«Искусству угрожают два чудовища: художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником.» Анатоль Франс
Зачем спрашивается нужны художники нашему обществу? Почему так много споров вокруг них? На все вопросы есть стандартный ответ: художник- тот, кто лучше видит и острее чувствует настроение общества. Он творец, вызывающий у людей своим творчеством разные эмоции.
Говоря о художнике, разве правильно пройти мимо понятия «профессионализм» - это знания, умения и опыт, передающиеся веками из поколения в поколение. Может ли человек, называющий себя художником, не иметь всего этого?
Попробуем разобраться в тонкостях художественного мастерства с известной и талантливой художницей из города Атырау, членом Союза художников РК, Заслуженным деятелем культуры РК- с Камилой Жапаловой, которая профессионально занимается батиком и переносит эпизоды своих картин на одежду.
- Камила, согласны ли вы с мнением, что художниками не становятся, а рождаются?
- Что касается меня, то художником я решила стать уже с раннего детства. Возможно на меня повлияла природа той местности, где родилась и выросла, а где-то может и родители поспособствовали моему увлечению рисованием.
- Родители у вас тоже художники?
- Мои родители в свое время занимались рукоделием. Как вы знаете, наш народ свято чтит унаследованные от предков вековые традиции. У нас много разных мероприятий связанных с обрядом бракосочетания молодоженов. Например, проводы невесты (кыз-узату)- девушке, прежде чем проводить ее в дом жениха, родные собирают приданое, куда входят разные красивые ювелирные украшения, ковры, «текемет» (кошма), вещи, посуда и т.д.
Моя мама вышивала для приданых невест курак-корпе (традиционное казахское одеяло из разноцветных лоскутков), также занималась вышивкой гостевых корпешек и ковров. Вот поэтому меня с детства окружала художественная атмосфера, а в доме постоянно были люди. Они приходили, чтобы поучиться у мамы вышиванию. И я была в их числе.
- В разное время жизни, не возникало ли у Вас мысли заниматься чем-то другим?
- Нет, я с детства мечтала стать художницей. Свой первый рисунок я нарисовала в 5 классе. Тогда существовал республиканский журнал «Балдырган». Я написала им письмо по почте, приложив свой рисунок, где был изображен пейзаж моего родного края. Спустя пару месяцев, они опубликовали рисунок у себя в журнале с указанием моего авторства. Эта новость разлетелась по всему району, став большим для меня достижением. Ведь тогда крайне редко можно было встретить в журналах рисунки сельских учениц. После этого события, я начала рисовать для различных мероприятий и праздников в своей школе. С тех самых пор, я твердо решила для себя, что стану художником. Правда, пришлось своим решением немного расстроить своих родителей. Они считали, что художественное искусство- работа не для слабого пола.
- С чего начался ваш профессиональный путь?
- В первую очередь после школы, я поступила в художественное училище имени А. Кастеева, где по результатам подготовительного курса, меня взяли сразу на второй курс. После, по направлению я уехала в Санкт-Петербург и закончила там еще одно профессиональное училище №91 по специальности художника росписи по ткани (батик). Как тогда, так и сейчас батик является очень сложной и редкой специализацией среди художников. Но у меня было огромное желание освоить ее, поэтому выбрала это направление.
Вот, собственно, мой фундамент. Мне кажется каждый художник или другой деятель искусства должен начинать с училища. Это очень важный этап на пути становления любого профессионала.
- Камила, насколько мне известно, Вы родились и выросли в Туркестанском крае. А как Вы попали в Атырау? Что привело Вас в этот город?
- После Санкт-Петербурга, меня и еще нескольких художников направили в Атырау, как молодых специалистов по приглашению Имангали Тасмагамбетова. В то время он был акимом города.
По приезду сюда, в город Атырау, я поступила в Атырауский университет им. Х.Досмухамбетова по специальности дизайн. С тех пор я живу и упорно работаю здесь.
- Расскажите, какую технику вы используете для своих картин? В каких мотивах больше всего пишете?
- Моя самая близкая тема, к которой я возвращаюсь снова и снова- это казахская лирическая абстракция. С помощью лирической абстракции я создаю рисунки с мотивами казахской национальной культуры. В батике я использую теплые тона, которые ранее использовались для казахских юрт, такие, как золотистые или желтые. Эти цвета импонируют многим людям. Например, в Китае часто обращают внимание на такие картины и начинают интересоваться нашей культурой.
- Как вы начали перемещать свои картины в одежду? Откуда появилась такая идея?
- Для батика используются шелковые ткани. Поэтому начать это дело было несложным для меня. Когда я устраиваю выставки своих работ или выезжаю за границу, соответственно темам моих выставок, я вышиваю для себя наряды из батика.
И вот 2 года назад родилась идея вышивать женские коллекции одежды из батика. Так как у меня был опыт в дизайне и художественном рисовании, эту сферу я освоила быстро. На сегодняшний день я занимаюсь созданием современной одежды с национальными мотивами. Бывает в некоторых коллекциях я использую эпизоды своих картин.
- Есть ли у Вас какое-нибудь важное воспоминание как для художника?
- Могу рассказать про интересный случай, который приключился со мной в Арабских Эмиратах, куда я ездила на Международный культурный фестиваль, организованный поддержкой шейха Бин Заида Аль-Нахаяна в 2015 году. Нас где-то участвовало человек 20-30 с разных стран. Я помню, среди всех участников выставки, арабы заинтересовались и приобрели только 3-4 картины, выполненные мной с национальными мотивами. Сказать, что я была очень горда красотой нашей национальной культурой, ничего не сказать.
Похожий случай был и в Китае, куда я ездила на Международную Выставку ЭКСПО-2014. К слову я заметила, что китайцы очень приветствуют картины по теме казахской лирической абстракции. Поэтому мой принцип таков: где бы я не была, я стараюсь передать и показать через свои картины всю красоту казахской национальной культуры.
- Откуда вы черпаете свое вдохновение?
- Меня вдохновляют мои дети, красивая природа и в целом, вся моя жизнь. Вы знаете, у меня дети в этом плане тоже очень близки к творчеству. Бывают даже дни, когда мы всей семьей работаем над одной картиной, вместе обсуждаем и помогаем друг другу.
Я иногда в процессе работы забываю, как именно в начале задумываю назвать свою работу, и также советуюсь с детьми. Вот так у нас рождаются совместные картины.
Когда по каким-либо причинам, я лишаюсь воображения и не могу закончить то, что начала, я нахожу ответы на все свои вопросы в своих снах. Поэтому я считаю, вдохновение - оно всегда есть, и никуда не исчезает.
- Что для Вас важнее, конечный результат или сам процесс работы?
- Самое интересное - это сам процесс работы. Результат всегда непредсказуем: может получиться шедевр, а может и наоборот. Но сам процесс, по моему мнению - это сущность художника, его порывы и его воображения. Ты ни о чем не думаешь, ты просто пропадаешь в альтернативной реальности и работаешь.
- Есть ли у Вас какой-нибудь собственный принцип работы или правило?
- В процессе работы над той или иной картиной, душа художника должна быть чиста как кристалл. Иными словами, для художника процесс работы над картиной - выше всякой другой деятельности.
Мне кажется, любая рукотворная работа несет в себе его настроение, его замысел и переживания.
Для меня очень волнительны те моменты, когда клиенты звонят спустя какое-то время и делятся дополнительными комментариями. Кто-то находит то, что раньше не замечал, а кто-то делится впечатлениями от подобранных мною цветов для композиции. Люди, действительно заинтересованные в картинах замечают абсолютно все, вплоть до настроения художника, работавшего над композицией.
- Камила, какие у Вас планы на будущее?
- Я сейчас в процессе подготовки к Международной выставке ЭКСПО-2017, который пройдет в Астане. Хотелось бы там достойно представить Казахстан в области культуры и искусства.
Также есть огромное желание учиться и дальше, открывая для себя новые рубежи для творчества, чтобы прославить Казахстан не только в соседних странах, но и на весь мир.
- Спасибо за беседу!