обращений, то за аналогичный период текущего года из стало 6,5 тысячи. Причем, по словам главы МТИ, основные жалобы поступают по сегменту электронной торговли. Для того, чтобы справиться с таким потоком обращений, ведомство решило инициировать движение «Сапалы өнім» по защите прав потребителей, исходя из принципа, что сотрудничество с «третьим сектором» в этом вопросе повысит эффективность, и как результат – казахстанцы чаще станут видеть на прилавках качественный продукт. В соответствии с законами РК, объединения имеют право изучать потребительские свойства товаров, проверят соответствие товара на качество, в том числе – благодаря специальной экспертизе, проводить опросы населения, обращаться в госорганы для оценки качества, отстаивать интересы потребителей в суде, распространять информацию о результатах исследований качества. Но теперь, в рамках проекта «Сапалы өнім», эта работу будет активизирована.
«Мы планируем в кратчайшие сроки обсудить организационную модель данного проекта, в какой организационно-правовой форме будут внедряться эти инициативы. Это новый подход к реализации норм, направленных на защиту прав потребителей», - подчеркнул, отвечая на вопросы журналистов, Арман Шаккалиев.
Тем временем, в отношении интернет-магазинов ведомство намерено ввести законодательные поправки, чтобы приравнять маркетплейсы к объектам торговли. В рамках действующего правового поля у казахстанцев есть право требовать соблюдения положений закона РК о защите прав потребителей (в том числе – по возврату бракованного товара в течение 14 дней после его получения), но для полноты регулирования сферы электронной торговли необходима корректировка законодательства.
«Для нас ключевым вопросом является, относятся ли маркетплейсы к субъектам внутренней торговли. Я отвечаю на него положительно, так как по закону, субъекты внутренней торговли – это юридические и физические лица, которые осуществляют свою деятельность по продаже товара. При этом не имеет значения, электронная ли это площадка или стационарный торговый объект. И в том, и в другом случае предприниматель несет ответственность. Другой вопрос, эксперты считают, что для полноты регулирования необходимо законодательно приравнять интернет-ресурсы к торговым объектам», - сообщил министр торговли и интеграции.
Потребители должны быть внимательными в магазинах
На вопросы журналистов, не является ли нарушением расфасовка продуктов питания в разном объеме (к примеру, молока в пачках по 900 миллилитров вместо привычного 1 литра), министр подчеркнул, что есть требование закона об обеспечении единства измерений. Он предполагает совпадение заявленного на упаковке объема – фактическому. Ответственность предусмотрена, если они не совпадают.
«Но то, что касается самих объемов, он может быть воздушным, но если на упаковке написаны фактические данные, то, конечно, здесь сложно говорить об обмане потребителя. Здесь больше надо говорить о том, что сам потребитель должен быть более внимателен», - подчеркнул Арман Шаккалиев.
При этом он уточнил, что культура потребления начинается с умения читать маркировку. К примеру, в таких случаях, когда на упаковке написано «колбасы», а на обратной стороне маленьким шрифтом добавлено «колбасные изделия».
«В этой части есть определенные мысли по поводу шрифта, каким он должен быть. Много было идей оформлять товары в виде «светофора», помечая вредные продукты красным, а полезные – зеленым. Но такие инициативы не всегда поддерживаются в связи с тем, что есть оценка регуляторного воздействия (ОРВ) на бизнес», - добавил глава МТИ.
Тем временем, для более эффективного сотрудничества с активистами объединений весной 2023 года создан ситуационный штаб, в состав которого, кроме ассоциаций, вошли представители ключевых государственных органов и субъекты предпринимательства ассоциаций. По результатам совместной работы было исследовано 68 видов импортной продукции, из которых по 19 видам были выявлены нарушения отечественных нормативов о безопасности пищевой продукции. Они коснулись санитарно-эпидемиологических требований, нарушениям по составу, описанному на упаковке. Кроме того, были нарекания по маркировке продукции. В результате этой работы МТИ поставило на утрату 63 декларации о соответствии пищевой продукции, и отменило 200 документов об оценке соответствия. С января 2023 года предприниматели, нарушающие законы, были оштрафованы на 150 миллионов тенге. В пользу казахстанцев взыскано более 800 миллионов.
На что чаще всего жалуются казахстанцы
Министерство торговли и интеграции периодически делает замеры потребительского настроения. Так, по итогам 2022 года был проведен опрос 10 тысяч казахстанцев, из которых 31% столкнулись с несоблюдением сроков годности при хранении продуктов питания. Чаще всего такие случаи встречаются на прилавках городов Алматы, Атырауской и Восточно-Казахстанской областей.
«Четверть респондентов оказались недовольны качеством товаров. В основном на это указали потребители Астаны, Актюбинской и Карагандинской областей. Каждый пятый опрошенный указал отсутствие на упаковках продуктов питания информации, требуемой по закону. На это указывают потребители из Западно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской и Туркестанской областей», - проинформировал министр.
Сами сотрудники министерства центральное внимание уделяют соблюдению принципа «торговой надбавки». Он касается 19 категорий социально значимых продуктов питания (СЗПТ), стоимость которых не должна превышать 15% от отпускной цены производителя или закупочной стоимости оптового поставщика.
«За нарушение торговой надбавки для субъектов малого бизнеса мы на первый раз выносим предупреждение, на второй раз – штраф в размере 10 МРП. Но мы сейчас вносим предложение в КОАП, чтобы эту норму ужесточить, потому что люди понимают, что ответственности никакой, и продолжают нарушать», - предложил министр.
По словам Армана Шаккалиева, в центре внимания ведомства находится вопрос сокращения непродуктивных посредников.
«Я подчеркну, что в торговле посредник – это ключевое лицо. Он всегда должен быть. Просто он бывает эффективный, когда за счет посредников увеличивается торговый оборот, и фермеры начинают больше работать, потому что объемы растут продажи. А бывает непродуктивный, который зарабатывает на том, что оказывает скрытные услуги и не находится в налоговом обороте», - пояснил министр.
В каждом областном центре созданы региональные штабы, где рассматриваются торговые цепочки, начиная с мелкооптовых, среднеоптовых точек и розницы.
«Порядка 1200 цепочек уже проанализированы, я примерно говорю, и в каждом четвертом случае были выявлены такие посредники, которые фактически не создавали добавленную стоимость и не являлись участниками налогового оборота. Сегодня с Центром электронных финансов и с Комитетом госдоходов у нас сформирован четкий алгоритм, где мы по счетам фактурам выявляем таких посредников», - уточнил Арман Шаккалиев.
Летом текущего года для выявления латентной торговли вступили в силу изменения в закон «О торговле». Теперь каждый субъект внутренней торговли, прежде всего, рынки, обязаны отделять оптовую зону от розничной, запрещаются скрытые платежи. К примеру, за въезд на территорию рынка, за проходимую точку.
«На крупном рынке «Алтын-Орда» в Алматинской области принят план конкретных мероприятий, где мы создали контрольный пункт. Там и общественный контроль присутствует, и ветеринарные службы, и фитосанитарные, и местный исполнительный орган в виде департамента торговли. При наличии фактов нарушений, когда начинаются скрытные платежи, граждане могут обращаться в этот штаб, он реагирует», - пояснил глава МТИ.
Кроме того, на этом рынке выделено более 100 мест и специальный въезд для фермеров.
«Но здесь интересный момент, который мы обнаружили не только на рынке Алтын-Орда, но также в Петропавловске Северо-Казахстанской области, и в Абайской областях. Там создавали фермерские рынки, но фермеры туда не шли на бесплатные места. Потому что фермеры не умеют торговать, и не готовы этого делать. Они идут к тем торговцам, где хорошая проходимость. Хороший опыт – фермерский рынок в Павлодарской области. Местные исполнительные органы специально сделали бесплатные автобусы для населения. Я там впервые даже удивился, увидел растительное масло в разливных бочках», - поделился впечатлениями министр.
Какие поправки по защите прав потребителей планируется принять в Казахстане
В рассматриваемом сегодня законопроекте, направленном на повышение эффективности системы защиты прав потребителей, планируется ввести должность специального омбудсмена по защите прав потребителей, а также упростить процедуру рассмотрения жалоб потребителей. Если сегодня она четырехступенчатая, то теперь будет двухступенчатой. Глава МТИ по просьбе журналистов пояснил, чем новая модель будет отличаться от старой.
«Двухуровневая система – это возможность реагирования от продавца – к покупателю, когда покупатель обратился, товар заменили, и вопрос исчерпан. Если этого не происходит, то перед вами стоит выбор. Вы можете выбрать медиацию, или обратиться в суд. И если сегодня такие направления, как ЖКХ, здравоохранение, туризм отражены в отраслевых законодательствах, то в новых изменениях все эти принципы будут собраны в одном месте. Они базовые и горизонтальные, для всех, для всего законодательства», - подчеркнул Арман Шаккалиев.
Кроме того, новой законодательно новеллой станет требование возмещения морального вреда и гражданско-правовой штраф от 10 до 50% от стоимости товара.
«Это дополнительный «кнут» в отношении недобросовестного продавца. С такими исками могут обращаться общественные организации для широкого круга лиц. К примеру, если у всех есть проблемы со связью, общественные организации в интересах нас всех могут обратиться в суд для возмещения такого ущерба», - уточнил глава МТИ.
По замыслу ведомства, такой инструмент, который заставит задуматься всех, кто предоставляет услуги или продает товары. Как пояснил, в свою очередь, заместитель председателя комитета защиты прав потребителей Серик Кусаинов, при введении этой нормы был изучен опыт стран Евразийского экономического союза.
«Вот, например, у белорусов фиксированный гражданский правовой штраф в размере 10%, у россиян – 50%. У нас раньше в отечественном законодательстве до 2010 года было 30% фиксировано. Но с учетом того, что время меняется, чтобы соблюсти баланс интересов бизнеса и потребителя, мы решили сделать от 10 до 50%. Если суммы потребительского спора большие, то будет взыскиваться гражданско-правовой штраф в размере 10%, помимо основного иска. А если суммы маленькие, то будет взыскиваться 50%. Это сделано, чтобы увеличить потребительскую взыскательность, чтобы заставить нерадивого предпринимателя решить вопрос и с чайником, и с автомобилем», - резюмировал заместитель председателя комитета.