Дмитрий Ромащенко: Полученная двойка по казахскому предопределила мою дальнейшую судьбу
Поучительная и увлекательная история молодого человека из простой украинской семьи наглядно демонстрирует, что при огромном желании можно не только в совершенстве знать государственный язык, но еще и преподавать его в общеобразовательной школе подрастающему поколению. Уроженец Федоровского района Костанайской области Дмитрий Ромащенко – прекрасный пример упорства, в результате которого можно достичь любой поставленной цели. Самое интересное, ведь никто в его семье или из его близкого окружения не разговаривал на казахском языке и не был своего рода маяком. Мощным толчком послужили именно учителя казахского языка. В числе которых Дмитрий отметил Гульзиру Калиеву и Нуржамал Нуржанову.
Изучать государственный язык Дмитрий начал, как и многие дети, в стенах школы. Именно учителя побудили в нем живой интерес к казахскому.
«Помню, как-то получил двойку по казахскому, сильно расстроился, хотя я любил писать диктант именно по этому предмету. Я вскоре подтянулся и все постепенно выправилось. Дальше уже пошло как само собой разумеющееся. Можно сказать, что это и стало моей отправной точкой к осмысленному изучению казахского языка. Полноценно осознал, что я гражданин Казахстана и свою обязанность знать государственный язык», - делится воспоминаниями наш собеседник.
«В 1 классе моим большим достижением стало умение считать до ста. Казахский я учил с особым азартом, однако трудно давалась литература. Но, успокаивало то, что тогда этот предмет преподавали на русском языке. Поэтому все знания мной легко усваивались. Именно с тех пор я стал четко понимать содержание всех произведений Абая Кунанбаева. И чем больше читал произведения Мухтара Ауэзова, Мукагали Макатаева, тем глубже вникал в традиции и обычаи казахского народа, более подробно и ближе знакомился с историей и культурой степных номадовцев. В моей жизни казахский язык занимает отдельное место. Моя принципиальная позиция состоит в том, что уважение к государственному языку является, по сути, уважением к той стране, где ты живешь. Разве не так?І», - задается риторическим вопросом Дмитрий.
«К сожалению на севере очень мало разговаривают на казахском языке. Меня в этом плане сильно поддержала мама, сказав, «что у казахского языка большое будущее». Это и стало предопределяющим в выборе моей будущей профессии», - считает участник национального проекта «100 новых лиц».
Кстати, Дмитрий, бывало, учил казахский по бегущим строкам и субтитрам к фильмам, что также не могло не сказаться на качестве его казахского языка.
Уже к девятому классу Дмитрий был достаточно узнаваемым в регионе учеником, который в совершенстве владел казахским. Ведь он часто участвовал в различных конкурсах и олимпиадах и занимал неоднократно призовые места. Например в 2017 году он принял участие в областном этапе республиканской педагогической олимпиады «Талантливый учитель – одаренным детям» и стал обладателем Диплома за 2 место.
В том же году он едет в Алмату для участия уже в республиканском этапе данного конкурса, где завоевывает почетное 3 место. Также в Костанае Дмитрия признают «Учителем-новатором» в областной педагогической олимпиаде «Лучший учитель казахского языка и литературы 2017».
Федоровка - начало начал
К 11 классу Дмитрий окончательно для себя решил, что желает быть учителем казахского языка. Оно преследовало две принципиально важные цели: выучить язык и помогать учить его другим. Поэтому Дмитрий поступает в вуз на государственном языке. После окончания он выбрал путь не в молодую столицу для построения успешной карьеры, а едет в родное село Федоровку, где начинает свой трудовой путь в качестве учителя казахского языка и литературы. Ведь он здесь родился, все вокруг знакомо. Здесь ему легко даются первые шаги в настоящую взрослую жизнь, где проработал 4 года. Кстати, ради интереса стоит отметить, что серебряный призер Олимпийских игр 2016 года в Рио-де-Жанейро Василий Левит именно из Федоровки. Поэтому можно сказать, что это село, рождает настоящих «звезд».
А дальше больше. 2 года назад наш герой переезжает в областной центр и устраивается в школу-гимназию им. М. Горького. Таким образом, последние шесть лет Дмитрий в качестве педагога делится своим опытом и учит подрастающее поколение быстрому, а самое главное, качественному владению государственным языком.
«Вначале я поступил на английский язык. Там проучился всего один семестр и я добился своей конечной цели – перевелся на казфилологию. Кстати, когда выбирал эту специальность, я впервые в своей жизни от начала и до конца прочел книгу Ж. Аймаутова «Қартқожа», - рассказывает Дмитрий.
«Да, было нелегко поначалу. Первые два курса дались особенно сложно. Ведь все дисциплины преподавались на казахском, а моего знания на тот момент было недостаточно. Большинство преподавателей относились к этой ситуации с пониманием, за что я им безмерно благодарен. Ведь они понимали, что у меня было самое главное – желание во что бы ни стало выучить казахский язык на уровне носителя. Я считаю, это была отличная школа жизни, ведь я попал именно в нужную среду, где все были будущими специалистами казахского языка. Сегодня, оглядываясь назад, мне порой смешно, что я шел на таран, невзирая ни на какие преграды и трудности. Я понял одно, что нужна практика, среда для применения своего наработанного знания и совершенствования, дальнейшего развития. Одним словом, должно быть постоянное движение без остановки и оглядки назад. Именно все эти компоненты в итоге и помогли мне правильно строить не только фразы, но и использовать окончания», - говорит Дмитрий.
Апогеем всему явлется его талант сочинять стихи на казахском языке. Специально для конкурса «Тіл шамшырақтары» Дмитрий сочинил поэтические строки. Можно себе представить, насколько сложно носителю языка рождать и рифмовать стихи, из этого можете делать соответствующие выводы, насколько наш герой глубоко знает казахский язык.
В итоге молодой учитель сегодня получше многих может не только изъясняться сложными устойчивыми фразеологическими оборотами, но и пишет грамотно, без единой ошибки, что очень немаловажно для учителя казахского языка. А это дорогого стоит.
«Это очень важно для будущего учителя казахского языка. Представляете меня у доски перед огромной аудиторией школьников, которые пришли на урок казахского языка. А тут я со своим шалаказахским. Это тоже послужило мощным стимулом и каждый раз меня подгоняло», - делится Дмитрий.
К слову, молодой специалист отлично владеет казахским, русским, украинским, английским языками.
По мнению Дмитрия, вопрос качественного преподавания казахского языка в школах, где учащиеся не имеют повседневной практики на должном уровне, остается открытым. Он считает, что программу четвероклассников не плохо было бы адаптировать в 5-6 классы, потому что они слишком сложные для усвоения младшими. Нельзя также упускать из виду и тот момент, когда многие дети, получая домашние задания, используют помощь репетиторов или еще хуже, онлайн-переводчиков, который ни чему хорошему не научит не владеющего грамотно поставленным казахским языком. От того очень важно чаще проводить уроки в онлайн режиме в условиях пандемии коронавируса. Никто никогда не сможет заменить живого общения, тем более в вопросе изучения языка такая тактика доказала свою незаменимость.
Также Дмитрий уверен, что от педагога зависит многое. Именно насколько он сможет простимулировать ученика к изучению языка, зависит его будущий осознанный выбор, какой именно предмет станет определяющим в его взрослой жизни. Главное, педагог должен подсказать, уметь правильно направить своего ученика, поддержать его во всем. Если он видит большой интерес с его стороны, искорку в глазах - надо его зажечь и не дать погаснуть.
Дмитрий считает, что именно благодаря казахскому языку ему дались многочисленные областные и республиканские олимпиады и его «уже давно считают своим» за совершенное владение казахским языком.
«В 2017 году меня даже занесли в «Золотую книгу молодежи» нашей области в номинации «языковая политика». Кстати, так получилось, что именно я оказался последним лауреатом в данной номинации, - рассказывает молодой учитель.
В 2018 году молодой костанаец становится обладателем Диплома ІІ-степени, победив в областной олимпиаде среди учителей гуманитарного направления «Костанай Дарыны».
Через год он получает специальный сертификат за проведенный открытый урок в областном семинаре для директоров и методистов в рамках областного семинара «Подготовка учащихся к интеллектуальным соревнованиям: из опыта работы гимназии».
Дмитрий даже разработал собственную программу эффективного интерактивного обучения казахскому. Именно эта методика принесла ему победу в прошлом году в республиканском конкурсе АНК «Мың бала» в направлении «Тіл мектебі». За данное достижение он отмечен Благодарственным письмом от АНК.
Секреты изучения казахского языка от Дмитрия
Так как же выучить государственный язык эффективно и не затратно? Дмитрий уверен – это легко и просто. «Ведь главное, необходимо начинать здесь и сейчас, пока горячо. Во-вторых, необходимо ежедневно открывать словарь и учить по несколько слов. Это должно войти в хорошую привычку, которая на достойном уровне обогатит твой словарный запас и внутренний духовный мир. Нужно помнить, что именно элементарный словарь является единственным другом и помощником. Не онлайн-переводчики, а самая что ни есть настоящая книга. И, наконец, на постоянной основе нужно делиться полученными знаниями и получать совершенно новые знания от других. Всегда должен быть рядом товарищ, который бы тебя поддержал, поговорил с тобой именно на казахском языке», - считает Дмитрий.
Он уверен, что казахский не такой уж и сложный, как постоянно твердят многие наши соотечественники. «Я бы даже сказал, что есть общие сходства в синтаксисе между казахским и русским. Язык на самом деле несложный. Представляет трудность методика его преподавания. Чувствуется нехватка качественных книг и методических пособий. Вот это существенная проблема», считает молодой учитель казахского языка.
Кстати, наш герой состоит в членстве клуба разговорного казахского языка «СөйлеTime» в Костанае. Естественно, главной целью клуба является развитие широкого применения государственного языка. По мнению заместителя акима Костанйской области Бахыт Есимовой, данный клуб является хорошим подспорьем для тех, кто хочет овладеть на разговорном уровне казахским языком в самое короткое время. Членом клуба может стать любой житель областного центра. Помимо желающих овладеть государственным языком двери клуба открыты и для тех, кто готов делиться своими знаниями и опытом.
На сегодняшний день в членстве клуба состоят 12 человек. Среди первых оказался Д. Ромащенко. Он уверен, что освоение языка каждый должен начинать лично с себя.
«Главное условие – нельзя стесняться говорить на языке. XXI век – век высоких технологий. В интернет пространстве достаточно видеоуроков, роликов, схемных уроков, всевозможных сайтов и переводчиков. Бери и учись. Необходимо просто постоянно практиковаться. Ни в коем случае не прибегайте к помощи онлайн-переводчиков. Они уведут вас по ложному пути. Это факт. В итоге сложится не правильное понимание казахского языка», - уверен Дмитрий.
Все участники данного языкового клуба едины во мнении, что как минимум один раз в неделю необходимо собираться всем вместе, чтобы практиковать свои знания казахского языка и совершенствовать навыки. Мало того, участники клуба намерены в самое ближайшее время для практического закрепления освоенного урока ходить на вечерние спектакли областного казахского драматического театра им. И. Омарова. Эту идею поддержал и сам руководитель данного заведения культуры Алимхан Мырзахан. Однако он поставил небольшое условие. Участники лингвоклуба должны будут смотреть спектакль на языке оригинала без синхронного перевода. Директор театра уверен, что это будет способствовать быстрому овладению казахским языком.
Пожелай мне удачи
Дмитрий окончил в 2015 году Костанайский региональный университет по специальности «Казахская филология». Сегодня он является магистрантом второго курса специальности «Педагогика и психология».
К слову, буквально вчера, 29 марта Дмитрий отметил свой День рождения. Мы от души поздравляем с этим замечательным днем и желаем крепкого здоровья, творческих успехов, достижений в работе и много умных и интересующихся учеников.
Фотографии предоставил Дмитрий Ромащенко