Лента новостей

Импортные товары не прошли лабораторные испытания

Импортные товары не прошли лабораторные испытания
Фото: Карлыгаш БЕКТАСОВА 11.10.2024 11:55 4424

Главная задача технического регулирования – защитить казахстанцев от продукции, которая может навредить здоровью и жизни граждан. О том, какая работа проводится в рамках международных обязательств нашей страны по этому вопросу, и отвечает ли современным требованиям лабораторная испытательная база, рассказала председатель Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции РК Жанна Есенбекова, сообщает El.kz.

Жанна Рашидовна, как известно, с апреля 2023 года в Министерстве торговли и интеграции действует Ситуационный штаб. Расскажите, для чего он был создан, и как он позволяет защитить отечественный бизнес?

– В недавнем Послании народу страны от 1 сентября 2024 года Президент Казахстана в очередной раз подчеркнул важность развития бизнеса и деловой активности в стране, устойчивости и поступательного роста экономики.

В рамках Ситуационного штаба осуществляется общая координация действий государственных органов и принятие оперативных мер в целях защиты внутреннего рынка в соответствии с национальным законодательством и в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Рассмотрены проблемные вопросы отечественного бизнеса и выработаны определенные алгоритмы взаимодействия госорганов по профилактике и предупреждению ввоза не соответствующей требованиям безопасности продукции.

По итогам принятых решений в отношении 29 импортных производителей введен режим усиленного лабораторного контроля, в связи с выявленными нарушениями отменены 835 иностранных сертификатов.

При взаимодействии контролирующих органов на пунктах контроля досмотрено свыше 230 тонн животноводческой продукции (молочной продукции, мясной продукции, мяса птицы), запрещен въезд 408 единиц автотранспорта с товаром. Введен запрет на ввоз яиц, а также под усиленным контролем находится ввоз мяса птицы.

Консолидированными силами контролеров принимаются меры по защите внутреннего рынка от несоответствующей требованиям технических регламентов продукции.

С прошлого года в случае выявления таких товаров, на основании судебных исков, у бизнесменов небезопасная продукция изымается и проводится порядок ее уничтожения. Так, в 2023 году было проверено 5560 организаций, и по итогам проведенных испытаний 1120 наименований промышленной продукции в 330 случаях были установлены нарушения.

В результате было изъято из реализации 1224 килограмма автохимической продукции, бытовой электротехники, нефтепродуктов. Предприниматели заплатили штрафы, общий размер которых превысил 250 миллионов тенге.

- Как через национальные стандарты можно обеспечить развитие определенных сфер жизнедеятельности населения?

– В настоящее время Единый фонд нормативных документов насчитывает свыше                                        75 тыс. стандартов, из которых более 26 тыс. межгосударственных и международных, около 10 тыс. – национальных.

Чтобы определить, насколько широко и эффективно используются стандарты, мы определяем так называемый «уровень применяемости стандартов». Он определяется на основании данных, собранных государственными органами, техническими комитетами по стандартизации и отечественными предприятиями.

В прошлом году уровень применяемости стандартов достиг 57%, и мы охватили такие сферы, как экология, здравоохранение, пищевая промышленность, строительство, IT-технологии и многие другие.

Также был создан реестр обязательных стандартов – это сбор данных о стандартах, включенных в нормативно-правовые акты.  Такая информация будет полезна как для государственных органов, так и для бизнес-сообщества.

К примеру, фермерские хозяйства страны выращивают в закрытом грунте более 84 тонн овощей всех видов. Если они будут придерживаться принятого стандарта СТ РК 3834-2023 «Теплицы фермерские. Общие технические требования», они смогут получить субсидии, и как следствие – расширить свои площади, увеличить годовой валовый сбор ранних овощей до 160 тонн.

Некоторые стандарты имеют социальную значимость и обязательны для внедрения. Так, СТ РК 3844-2023 «Требования к доступности отделений финансовых организаций для лиц с инвалидностью и маломобильных групп населения» разработан для создания безбарьерной среды при посещении банков. Подобные стандарты есть в отношении объектов инфраструктуры.

Прописаны и условия, которые делают доступным веб-контент для лиц с инвалидностью, включая тех, у кого есть нарушения зрения, слуха, опорно-двигательной системы, а также расстройства речи, ментальной и неврологической сферы, чтобы они могли получать равный доступ к цифровому контенту.

Для узнаваемости отечественного производителя и продвижения казахстанского товара разработан СТ РК 3837-2023 «Порядок применения знака маркировки «Қазақстанда жасалған». Общие положения». Этот стандарт включен в Правила оказания субъектам внутренней торговли мер господдержки частного предпринимательства и в Правила внутренней торговли Республики Казахстан.

В рамках Правил предусмотрено, что субъекты внутренней торговли обязаны предоставлять не менее 50% от общей торговой площади или полочного пространства – для продовольственных товаров отечественного производства с маркировкой «Сделано в Казахстане», и не менее 20% – для непродовольственных товаров отечественного производства с данной маркировкой.

Для этого отечественным производителям достаточно наличие резидентства нашей страны, а также одного из трех подтверждающих документов: сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения, индустриального сертификата либо товаросопроводительной документации с указанием фактического местонахождения производства.

Государством взят курс на развитие и модернизацию национальной лабораторной базы, что включает выявление устаревших методов испытаний, причин отсутствия тех или иных испытаний в нашей стране и проработку вопроса по выявлению устаревшего оборудования. Какая работа проведена в этом направлении?

–В Казахстане насчитывается 1 040 аккредитованных испытательных лабораторий, из которых 169 являются ведомственными лабораториями Минэкологии, Минпрома, Минэнерго и т.д. Причем часть из них имеют региональную сеть – к примеру, по линии Министерств сельского хозяйства и здравоохранения.

Большая часть частных лабораторий не вкладываются в дорогостоящее оборудование, ориентируясь на спрос рынка. И поэтому, несмотря на немалое количество субъектов аккредитации, в Казахстане есть ряд показателей в техрегламентах, которые не покрыты национальной испытательной базой.

Буквально недавно нами был завершен анализ обеспеченности испытательными базами. Анализом охвачено 44 техрегламента Евразийского экономического союза и 16 национальных регламентов. Основные непокрытые зоны в основном имеются по новым техническим регламентам.

Бизнес обращался к нам в связи с отсутствием лабораторий, и в этом отношении мы с госорганами прорабатываем вопрос по расширению испытательной инфраструктуры ведомственных лабораторий отраслевых госорганов. Полная оснащенность лабораторной базы положительно повлияет на увеличение экспорта.

Кроме этого, мы работаем над исключением административных барьеров для бизнеса. Ранее они должны были сохранять все контрольные образцы на весь срок действия сертификата, и здесь не учитывались особенности разных типов продукции. Если контрольные образцы строительных материалов можно хранить долго, то в отношении скоропортящихся продуктов сроки другие.

Теперь хранение контрольных образцов будет происходить в течение срока годности продукции или срока действия сертификата. Они установлены в стандартах для каждого типа продукции.

Более того, лаборатории, работающие по договорам с органами сертификации или другими заявителями, могут не хранить контрольные образцы проверенной продукции, если это разрешено законами Республики Казахстан или соответствующими документами. Такое нововведение вступило в силу после вступления в силу 8 июля текущего года обновленных Правил оценки соответствия. Это позволило снизить излишнюю нагрузку на частный сектор, способствуя развитию бизнеса.

Также в свете создания условий выхода отечественной продукции на внешний рынок, в рамках исполнения поручений Президента нашей страны, проводится работа по внедрению новых схем аккредитации. К примеру, по актуальному направлению ISO 37001 «Противокоррупционные системы менеджмента», содержащему меры по предотвращению и выявлению случаев взяточничества, на сегодня аккредитованы три субъекта.

Что изменилось с принятием новых правил проведения контрольного закупа в сфере технического регулирования?

–С 1 июля текущего года впервые введена новая форма профилактического контроля – контрольный закуп. Он будет производиться для выявления продукции, не соответствующей требованиям безопасности.

Основаниями для проведения контрольного закупа будут:

1)      результаты предварительного анализа;

2)      информация о фактах несоответствия продукции, поступившая от СМИ, социальных сетей и контрольных органов других государств;

3)      сообщения от государственных органов, физических и юридических лиц о несоответствии продукции требованиям законодательства.

Контрольный закуп проводится без предварительного уведомления субъекта контроля и надзора. Закупка подтверждается фискальными и товарными документами, а результаты испытаний – протоколами. В случае выявления нарушений, угрожающих жизни, здоровью людей, будут применены меры, включая запрет реализации или изъятие продукции.

В настоящее время территориальными департаментами Комитета технического регулирования и метрологии в различных регионах республики закуплены 125 образцов продукции, из них несоответствия установлены в 84% случаях.

В регионах пресечена реализация несоответствующей продукции по промышленным группам товаров, таким как кабель, цемент, электротехника, моторные масла и др. Применены меры оперативного реагирования в виде запрета реализации и изъятия на общую свыше 5 млн тенге, установлены несоответствия в 75% случаях.

К примеру, в Актобе за несоответствие по электрическим параметрам выдано постановление на изъятие свыше 3 тыс. метров кабельной продукции. Сертификат соответствия на кабель отсутствовал, и импортеру предписан отзыв продукции с рынка, так как выявленные несоответствия кабельной продукции могут повлечь возникновение пожара в нормальных и аварийных условиях работы.

Так, было обнаружено превышение электрического сопротивления токопроводящих жил: при норме не более 7,41 ом фактически оно составило свыше 9,0 ом. Толщина наружной оболочки должна быть не менее 1,4 мм, а по факту она составила 0,9 мм.

Как показали результаты испытания, 8 видов импортного кабеля не соответствуют требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011).

Это кабель Российского происхождения, бывают случаи неизвестного происхождения из-за отстутствия маркировки.

К ним также были предприняты соответствующие меры реагирования.

Напомню, что за 9 месяцев 2024 года госконтролем охвачены свыше 6 тысяч субъектов, сумма штрафов превысила 334 млн тенге. При этом отмечу, что 67%  проверочных мероприятий носят профилактический характер и проведены дистанционно.

 

- Работа в области технического регулирования проводится в соответствии с международными обязательствами, принятыми нашей страной, в том числе – в рамках ЕАЭС. Над какими направлениями работы в области технического регулирования в рамках союза работает ведомство?

- Единая система технического регулирования ЕАЭС – основа обеспечения безопасности продукции на протяжении ее жизненного цикла. Механизмы, заложенные в основу этой системы, позволяют устранить технические барьеры во взаимной торговле, защитить внутренний рынок от опасной продукции, повысить качество и конкурентоспособность производимых товаров.

В рамках ЕАЭС в сфере технического регулирования создана нормативная и институциональная основа для формирования условий безопасного обращения единого рынка товаров. Под обязательное техническое регулирование видов продукции подпадает 85% взаимопоставляемой продукции. Для создания свободного перемещения товаров принято 52 технических регламента ЕАЭС, из которых 47 вступили в силу.

По остальным пяти регламентам работа ведется (это ТР по безопасности химической продукции; требований к минеральным удобрениям; к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств; о безопасности алкогольной продукции; о безопасности подвижного состава метрополитена).

На первом этапе шло активное принятие технических регламентов по широкой линейке потребительских товаров, начиная от пищевой продукции, автопрома, железнодорожной, легкой промышленности, мебели, промышленным товарам, детской индустрии, лифтам и тд.

Активно разрабатываются межгосударственные (ГОСТ) и национальные стандарты (СТ РК). Соответствующие программы приняты к 45 техрегламентам Союза, которыми предусмотрена разработка более 3 тысяч межгосударственных стандартов.

Не предусмотрена разработка перечней стандартов к ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», ТР ЕАЭС 041/017 «О безопасности химической продукции», так как данные технические регламенты являются горизонтальными, точечные требования устанавливаются в отдельных технических регламентах в зависимости от вида продукции.

Постепенно ведомственные и национальные документы государств-членов Союза меняются на единые ГОСТы, что способствует созданию условий для безбарьерной торговли, о необходимости развития которой неоднократно говорит Президент Казахстана на различных площадках.

Следующим шагом в развитии евразийской интеграции было подписание ряда Соглашений, направленных на:

- регулирование порядка обращения продукции, требований к которой не установлены техническими регламентами ЕАЭС;

- устранение технических барьеров во взаимной торговле с третьими странами;

- определение принципов и подходов осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов ЕАЭС в целях гармонизации законодательства наших стран в этой сфере.

Параллельно с этим совместно с отраслевыми госорганами завершается разработка и актуализация национальных технических регламентов на алкогольную продукцию, уголь, высоковольтное оборудование. Эти меры не противоречат праву Союза и направлены на защиту внутреннего рынка от небезопасного серого импорта в отношении продукции, регулируемой на национальном уровне.

В отношении высоковольтного оборудования в рамках ЕАЭС велась разработка единого технического регламента, содержащего избыточные требования, в связи с чем Республикой Казахстан принято решение регулировать вопросы безопасности данного оборудования на национальном уровне (разработчик – Министерство промышленности и строительства).

Угли регулируются техническим регламентом «Требования к безопасности углей и производственных процессов их добычи, переработки, хранения и транспортировки» (ПП РК от 17 июля 2010 года №731). Но так как данный технический регламент принят 2010 году, требуется его пересмотр и актуализация (разработчик – Минпром).

Алкогольная продукция подпадает под регулирование горизонтальных техрегламентов на пищевую продукцию (ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011), принят единый техрегламент на алкогольную продукцию (ТР ЕАЭС 047/2018), который вступает в силу в июле 2025 года. Вместе с тем, сегодня возникает необходимость принятия национального технического регламента для установления общих положений, понятий к основным категориям алкогольной продукции, требованиям безопасности и идентификации, процедурам подтверждения соответствия.

Положительный опыт есть по национальному техрегламенту на строительную продукцию, который уровнял условия сертификации между отечественными и импортными производителями и устранил дискриминацию казахстанских производителей.

ТР РК «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», принят Приказом МИИР от 9 июня 2023 года №435, вступил в силу в декабре 2023 года.

Новая редакция технического регламента предусматривает прямые нормы и требования по процедуре сертификации отдельных видов строительной продукции (цемент и природные камни):

- Сертификация цементной продукции осуществляется в соответствии с СТ РК 3361 «Порядок подтверждения соответствия цементов и клинкера портландцементного»;

- Сертификация изделий из природного камня осуществляется в соответствии с СТ РК 3619 «Изделия из природного камня. Общие технические условия».

Требования по сертификации цементной продукции в соответствии с СТ РК 3361 были включены в целях недопущения импорта на территорию Казахстана контрафактного и фальсифицированного цемента, а также борьбы с серыми сертификатами на внутреннем рынке страны.

По данным ОЮЛ «Казахстанская ассоциация производителей цемента и бетона QazCem», после введения СТ РК 3361 требования при оценке соответствия цемента казахстанского и импортного производства были уравнены, и количество выданных сертификатов соответствия для импорта из третьих стран снизилось на 95%.

Другая немаловажная мера, которая предусмотрена новой редакцией национального технического регламента – это мера в отношении «природного камня», ужесточающая процедуру сертификации. А если точнее, обязанность выезда эксперта-аудитора при процедуре сертификации природного камня на месторождение для проведения сравнения образцов блока, взятых из месторождения, с заявленным на сертификацию изделием.

В целях нормирования требований к безопасной эксплуатации, совместно с Министерством туризма и спорта, ведется разработка национального техрегламента на спортинвентарь и оборудование, размещенного на придомовых площадках. К ним относятся ворота для футбола, мини-футбола, оборудование и инвентарь гимнастические брусья и перекладины и т.д.

Республикой Казахстан на площадке ЕЭК неоднократно поднимался вопрос необходимости установления обязательных требований на спортоборудование, в связи со случаями причинения вреда жизни и здоровья граждан, в первую очередь, детей, в том числе с летальным исходом.

В этой связи, Совет Евразийской экономической комиссии 12 апреля 2024 года дополнил Единый перечень позицией 68, включающий в себя определенные виды спортивного оборудования и инвентаря.

Данное дополнение позволяет государствам-членам ЕАЭС установить обязательные требования на данный вид продукции в технических регламентах ЕАЭС, или соответствующих национальных правовых актах.

В целом, работа по евразийской интеграции в сфере технического регулирования направлена на эффективное формирование единого рынка товаров, создание благоприятной среды для внедрения инноваций и развитие экспорта.

- Спасибо за интервью.

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!