Fan-экономика: как крупные корпорации вовлекают клиентов и делятся с ними частью прибыли

Последние тренды в мировом маркетинге обсудили эксперты на недавнем форуме в Алматы Kazakhstan Marketing Conference, сообщает ИА El.kz.
Искусственный интеллект в десятки раз ускоряет работу дизайнеров
Нейродизайнер Риз Есентаев рассказал о стратегии будущего, как культура, фан и AI создают бренды, которые любят.
«Я бы сегодня хотел поговорить не о охватах, не о цифрах и не о медиаплане, а о вещах гораздо более важных: акцентах, о любви, и сегодня любовь к бренду – это не просто лайк. Сегодня любовь к бренду рождается не на телевидении и не в наружной рекламе, потому что любовь к бренду – это готовность быть вовлеченным в идею, защищать эту идею и продвигать эту идею дальше», - отметил он.
По его словам, такая любовь рождается в децентрализованных сообществах, где люди чувствуют себя не просто аудиторией, а соавторами. Эта идеология поможет брендам понять, как привлекать к себе новых людей.
Он остановился на трех основных больших вектора, которые в 2025 году позволяют брендам двигаться вперёд.
«Первое – это фрагментация культуры. Что это такое? Если раньше у нас был поток информации из телевидения, то есть сейчас с появлением соцсетей, с появлением телеграммы Discord у нас появились микросообщества, где люди собираются по каким-то своим интересам, и мы разделились на эти отдельные составляющие», - уточнил нейродизайнер.
Второй большой вектор – это геймификация, когда бренды привлекают людей за счет каких-то интересных интерактивных игр.
«Например, интересный кейс в этом плане – это duolingo, когда вы не просто учите язык, вы играете, и самым больше вовлекаетесь. Или есть у компании Nike такой продукт, как Run Club (регулярные тренировки, призванные вдохновлять бегунов по всему миру – прим. авт). Это тоже определённые челленджи, которые заставляют вас принимать участие в этом, и геймификация – это не про молодежь и не про игры. Это про цели, которые мы ставим и про отслеживание прогресса. Вы можете следить за тем, как вы развиваетесь», - добавил Риз.
И третий большой тренд – это искусственный интеллект, который в десятки раз ускоряет все процессы и позволяет даже с маленькой командой реализовывать огромные проекты.
«И теперь давайте поговорим про фан экономику. Раньше маркетинг строился очень часто по такому принципу, что создавалось воронка, человек попадает в эту воронку, вовлекается, и его ведут к покупке, но в фан-экономике все работает немножко по-другому. Все самое интересное начинается именно после покупки. То есть после того, как человек купил продукт, его удерживают и пытаются каким-то образом вести дальше, развивать, чтобы он оставался фанатом», - пояснил он.
Люди не только участвуют в творчестве, но и зарабатывают
В мире есть несколько интересных примеров и кейсов. Например, Patreon – это площадка, на которой авторы могут выставлять свое искусство, и люди напрямую подписываются на любимых авторов, любимых дизайнеров и так далее. При этом авторы творческих произведений делают это по платной подписке. В 2024 году выплаты авторам составили 24 миллиона долларов в месяц.
«Ещё один пример – это платформа Roblox, которая позволяет на своей платформе создавать игры. Пользователи сами создают миры, и за 2024 год таким создателям было выплат на более 800 миллионов долларов. То есть люди участвуют активно, ещё и получают за это деньги. То есть фан-экономика – это сейчас активно развивающаяся область. Человек после того, как купил ваш продукт, он в любой момент может уйти к кому-нибудь другому, нет никакой привязки к вам. Но когда вы начинаете его завлекать какими-то челленджами, какими-то отмечаниями в сторис, то он становится игроком, начинает вовлекаться и принимать участие. После этого он становится создателем, то есть он может каким-то образом продвигать свои идеи», - уточнил Риз Есентаев.
Такие клиенты, становясь совладельцами, становятся супер-фанами, когда они защищают бренд компании в комментариях, воюют за него, рассказывают про него друзьям.
Три составляющие, чтобы вовлечь аудиторию в свой проект
На то, чтобы сделать людей совладельцами, есть три составляющие.
«Первое – это культура. То, что будет отличать от общей массы, делать уникальным. Второй компонент – это коллективное творчество, когда компания вместе со своей аудиторией создает что-то», - отметил он.
Принцип со-творчества реализован компанией по производству конструкторов. Проект LEGO Ideas предполагает выплату дизайнеру 1% от общей чистой выручки от продажи продукта, причем сумма зависит от количества проданных наборов.
«Вы можете придумать свою свой набор лего и выслать его, если он понравится компании, они будут выпускать этот набор официально. Они делятся прибылью с автором, 1% продаж, и плюс 10 бесплатных наборов идут тому, кто придумает интересный набор. Кроме того, на PlayStation больше 500 тыс. работ разных художников. Родители вдохновляются этой Вселенной и пытаются стать к ней сопричастными и делать какой-то визуал в этой же стилистике на эту же тему», - уточнил нейродизайнер.
Кроме того, очень популярная, распространенная концепция реализована с помощью соцсети TikTok. Ими начали активно пользоваться бренды, запуская контент, на который массово реагирует аудитория, делая ремиксы и участвуя в этом творчестве.
И третья составляющая вовлечения аудитории – это искусственный интеллект, который позволяет генерить картинки, видео и создавать музыку, и даже целые миры
«С его помощью можно работать с текстом, прорабатывать сценарии и генерировать идеи, различные изображения, реалистичные фото, которые нельзя отличить от настоящих. Это могут быть иллюстрации в любой стилистике, мы можем генерировать видео, делать анимацию. Сейчас у нас разработка короткометражки, и мы один короткометражный ролик на 5,5 минут создали за одну неделю. То есть если раньше нужно было подобный хронометраж создавать месяцами, то сейчас у нас вышла неделя на то, чтобы создать действительно качественный классный ролик», - отметил он.
Кроме того, ИИ позволяет генерировать музыку, и она тоже практически неотличима от той, которая написана профессиональными музыкантами.
«Только те, кто действительно профессионально занимается музыкой, способны на слух отличить, что это сгенерировано через искусственный интеллект. Дальше это 3D, то есть вы можете написать запрос или дать картинку искусственному интеллекту, и он по этому запросу или картинке сгенерирует 3D объект, что тоже упрощает работу 3D дизайнеров. Мы можем генерировать голоса, можем обучить нейросеть на своем голосе и озвучивать любой текст при помощи нейросетей, ну и работа с кодом тоже очень сильно упростилась. Сейчас, насколько я знаю, в гугле 25% их кода уже написано при помощи искусственного интеллекта», - подчеркнул Риз Есентаев.
Qazaq Dinosaur War: современный взгляд на популяризацию истории
В его студии разработан проект Qazaq Dinosaur War, который начался с шутки в интернете. Первый ролик, который был создан на эту тему минут за 40, собрал 5 миллионов просмотров.
«И это как раз во-первых, про силу нейросетей, во-вторых, про силу концепции идеи, и в целом, наверное, про некую удачу. Я очень много видел примеров в интернете, когда люди взаимодействуют с динозаврами. Это были примеры с индейцами, но ничто не смотрится так круто и органично, как казахи и динозавры. И чем больше я развиваю эту вселенную, тем больше я в нее верю», - пошутил он.
В этом проекте ИИ используется на всех этапах, включая прописывание сценария. И сейчас ведется разработка игры, а также анимация и музыка при помощи искусственного интеллекта.
«Мы хотим при помощи своего проекта показать не только создать самые крупные проекты, но и доказать, что при помощи самых современных технологий можно очень сильно сократить все производственные процессы и сделать действительно крутой продукт качественно и быстро», - подытожил он.
При этом организаторы проекта не хотят ограничиваться только роликами и игрой, намереваясь создать фестиваль казахской динозаврской войны и большую выставку с вовлечением художников. Выпущена также коллекция футболок. Кроме того, ведутся переговоры о создании сериала.
«У нас картина по мотивам казахской динозаврской войны была выстроена в музее Государственного музея имени Абылхана Кастеева. Ну, в общем, мы пытаемся по всем фронтам развивать это направление и, конечно, активно привлекать аудиторию к тому, чтобы они вместе с нами развивали ту прекрасную вселенную», - заключил нейродизайнер.
Читайте также:
