Лента новостей

Газификация: Вчера, Сегодня, Завтра

Редакция EL.KZ предлагает проанализироват, что изменилось в газовой отрасли за 13 лет 
Газификация: Вчера, Сегодня, Завтра
30.11.2017 12:12 5673

 Несколько дней назад АО НК "КазМунайГаз", ПАО "Газпром", ООО "Газпром экспорт" и Национальный оператор АО "КазТрансГаз" согласовали и подписали протокол по вопросам сотрудничества в газовой отрасли на 2018 год. При этом газовая промышленность Казахстана стала развиваться относительно недавно. Еще 15 лет назад мало кто мог предположить, что будут подписываться такие контракты, открываться новые месторождения и приниматься программы по газификации.

Редакция EL.KZ предлагает взглянуть назад и вспомнить, как говорили о развитии этой отрасли 13 лет назад. Примечательно, что многое так и не изменилось …

Основной проблемой в газовом секторе страны является транспортировка этого вида природного топлива. Существующая система магистральных газопроводов является частью бывшей советской системы, ориентированной в направлении с юга на север - в Россию. Поэтому удовлетворение потребностей большинства регионов Казахстана в газе в настоящее время весьма затруднительно из-за отсутствия мощностей для его транспортировки с месторождений в Западном Казахстане. Иными словами, в стране отсутствуют трубопроводы, которые бы обеспечивали транспортировку газа с месторождений до потребителей — крупных городов и населенных пунктов, а также промышленных комплексов, расположенных в центральном, южном, восточном и северном Казахстане.

В настоящее время в Казахстане существует две газотранспортные распределительные системы - одна расположена на западе страны и обслуживает нефтегазовые месторождения, а другая на юге. Последняя предназначена для транспортировки газа, импортируемого из Узбекистана. Кроме того, вызывает тревогу высокая степень изношенности газопроводной системы. Более половины газопроводов эксплуатируются свыше 25 лет, их износ в среднем составляет 70 процентов, а по парку газоперекачивающих агрегатов - от 60 до 90 процентов.49

Природный газ, добываемый на крупнейшем месторождении Карачаганак, направляется в Россию по российской трубопроводной системе, главным образом в Оренбург. В настоящее время казахстанской и российской стороной прорабатывается вопрос об увеличении газотранспортных мощностей. В частности, было достигнуто предварительное соглашение о транспортировке карачаганаского газа на переработку в Оренбург в 2003-2004 годах в объеме -12 и 247 млрд. куб. футов соответственно. Часть переработанных объемов впоследствии предполагается направлять назад в Казахстан. Кроме того, в июле 2002 года совместное предприятие «КазРосГаз», участниками которого являются казахстанская «КазМунайГаз» и российский «Газпром», начало разрабатывать программу расширения казахстанской газопроводной системы стоимостью 500 млн. долларов.

Эта программа позволит увеличить к 2005 году экспортные мощности Казахстана в российском районы Казахстана получают природный газ из Узбекистана, который транспортируется по газопроводу Ташкент-Бишкек-Алматы. Однако казахстанские потребители имеют серьезные проблемы, связанные, во-первых, со спецификой ценообразования на газ и транспортные тарифы в Узбекистане и Кыргызстане, и Во-вторых, с незаконным изъятием транзитных объемов на кыргызской территории. Функционирует также газопровод Бухара- Урал, который используется для обеспечения Северо-Западного Казахстана природным газом, импортируемым из Узбекистана и России.

В настоящее время с целью прекращения зависимости от узбекских производителей и транспортников правительство Казахстана рассматривает вопрос о строительстве газопровода Север- Юг, который бы соединял западноказахстанские месторождения с потребителями по всей стране. Однако, высокая проектная стоимость - на уровне 1 млрд, долларов - пока не позволяет осуществить задуманное.

Серьезной проблемой также является утилизация попутного нефтяного газа. Нефтедобывающие предприятия ежегодно сжигают в факелах более 10 млрд, куб, метров газа. Горит он в основном там, где утилизировать и транспортировать попутный газ экономически нецелесообразно: месторождения находятся за сотни километров от потребителей, отсутствует сопутствующая инфраструктура, включающая газоперерабатывающие комплексы и трубопроводы. Поскольку ее создание требует огромных затрат, добывающие компании предпочитают заниматься добычей и сбытом, а не утилизацией попутного газа. В 2000 году это обошлось стране в 119, 9 млн. долларов.

Правительство Казахстана прилагает максимально возможные усилия для решения проблем в этой сфере. Так, начались подвижки с ремонтом трубопроводов.  За период 1997-2001 годов было инвестировано более 400 млн. долларов на модернизацию газотранпортной инфраструктуры.

Правительство Казахстана утвердило программу модернизации газовых магистралей, которая предусматривает освоение 500 млн. долларов в 2001-2005 годах.51 Компания «Казтрансгаз» завершила ремонт на участке газопровода Средняя Азия-Центр в Мангистауской области, который позволил повысить его пропускную способность с 40 до 50 млрд. куб. метров в год.

К лету 2001 года по нему проходило ежесуточно около 120 млн. куб. метров природного газа из Туркменистана и Узбекистана. Планировалось к концу 2002 года довести пропускную способность этой магистрали до 70 млрд. куб. метров в год, на что предполагалось затратить 360 млн. долларов.52 Также рассматривается проект реконструкции первой и второй ветки газопровода, соединяющего месторождение Тенгиз с магистральным трубопроводом Средняя Азия-Центр.

В 2001 году компания «Казтрансгаз» планировала транспортировать по магистральным трубопроводам более 140 млрд. куб. метров газа. Из них на туркменский транзит должно было прийтись 48 млрд. куб. метров, узбекский - 3 млрд. куб. метров, российский - 90 млрд. куб. метров.

В плане развития газопроводной системы также осуществляется комплекс других мероприятий. В 2001 году началась реализация проекта газификации северных регионов страны и города Астана. Осуществляется строительство магистрального газопровода протяженностью 911 километров, который соединит российское месторождение природного газа Уренгой в Тюменской области с северными и центральными регионами Казахстана, не имеющими доступа к природному газу. На его строительство отводилось двадцать два месяца, затем должны были начаться работы по газификации районов.

Одним из этапов развития газотранспортной сети Казахстана является строительство компанией «Казтрансгаз» новой ветки от газоконденсатного месторождения Карачаганак до существующего магистрального газопровода Бухара—Урал. Реализация другого проекта - газопровода Челкар-Ленинск-Кызылорда-Шымкент позволит в итоге объединить газодобывающий западный регион Казахстана с промышленно развитым южным и юго-восточным регионами страны и к 2010 году обеспечить их поставками природного газа в объеме 12 млрд. куб. метров в год.

В ноябре 2001 года между правительствами Казахстана и России было подписано соглашение о сотрудничестве в газовой области. Оно предусматривает создание совместного предприятия по маркетингу казахстанского газа. В 2002 году впервые за всю историю казахстанский газ получит доступ на мировой рынок. Еще одним важным шагом стал запуск Амангельдинского месторождения. Этот проект позволит Казахстану не зависеть от поставок узбекского газа. Планируется, что в 2003 году на месторождении будет добываться до 600 млн. куб. метров этого вида энергосырья.

Наметились позитивные сдвиги в отношениях с Узбекистаном по поводу поставок узбекского газа в южные районы Казахстана. В 2001 году Казахстан и «Узтрансгаз» подписали пятилетнее соглашение о закупках газа. «Казтрансгаз» погасил все задолженности казахстанских потребителей узбекским поставщикам за прошлые годы (около 3,5 млн. долларов на начало 2001 года).

АЗЕРБАЙДЖАН

Большинство нефтяных резервов Азербайджана располагаются на шельфе Каспийского моря. Доказанные запасы углеводородного сырья на азербайджанском участке шельфа Каспийского моря составляют около 4 млрд, тонн условного топлива, из которых запасы нефти составляют от 7 до 13 млрд, баррелей, природного газа — около 30 трлн. куб. футов. Оценочные данные позволяют говорить об увеличении азербайджанских резервов на шельфе до 7 млрд. тонн.

НЕФТЬ АЗЕРБАЙДЖАНА

В начале XX века нефтепромысловый район Баку был крупнейшим в мире. Пиковое производство нефти в Азербайджане - 500 тысяч баррелей нефти в день – было достигнуто в годы второй мировой войны. Еще в советские времена азербайджанский сектор Каспийского моря был достаточно хорошо изучен на нефтегазоность, были открыты такие месторождения, как Гюнешли, Азери, Чираг, Кяпаз. Однако финансовые, технические и другие проблемы не позволили азербайджанским нефтяникам приступить к разработке этих месторождения.

В 1970 году в Азербайджане добывалось 20,2 млн. тонн нефти, в 1990 году - 12,5 млн. тонн. После 1991 года производство нефти резко сократилось, составив 9,1 млн. тонн в 1996 году. Минимальный нижний уровень производства нефти в 9 млн. тонн (180 тысяч баррелей в день) был достигнут в 1997 году. Сокращение объемов производства нефти непосредственно сказалось на общем состоянии экономики страны: с 1990 по 1995 год валовой внутренний продукт (ВВП) сократился на 60 процентов.

Однако с 1997 года производство нефти начало постепенно неуклонно возрастать, составив 11,3 млн. тонн в 1998 году, 13,8 млн. тонн в 1999 году и 14 млн. тонн (280 тысяч баррелей в день) в 2000 году.  По данным азербайджанского Государственного комитета по статистике, в первом квартале 2001 года производство стабилизировалось на уровне 294 тысяч баррелей в день. Эти объемы в основном производятся на морском месторождении Гюнешли в 60 километрах от азербайджанского побережья. В 2002 году в стране производилось жидких углеводородов в объеме 318 тысяч баррелей в день, из которых на нефть приходилось 310 тысяч баррелей в день. Соответственно, улучшилось и общее состояние экономики: В 1997 году ВВП возрос на 6 процентов, в 1998 году — на 10 процентов, в 1999 – на 7 процентов, в 2000 году — на 11,4 процента и в 2002 году - на 10,6 процента, составив в этот год 6,1 млрд, долларов.

В тоже время аналитики Министерства энергетики США считают, что при сохранении нынешних темпов роста ВВП и стабильных, инвестиционных потоков экономика Азербайджана сможет достичь своего уровня 1991 года лишь к 2007 году.

В общем, экономика и благосостояние страны находятся в прямой зависимости от национального нефтегазового сектора, на который приходится 75 процентов доходов государственного сектора. За первые девять лет самостоятельного развития Азербайджана 91 процент экспорта страны составили нефть и нефтепродукты

29 декабря 1999 года указом президента страны Гейдара Алиева в стране был создан Государственный нефтяной фонд для реинвестирования доходов от нефти в социальную сферу и борьбу с бедностью. В январе 2003 года активы фонда насчитывали 692 млн. долларов.

Крупнейшим производителем нефти в стране является Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР), на которую в 2001 году приходилось 64 процента всей добывавшейся нефти.

ГНКАР была создана в 1992 году путем слияния компаний «Азеринефть» и «Азнефтехимия». 65 процентов добываемых компанией объемов углеводородов приходится на мелководное шельфовое месторождение Гюнешли, ранее известное под названием «28 апреля». Оно расположено в 60 милях от полуострова Апшерон. Это месторождение было введено в эксплуатацию в 1981 году, однако добыча в связи с отсутствием технологий глубоководного бурения велась на глубинах в пределах 400 футов. В августе 2002 года компания ГНКАР самостоятельно (без участия иностранных инвесторов) расширила производство путем введения в строй новых двенадцати скважин. Помимо Гюнешли-мелководного, ГНКАР осуществляет добычу еще на более чем 40 месторождениях. Помимо добычи, в том числе в составе международных консорциумов и по соглашениям о разделе продукции, компания управляет двумя перерабатывающими предприятиями всей и трубопроводной системой. В 2003 году была осуществлена реорганизация компании с целью повышения эффективности ее деятельности.

Нефтяная отрасль также обеспечивает от 70 до 80 всех иностранных инвестиций в Азербайджане (по данным на конец 2001 года Доля инвестиций в нефтяной сектор составила 75,4 процента всех иностранных инвестиций). Объемы иностранных инвестиций планомерно возрастали на протяжении всего десятилетнего периода после обретения страной политической независимости.

Если в 1993 году в  различные проекты в стране из-за рубежа было инвестировано лишь 15 млн. долларов, то в 1999 году эта цифра составляла да 827 млн. долларов, или 20 процентов ВВП Азербайджана. По данным на июнь 2001 года, озвученным вице-президентом ГНКАР

Хошбахтом Юсифзаде, начиная с 1994 года в нефтяную отрасль промышленности республики вложены инвестиции в объеме 3,2 млрд долларов. К 2003 году эта цифра составила уже 3,7 млрд, долларов. Общий объем инвестиций по всем нефтяным соглашениям превысит 60 млрд, долларов.

Примерно шестая часть этих капиталовложений приходится на долю Азербайджанского международного операционного консорциума (АМОК). Пока что основная часть иностранного капитала, инвестируемого в нефтяную промышленность республики, вложена в рамках соглашений по месторождениям Азери-Чираг-Гюнешли и Шах-Дениз. По этим двум основным контрактам в виде бонуса, а также от реализации «прибыльной нефти» в сумме получено 606 млн. долларов. Кроме того, косвенные доходы от разработки этих двух месторождений, выражающиеся в зарплате, налогах и т.д., составляют более 600 млн. долларов.

Ввиду диспропорционально большой роли нефтедобывающего сектора в экономике страны нефтяной бизнес определяет основные векторы как внутренней, так и внешней политики Азербайджана. Ситуация в стране и процесс выработки внешне— и внутриполитических решений подвержены сильнейшему влиянию конъюнктурных колебаний цен на это сырье на мировых рынках, а также на ход переговоров о выборе маршрутов транспортировки углеводородных ресурсов и их финансирования. Этим во многом объясняема чрезмерная политизация всех проблем, связанных с добычей и транспортировкой углеводородных ресурсов.

Следует обратить внимание на то, что падение мировых цен на нефть в 1998-1999 годах в значительной степени обнажило диспропорции в развитии азербайджанской экономики. В условиях стагнации в других отраслях экономики значительный спад в нефтеперерабатывающей отрасли в 1999 году привел к серьезным экономическим проблемам в стране.

Уже к началу 2000 года поставка азербайджанской нефти на экспорт была приостановлена, практически все добываемые в стране объемы направлялись на местные нефтеперерабатывающие предприятия для выробатки топочного мазута, была резко сокращена подача электроэнергии потребителям. Более того, президент ГНКАР Натик Алиев был вынужден заявить, что Баку готов закупить сырую нефть за рубежом. Как пишет К.Гаджиев, «обнаружилось, что Азербайджан на сегодняшний день не только не в состоянии экспортировать нефть, но даже не может обеспечить собственные потребности в нефтепродуктах”.

Тем не менее, следует отметить, что масштабы данной проблемы также не стоит преувеличивать. Во-первых, потому что ценовой кризис конца 1990—х годов серьезно сказался на экономике всех без исключения государств мира и отразился на их нефтедобывающих сегментах и нефтепотреблении.

Во-вторых, потому что Азербайджан является примером диспропорциональности советской системы хозяйствования, в которой создавалась единая общесоюзная система, не рассчитанная на самодостаточность отдельно взятой республиканской экономики.

В—третьих, основные объемы добываемой в стране нефти контролируют иностранные инвесторы, определяющие стратегию нефтедобычи и экспорта в соответствии с конъюнктурой мирового рынка и собственными интересами. Они, в общем-то, не обязаны обеспечивать экономически необоснованные с их точки зрения потребности страны. Иными словами, иностранные компании работают в соответствии с заключенными контрактами и не обязаны решать экономические проблемы Азербайджана.

По данным за 2000 год, из Азербайджана экспортируется 155 тысяч баррелей нефти в день. Основные объемы экспортных партий транспортируются по трубопроводам Баку—Новороссийск и Баку-Супса. Последний является основным для транспортировки «ранней» нефти международного консорциума АМОК.

Большие надежды в Азербайджане связываются со строительством основного экспортного трубопровода Баку—Джейхан стоимостью 2,7 млрд, долларов с пропускной способностью 1 млн. баррелей нефти в день. Руководством страны планируется увеличение совокупной нефтедобычи до 1 млн. баррелей в день в 2010 году и 2 млн. баррелей в день или 60 млн. тонн в год к 2020 году.

По мнению вице-президента ГНКАР Хошбахта Юсифзаде, в ближайшие 15-20 лет добыча углеводородов в Азербайджане достигнет         100 млн. тонн условного топлива в год.

Прирост добычи ожидается, главным образом, за счет развития проектов с участием иностранных нефтяных компаний.

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!