Лента новостей

«Эти фильмы не хуже, чем ленты 60-х»: секреты отбора фестивального кино от Айбарши Божеевой

«Эти фильмы не хуже, чем ленты 60-х»: секреты отбора фестивального кино от Айбарши Божеевой
Фото: Из личного архива Айбарши Божеевой 18.11.2024 18:33 452

XVII Международный кинофестиваль «Евразия», крупнейшее кинособытие региона, обещает удивить зрителей не только разнообразием фильмов, но и их глубиной. Об этом рассказала председатель отборочной комиссии фестиваля Айбарша Божеева, доктор философии (PhD) и ассоциированный профессор AlmaU, чья экспертиза в области искусствоведения и киноведения становится ключевым элементом успеха мероприятия, сообщает El.kz.

Работа отборочной комиссии началась с оценки более 60 заявок, поступивших со всего мира. Наряду с Айбаршой Божеевой, фильмы отбирали французская журналистка и кинокритик Барбара Лорей де Лашарье и казахстанский режиссер Азат Хакимов. Совместно они остановились на картинах, соответствующих строгим требованиям.

«В первую очередь, мы обращаем внимание на глубину высказывания. Фестивальное кино – это не развлекательный контент, это всегда штучная работа, которая вызывает у зрителя размышления, кинокритику», - поясняет Айбарша Божеева.

Среди ключевых критериев:

  1. Глубина и метафоричность – фильмы должны поднимать философские вопросы, раскрывать многослойные образы и оставлять эмоциональный след.
  2. Развитие киноязыка – эксперименты с формами, монтажом и приемами становятся отличительной чертой фестивального кино.  
  3. Духовность – важная составляющая, без которой невозможно представить настоящее искусство.  

Айбарша Божеева отметила, что большинство отобранных фильмов – это авторские произведения, часто выходящие за рамки привычных жанров. В то же время есть и картины, которые мимикрируют под жанровое кино.   

«Мой фаворит – французский фильм Disco boy. Это не просто экшн о беженцах, он поднимает нас на уровень размышлений о существовании человека. Финал неожиданен, философичен и переводит в другую плоскость. Такое кино – это уровень величайших, как Фрэнсис Коппола», – поделилась председатель комиссии.

Несмотря на индивидуальность каждого фильма, отборочная комиссия стремилась к гармонии в программе. 

«Мы постарались выбрать картины, которые различаются по темпу, жанру и замыслу, но все они отвечают требованиям конкурса», – подчеркнула Божеева.

Для зрителя это означает возможность увидеть как традиционные кинематографические приемы, так и самые свежие эксперименты с формой.  

Особое внимание на фестивале уделено картинам из евразийских стран. По словам Айбарши Божеевой, эти работы поражают своей оригинальностью: «Они больше не придерживаются классических драматургических правил. Это словно жизнь, которая течет перед глазами, без четкого начала и конца, с многоточиями вместо точек. Это наследие великих».

Айбарша Божеева уверена, что в эпоху доминирования развлекательного контента фестивальное кино необходимо как никогда. 

«Это фильмы не хуже, чем ленты 60-х. Они позволяют нам задуматься, взглянуть на мир иначе, почувствовать, что за пределами очевидного есть глубокие смыслы», – подытожила эксперт.   

Учредителем и организатором фестиваля традиционно выступает Министерство культуры и информации РК. Непосредственная организация кинофестиваля доверена Национальной киностудии «Казахфильм» имени Шакена Айманова.

Отметим, спонсорами выступили: Международная строительная компания Bazis-A, медедобывающая компания KAZ Minerals, Sarens Kazakhstan, Salem Entertainment, сеть Кинотеатров Kinopark Theatres, Astana Motors. Их вклад стал залогом проведения мероприятия на высоком уровне, сделав фестиваль важным событием в мировой культурной повестке.  

С 24 по 30 ноября зрителей ждут открытия, удивления и вдохновение на главном кинособытии года в Алматы. Фильмы, отобранные Айбаршой Божеевой и ее коллегами, обещают стать настоящим праздником для ценителей искусства. Подробнее с программой мероприятия можно ознакомиться на официальном сайте фестиваля eurasiaiff.info.

Поделитесь:
Telegram
Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!