К отдельным проблемным аспектам обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан
Современный этап общественно-политического развития Казахстана характеризуется энергичными шагами государства по провозглашению и созданию всех необходимых условий для реализации прав и свобод граждан. Профессор Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Ещанов Алмаз рассмотрел в статье для ИА El.kz отдельные проблемные аспекты обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан
На сегодня нет более важной и значимой государственной задачи, чем правовое обеспечение защиты прав и свобод граждан в Республике Казахстан, так как именно от реализации прав человека в значительной степени будет зависеть качество и динамизм решения политических, экономических, культурных и многих других проблем общества.
Одним из фундаментальных принципов основ конституционного строя страны является обязанность признавать и гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина.
Бесспорно, выполнение задачи по защите прав человека и соблюдению договоренностей зависит, прежде всего, от уровня достижений страны и механизмов, существующих на национальном уровне. Действующие национальные законы и, прежде всего, Конституция Республики Казахстан как Основной закон государства, политические решения, процессуальные нормы и механизмы являются ключевыми факторами для реализации прав человека в каждой стране. Поэтому важно, чтобы права человека стали частью национальных конституционных и законодательных систем, чтобы профессиональные юристы умели применять на практике стандарты прав человека, а нарушения прав человека подвергались осуждению и санкциям.
Анализ законов, принятых за последние годы, показывает, что в рамках конституционно-правового механизма обеспечения основных прав человека, Республика Казахстан достаточно активно обеспечивает основные права человека. Например, это проявляется в охране и защите норм, регулирующих основные права человека, которые уже полностью сложились в повседневной практике общественных отношений и, тем более что подобные нормы полезны и соответствуют интересам и воле народа.
Следует подчеркнуть, что Казахстан проводит широкомасштабные демократические реформы и защищает права человека в полном соответствии со своими международными обязательствами.
Обязанность государства соблюдать, поощрять, защищать и осуществлять права является первостепенной, а роль региональных и международных судов – вторичной, поскольку они вступают в процесс защиты прав и свобод человека и гражданина в основном тогда, когда государство целенаправленно и последовательно нарушает права человека. К тому же, национальные стандарты имеют прямое воздействие, а национальные процессуальные нормы более доступны по сравнению с региональными и международными.
Нам всем известны примеры того, как людям приходилось обращаться в региональные и международные организации, чтобы те констатировали нарушение прав на национальном уровне. Озабоченность или содействие со стороны регионального или международного сообщества могут помочь восстановить соблюдение прав в данной стране, но это делается лишь тогда, когда все внутренние меры защиты там уже были использованы и исчерпаны.
Поэтому на национальном уровне идет процесс совершенствования необходимых законодательных условий для демократического развития, защиты прав человека и укрепления верховенства закона. В частности, обеспечено широкое участие граждан Казахстана в процессе принятия политических решений в рамках внедрения принципов концепции «Слышащего государства», создана сбалансированная система политического управления и внедрены принципы подотчётности Правительства и большей транспарентности с целью обеспечить необратимость начатых процессов политической трансформации страны и строительства «Справедливого Казахстана».
В результате проведенной в 2022 году по инициативе Президента Республики Казахстан К.К.Токаева конституционной реформы запущен новый этап правовой модернизации политической системы страны и усовершенствованы имеющиеся законодательные основы и правозащитные институты. Проведенная конституционная реформа имела ярко выраженную правозащитную направленность.
В частности, в рамках конституционной реформы для усиления правозащитных механизмов были предприняты следующие меры:
-
приняты законодательные поправки, направленные на усиление независимости судов. Расширены категории дел для суда присяжных;
-
усилена роль национальных механизмов по защите прав человека. В стране полноценно функционирует институт Омбудсмена по правам человека. Указанный институт получил конституционный статус. Казахстан также назначил Омбудсменов по правам человека и ребенка, Омбудсмена для людей с особыми потребностями;
-
воссоздан Конституционный Суд как важнейший механизм защиты прав и свобод, куда напрямую могут обращаться граждане Казахстана. Конституционный Суд стал высшим органом конституционного контроля, обеспечивающим верховенство Конституции. Решения Конституционного Суда имеют окончательную силу, ни одно должностное лицо и госорган не могут подвергнуть ревизии его решения, в том числе касающиеся конституционных прав граждан;
-
любые изменения и дополнения в Конституцию могут выноситься на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента только при наличии соответствующего заключения Конституционного Суда;
-
из одиннадцати судей Конституционного Суда шестеро, то есть большинство, назначаются палатами Парламента. А Председатель, хоть и назначается Президентом, но только с согласия Сената.
-
принят закон, регламентирующий порядок подачи и рассмотрения петиций, который позволяет гражданам путем подачи онлайн-запросов выражать свое мнение. Такая практика обеспечивает открытый и прозрачный мониторинг деятельности Правительства.
Представляется возможным сегодня констатировать, что в новой редакции Конституции четко сформулированы и реально гарантированы конституционные права и свободы граждан. При этом Основной закон нашей страны также содержит исчерпывающий перечень конституционных инструментов защиты прав человека, отвечающих международным стандартам. Как верно отмечается в Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента РК от 15 октября 2021 года № 674, «следует продолжить развивать потенциал, заложенный в положениях важнейшего правового документа – Конституции, поскольку неукоснительное соблюдение конституционных прав и гарантий является залогом достижения высоких задач, поставленных перед государством».
В области обеспечения прав человека и верховенства закона были также приняты следующие меры:
-
принят Социальный кодекс, который направлен на всестороннюю поддержку уязвимых категорий граждан. Утверждена специальная выплата для лиц, занятых в опасных условиях труда;
-
подписан Указ Президента «О Плане действий в области прав человека и верховенства закона» в полном соответствии с международными обязательствами Казахстана;
-
Казахстан отменил смертную казнь и передал от Министерства внутренних дел гражданские функции Министерству здравоохранения по обеспечению защиты прав осужденных на охрану здоровья. Казахстан ратифицировал Факультативные протоколы ООН о правах детей и инвалидов;
-
ужесточена уголовная ответственность за пытки, усилен Национальный превентивный механизм борьбы против пыток, введено законодательное определение пыток и жестокого обращения;
-
значительно усилена административная и уголовная ответственность за домашнее насилие. Возможность повторного примирения сторон в таких случаях законодательно исключена;
-
принят закон, регулирующий отчисления детям из Национального фонда;
-
принят новый закон о митингах, где вместо разрешительного введен уведомительный порядок, по итогам которого число мирных митингов в Казахстане кратно увеличилось;
-
скорректирован закон о СМИ с целью создания более безопасного цифрового пространства.
Вышеназванные изменения и дополнения создали предпосылки для более эффективного функционирования всех ветвей власти, повышения качества законотворческой работы, что, в целом, направлено на укрепление режима конституционной законности в стране. Этому также способствовало придание нового статуса конституционного закону «О прокуратуре». Работа данного государственного органа должна усилить системную правозащитную деятельность и соответственно высший надзор за соблюдением законности на территории страны от имени государства.
Конституционные новеллы убедительно свидетельствуют об усилении потенциала права в целях обеспечения прямого доступа граждан к правозащитным механизмам, нивелирования социальных конфликтов и имеющихся противоречий и их предотвращения.
Таким образом, приняты нормы, нацеленные на укрепление социальной роли государства и его правозащитных институтов в части расширения участия населения в управлении страной, закрепления решения по отмене смертной казни, а также введения и усиления институтов Конституционного Суда и Уполномоченного по правам человека.
В отличие от прежних действовавших практик, в современных условиях в Казахстане формируется качественно новое правовое пространство, предусматривающее все условия для самореализации граждан, открывается простор для дальнейшей демократизации общества.
Доведение каждого нормативного правового предписания до граждан и, в целом, до общества относится к числу приоритетных и значимых задач, стоящих на современном этапе, перед государственными органами.
Следует констатировать, что не всегда решение задач по правовой пропаганде и правовому образованию осуществляется эффективно и в этой области наметились проблемы, от решения которых зависят показатели уровня правовой культуры личности и общества.
В этой связи не случайно, в Концепции правовой политики до 2030 года отмечается, что «в целях повышения правовой грамотности, формирования правомерного социально активного поведения у граждан в соответствии с основополагающими ценностями, установленными Конституцией, необходимо продолжить планомерную работу, связанную с правовой пропагандой и правовым образованием. Государственным органам и органам местного самоуправления в пределах своей компетенции необходимо на системной основе заниматься правовым освещением проводимой правовой политики, а также информировать об основных положениях принимаемых нормативных правовых актов, используя различные формы правовой пропаганды: распространение соответствующей информации в средствах массовой информации, издание бесплатной литературы по правовому воспитанию и правовой проблематике, проведение публичных мероприятий» [1].
Между тем, права человека как одна из высших ценностей ставит личность в центр всех процессов общественного развития, определяя ее свободу и равноправие. Закрепление в Основном законе положения о ценности человека, его прав и свобод обусловлено стремлением защитить каждого гражданина. В современных условиях удалось уйти от «пустого», не обеспеченного реальными возможностями их декларирования. К примеру, практически все конституции советского типа провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к таким принципам, как принадлежность власти трудящимся, полновластие советов, использование гражданами закрепленных в конституциях политических прав и свобод.
То есть, все действующие и принимаемые нормативные правовые акты должны обеспечивать реализацию норм Конституции, провозгласившая высшими ценностями государства - человека, его жизнь, права и свободы.
Вместе с тем, проблема прав человека, имеет не только правовой, но также политический и этический характер, и становится одним из важных разделов казахстанского права, имеющего целью закрепление в казахстанском обществе идеологии прав человека.
Конституционные основы механизма защиты прав и свобод человека и гражданина находятся в развитии, уточняют понимание тех или иных его элементов исходя из постоянного развития международных документов об охране и защите прав и свобод человека и гражданина.
Соответственно, в условиях перехода к новому государственному и общественно-политическому устройству, когда бывшая правовая и институциональная системы распадаются, а новая еще недостаточно окрепла, объективно требуется дополнительное создание специальных государственных институтов, призванных защищать и разъяснять конституционные установления и, более того, гарантировать утверждение конституционной законности во всех сферах жизни общества.
Как показывает история Казахстана, принятие каждой Конституции знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло качественно новый этап в истории государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и совершенствование прежних и утверждение принципиально новых основ правового статуса личности в его отношениях с государством.
Бесспорно, что Конституция любого государства выступает как концептуальный политико-правовой документ, определяющий развитие общества и государства на долгосрочную перспективу. И от того, насколько он прогрессивен и демократичен по своей природе, зависит и дальнейшее позитивное развитие общества и государства.
В современной редакции конституционные основы механизма защиты прав человека и гражданина – это своего рода план и одновременно инструмент строительства Нового Справедливого Казахстана. Являясь актом высшей юридической силы и прямого действия, Основной закон выступает не только как правовой документ, но и как система мировоззрения, содержащая логически структурированный свод принципов, идей и представлений о том, какой должна быть в будущем наша страна и какие в ней должны быть приоритеты.
Признание приоритета прав человека, в том числе и международных стандартов в данной сфере, является качественно новой характеристикой, позволяющей отнести Республику Казахстан к категории современных стран.
Однако, принимая на себя обязательства по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, государство имеет право требовать от него поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Поэтому государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Данная практика общепризнана во всем мире и соответствует международным предписаниям и требованиям, которые вырабатываются на международных встречах, на которых принимаются соглашения, предметом которых являются права человека.
Эти соглашения устанавливают для государств реальные нормы поведения, налагающие на них определенные обязанности по отношению к собственным гражданам.
Сам факт появления новых соглашений по защите прав человека свидетельствует о растущем понимании значимости самих прав человека. Это победа не только защитников прав человека, но всех граждан, в целом. Следствием этих успехов стала разработка большого и сложного свода документов по правам человека, а также процедур их выполнения. Обычно соглашения по правам человека подразделяют на три основные категории: по их географическому охвату (региональные или универсальные), по категории предоставляемых прав, или по категории лиц или групп лиц, на которых распространяются права.
Только в рамках ООН существует более сотни документов, относящихся к правам человека, и если мы к ним добавим документы, принятые на региональном уровне, цифра будет еще более значительной.
Соглашения могут быть двух видов: юридически обязательные и не обязательные. Обязательный документ, часто именуемый «договором», «конвенцией» или «пактом», представляет собой обязательство государства обеспечивать права на национальном уровне. Каждое отдельное государство заявляет о своей приверженности принятию этих стандартов, ратифицируя их или присоединяясь к документу (простое подписание документа не делает его обязательным для исполнения, но свидетельствует о желании содействовать). В соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров от 1969 года, государства вправе делать оговорки или заявления, тем самым освобождая себя от некоторых обязательств по документу, но цель состоит в том, чтобы как можно больше государств поставили свою подпись под документом.
В отличие от обязательных документов необязательные – это, в основном, просто декларации или политические соглашения государств, где говорится о необходимости приложить все усилия, чтобы обеспечить те или иные права, но без каких-либо юридических обязательств. На практике это обычно означает отсутствие какого-то официального (или юридического) механизма имплементации, даже при наличии серьезных политических обязательств по его разработке.
Наиболее важным универсальным документом по правам человека является Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН. Она получила настолько широкое признание, что ее изначально необязательный характер изменился, и теперь на нее часто ссылаются как на юридически обязательный документ обычного международного права. Этот документ по правам человека стал пробным камнем в этой сфере и вдохновил мировое сообщество на принятие десятков других международных и региональных документов, сотен национальных конституций и других законодательных актов.
Как известно, Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей, в которых изложены права человека и основные свободы, на которые имеют право все мужчины и женщины в мире, не подвергаясь никакой дискриминации. Она охватывает как гражданские и политические права, так и социальные, экономические и культурные права.
Международные нормы прав человека вдохновили страны ввести такие стандарты в свои конституции и в национальные законодательства. Они также предоставляют механизмы компенсации за нарушение прав человека на национальном уровне.
Права и свободы человека представляют собой такой аспект человеческой жизни, главным источником угрозы для которого являются представители государственной власти и органов местного самоуправления. Всем институтам власти, и, прежде всего, государству как всеобъемлющему институту, олицетворяющему собой политическую власть, свойственно стремление к абсолютизации власти. Существует только один способ достижения этой цели: минимизация прав и свобод граждан. Человек, разумеется, сопротивляется и не может не сопротивляться этому, критикует политику и практику нарушающего его права государства, всячески противодействует его незаконным притязаниям.
При этом каждое общество и каждый народ имеет свои системы ценностей и смотрит на права и свободы человека сквозь призму этих ценностей, что вполне естественно.
Жизнь, свобода, равенство, стремление к счастью разными народами понимались и продолжают пониматься по-разному. Но, чтобы провозглашенные конституциями государств и признанные международными соглашениями права и свободы человека реализовывались на деле, а национальные и международные средства и институты защиты прав человека могли с определенностью установить реальное состояние дел в этой области, необходимо договориться о единых международных измерениях признаваемых мировым сообществом прав.
Именно поэтому в каждом соглашении принято говорить о том, какое содержание вкладывается в то или иное право человека, каковы его согласованные международным сообществом параметры
Один из основополагающих постулатов почти всех международных соглашений о правах человека состоит в том, что признание естественного стремления каждого человека к благосостоянию и счастью, достоинства, обеспечение равных и неотделимых прав всем членам человеческого сообщества являются общей основой свободы, справедливости и мира на земле.
Следует отметить, что все права человека универсальны, неразделимы и взаимозависимы друг от друга. Поэтому самым действенным способом защиты прав человека и человеческого достоинства является соответствующее «программирование» человека, усвоение каждым индивидом общепринятых правил социального поведения. В этом и состоит один из проблемных аспектов обеспечения защиты прав граждан в Республике Казахстан.
Необходимо социализировать каждого члена сообщества как носителя высоких гуманистических ценностей и самоуважения, обязательно включающего в себя также уважение личности другого человека, прав и свобод других людей. Этому человек учится всю жизнь, получая знания об опыте предшествующих поколений людей, усваивая нормы поведения собственного социума. Но начинается этот процесс, как правило, в семье, в школе и продолжается в стенах ВУЗа или другого образовательного учреждения. Весь образовательный процесс должен быть ориентирован на привитие гражданам законопослушного поведения.
В этом вопросе приоритетную роль должно сыграть наличие качественного высшего юридического образования у граждан страны, которое является важной составной частью устойчивого развития правовой системы Республики Казахстан.
Общеизвестно, что обеспечение качества юридического образования находится в прямой зависимости от вопросов совершенствования образовательной программы высшего образования.
Вместе с тем, недостаточно высокое качество предоставления образовательных услуг по юридическим специальностям в ВУЗах на сегодняшний день представляется возможным отнести к числу проблемных аспектов обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан.
В данном направлении государством, особенно за последнее время, активно принимаются меры, направленные на увеличение объема бюджетных расходов на образование и науку, повышение престижа преподавательской и научной деятельности, принятие различных законодательных актов в данной сфере, развитие идеи венчурного финансирования и технического бизнес-инкубатора на местном уровне, увеличение пакета социального обеспечения для профессорско-преподавательского состава, улучшение системы их материального и морального стимулирования и т.д.
В Концепции правовой политики до 2030 года также отмечается, что «назрела необходимость модернизировать систему юридического образования. Учитывая возрастающую динамику общественной жизни и замену в обозримом будущем части работников в некоторых профессиях искусственным интеллектом, необходимо уделить больше внимания законодательной регламентации форм переподготовки и повышению квалификации в системе среднего и высшего профессионального образования» [1].
В Казахстане сегодня существует значительное количество ВУЗов, где ведется подготовка кадров по юридическим специальностям. Вместе с тем, потребности рынка, производства и государственных структур в квалифицированных юридических кадрах не удовлетворены, и перспективы решения этого вопроса весьма туманны. Поэтому вопросы качества юридического образования остаются в центре внимания научных исследований. Решение проблемы повышения качества юридического образования требует активного привлечения не только государственных структур и высших учебных заведений, но и всех заинтересованных лиц, включая частного сектора экономики, средств массовой информации и общественности.
В данном случае выпускники – юристы должны владеть практико-ориентированными способностями, то есть быть в готовности применять полученные юридические в конкретных профессиональных ситуациях, в своей будущей практической деятельности. Способности к практической деятельности на основе имеющихся у них знаний, умений, навыков выступают сегодня в качестве нового образовательного результата, для обозначения которого используется термин «компетенция».
Соответственно, на сегодняшний день актуальным и необходимым является, во-первых, проведение ревизии или проверки всех учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по юридическим специальностям, на предмет качества предоставляемого юридического образования, дальнейшего трудоустройства выпускников данного ВУЗа, наличия компетентного профессорско-преподавательского состава, соответствующей учебно-материальной базы, библиотечного фонда и т.д. В данном направлении ревизия должна выявить наличие современной учебно-материальной базы с использованием современного оборудования и учебной литературы, его психологическую и психоэмоциональную комфортность обучения, бесплатное пользование фондами государственных библиотек.
При этом коммерциализация юридического образования изначально была ориентирована на спрос со стороны не государства, а абитуриента, что и породило эффект перепроизводства специалистов-юристов, с одной стороны, и снижение качества их образования — с другой. Появившееся за последнее время так называемое «штампование» юридических дипломов вызывает негативные последствия не только для такого «выпускника», но, в целом, оказывает неблагоприятные последствия для общества и государства. В данном вопросе также важным представляется проверка всех образовательных программ на предмет их соответствия требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества, государства и граждан.
Во-вторых, следует провести комплексный и в то же время детальный анализ различных сфер государства и деятельности государственных органов (на производстве, в системе исполнительной власти, правоохранительной и судебной системах, правозащитных структурах, квазигосударственном и частном секторах, учебных заведениях и т.п.) в целях определения конкретной потребности юристов по определенным специальностям или по так называемым «узконаправленным» профилирующим областям. Юристы так называемого «широкого профиля», как показывает правоприменительная практика, на рынке труда оказываются не в полной мере востребованными и конкурентоспособными.
В-третьих, целесообразно усовершенствовать систему лицензирования и аттестации юридических вузов, ввести общественную аттестацию юридических вузов, составить рейтинг юридических вузов и ввести государственный квалификационный экзамен на право занятия определенными видами юридической деятельности.
В завершение отметим, что качество высшего юридического образования имеет большое значение в решении проблем становления демократического, правового и социального государства. В частности, повышение качества высшего юридического образования считается одним из важнейших этапом в развитии правового государства; юридическое образование играет важнейшую роль в повышении правовой культуры, поскольку от качества знаний и профессиональных умений юридических специалистов зависит состояние дел во всех сферах государственной деятельности - от законотворчества, правоохранительной, судебной и правозащитной деятельности до правового воспитания и обучения населения и оказания ему консультационных услуг.
Таким образом, решение задач по проведению правовой пропаганды и правовому образованию, а также предоставление качественного высшего юридического образования, будут способствовать обеспечению эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстана.