Педагог-математик, участник областных и республиканских семинаров, автор методических материалов, классный руководитель выпускного класса «Областной специализированной школы-лицея для детей, одарённых в области математики, физики, информатики» в Восточно-Казахстанской области Евгения Леунова при помощи современных технологий, ведёт обучающий YouTube-канал и учительский блог в Instagram. Благодаря современной методике преподавания её подопечные становятся призёрами республиканских олимпиад.
- Евгения Валерьевна, вы с детства хотели быть учителем?
- Желание стать учителем возникло благодаря педагогу Теут Ирине Леонидовне. В середине 90-х годов, обучаясь в седьмом классе, я из общеобразовательной школы поступила в математический лицей. Ирина Леонидовна работала в Восточно-Казахстанском университете, тогда это был педагогически институт. Она была идеальным учителем для меня, ироничной, где-то в каких-то моментах саркастичной, никогда не кричала, но могла сказать или задеть самолюбие, таким образом, что хотелось работать больше, лучше. Благодаря ей у меня появилось желание в старших классах заниматься математикой. Тогда выбора у меня не было: идти в науку либо в педагогику. Проще было поступить на математику, потому что она легко давалась, и я поступила, на тот момент, в наш Восточно-Казахстанский педагогический институт имени С.Аманжолова. Двадцать четыре года я учитель математики.
- Как вы стали преподавателем математики в Областной специализированной школе-лицей для детей, одарённых в области математики, физики, информатики?
- После института я вышла замуж. Мы с мужем уехали в Зыряновск, там я проработала полтора года, но мне хотелось вернуться назад в город Усть-Каменогорск. Вернулась. Я хотела работать с детьми, которые углублено хотят заниматься математикой, и принесла своё резюме в физико-математический лицей № 25. Маргарита Ивановна Отческая приняла меня на работу, в этой школе я работаю с 2001 года.
- Что самое сложное в вашей работе?
- Сложности возникают на начальном этапе. Любую работу нельзя воспринимать с точки зрения, что для меня это сложно. Если думать так каждый день, то будет появляться какое-то выгорание, нежелание заниматься этим. Как правило, я стараюсь не думать об этом. Если администрация школы или Министерство образования спускает какую-то задачу, я её выполняю. Мне несложно работать, я нахожу общий язык с детьми, родителями, администрацией школы и занимаюсь тем, чем я хочу заниматься.
- Как вам пришла идея вести занятия по математике в Instagram и YouTube?
-Это отдельна история. Я фанат любой техники, всех гаджетов, программ. Обычно женщины покупают шубы, а я покупаю новые компьютеры. Компьютерная грамотность 15 лет назад внедрена в школу. Я одна из первых приобрела компьютер. На тот момент было сложно разбираться в Word, презентации PowerPoint. Меня всё это вдохновляло, я это любила. Позже возникла идея общения с родителями в социальных сетях. Я создавала группы в Одноклассниках, выкладывала видео своих классов: выступления, танцы, стихи, монтировала различные ролики с поздравлениями к 8 марта и прочее. Мне всё это очень нравилось. Возникла необходимость создать сайт школы, я участвовала в его создании. Сейчас он видоизменён и им занимаются другие. Когда необходимость ведения в социальных сетях отпала, возникла мысль, что надо выходить на другой уровень и пандемия внесла большие коррективы. Мы живём в городе, у нас нет больших проблем с интернетом: дети стараются подключаться к урокам, но ситуации возникают разные. И для того, чтобы они могли заниматься, возникла идея создания YouTube-канала и Instagram. Детям гораздо проще смотреть уроки на YouTube. Однако он не предоставляет такой площадки для общения с коллегами, подписчиками, читателями. Я полгода наблюдала за тем, как ведут свои странички наши педагоги и коллеги из стран СНГ. И всегда задавалась вопросом: «Почему не я? Я ведь тоже могу». Так возникла идея создания страницы в Instagram. В декабре 2020 года я завела страницу педагога в Instagram, одновременно и на YouTube. Ранее как классный руководитель я уже отправляла ссылки на YouTube родителям, но потом его немного переделала. Стала развивать, следить за другими людьми, изучать проблемы продвижения.
- В чем преимущество таких занятий? Что вам самой больше всего нравится в математике?
-Мы два года находимся в сложных условиях. Сейчас я провела два урока в пятых классах, сделала видеозаписи уроков. Они, конечно, не обработаны, но дети, учителя их смогут посмотреть и это будет для них помощь.
В математике мне нравится всё. Есть такие шуточки: «Я дожил до 40 лет и где мне пригодились синусы, алгоритмы?». Но нужно понимать, что математика единственная наука, которая развивает нейронные связи в мозгу. Я ни в коем случае не уменьшаю значимость других предметов, и там развивается художественное изображение, память, речь. Математика отвечает за мыслительные процессы в мозгу, умение анализировать, системно все выстраивать, не только в математике, но и в своей жизни.
- Расскажите о методике преподавания, проектах, используете ли вы дополнительные средства для того, чтобы дети больше прониклись к предмету?
- Методика на каждом уроке строится по-разному, все зависит от класса, возраста, уровня детей, темы: она может быть лёгкая, индивидуальная, групповая, фронтальная. Урок может пройти совершенно не так, как я запланировала.
Мы пишем два проекта с детьми пятых классов. Первый - «Расчёт оптимальных путей туристических маршрутов с помощью формул комбинаторики», второй - названия к нему еще нет, но тема классная «Применение геометрических преобразований к построению казахских орнаментов».
У нас неплохое техническое обеспечение: в школе есть проектор, интерактивная доска, достаточно раздаточных материалов, вся техника. Мы должны подстраиваться под детей, работать с мелом и доской это не достаточно в современных условиях.
- Ощущаете ли вы сейчас, что отношение к учителям как-то поменялось со стороны родителей и государства?
- Государство сейчас делает много: повышение заработной платы, закон о статусе педагога, со стороны Министра образования РК идёт такой уважительный настрой, нас освободили от бумажной работы, чувствуется поддержка со стороны управления и министерства образования.
Со стороны родителей, возможно, идет какой-то негатив в общеобразовательных школах. За двадцать лет работы в нашей школе я не помню таких случаев.
- Как гуманитарию полюбить математику?
- Каждый человек должен реализовывать себя в своей области. Зачем заставлять человека любить, то, что ему не нужно? В рамках государственного стандарта все дети должны изучить положенный им объём, мы учителя должны научить этому детей. Я в школе не любила историю. Мне трудно давалась химия, почему я её должна полюбить? Не надо заставлять любить, те предметы, которые не нравятся. А к одарённым детям надо относиться по-особому.
- Обязательно ли участвовать одарённым детям в олимпиадах?
- Конечно, это наша элита. Школа это не всегда познания, школа – это про умение ставить задачи и добиваться их. В школе мы учим тому, если что-то не получается, надо работать, отсюда появляются трудоголики и люди, которые добиваются поставленных целей. А это в принципе наше будущее.
- Какие книги по вашему предмету вы посоветовали детям?
- Автор В.С.Высоцкий «Решение задач с параметром», для решений - М.И.Сканави, настольная книга «Сборник задач» М.Л. Галецкого, И.В.Яковлев, книг много.
- Ученики - ваша гордость, был ли среди ваших подопечных тот, кто вам запомнился на всю жизнь: своим поведением и способностями или научил чему-то вас?
- У меня было два выпуска. Первый я выпускала в 27 лет, три года назад - еще один, а сейчас у меня будет третий выпуск. Мы поддерживаем связь, они пишут мне в WhatsApp,Instagram добились большего, чем я, закончили престижные вузы, работают,- это замечательно. Дети должны быть умнее своего учителя.
У меня есть ученик Данил Сидоров, мы общаемся с его родителями. Мне нравится их уровень культуры, воспитание, отношение к школе ребёнка. Когда он пришёл в 5 классе, глядя на него, я подумала, что хотела бы иметь такого сына, с этим ощущением и проработала до 11 класса. Сейчас он второкурсник медицинской специальности. Думаю, что его родители научили меня своим отношением тому, как надо воспитывать своего ребёнка. Глядя на стремление, Данила и его постоянной работе над собой надо сказать, что он преодолел все трудности и достиг желаемого результата. Я стараюсь воспитать так свою дочь. Она учится в 5 классе, и я преподаю в их классе математику. Чтобы вызвать заинтересованность в детях надо просто любить свою работу. Если ты любишь свою работу, то всё получается.
- Как часто вы слышите спасибо от учеников?
- Постоянно, у нас самая благодарная работа.
Фото из личного архива Евгении Леуновой