«О мужчинах и карьере современной женщины в мужской среде» – тема нередкая, но, если ее украсить мнением неординарной собеседницы, разговор, определенно, может стать интересным и запоминающимся. В канун весеннего праздника мы встретились именно с такой замечательной женщиной с примечательной судьбой, передает ИА El.kz
Мейрамгуль Кабдыгалиева – руководитель испытательной лаборатории АО «Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт», редкий профессионал с большим стажем в дорожной отрасли, душа любой компании, неисправимый оптимист, и, как говорится, спортсменка и просто красавица. В прошлом работник образования, она внезапно для многих ушла заниматься дорожным строительством. Довольно удивительный шаг, если учитывать, что прокладку и ремонт дорог всегда было принято считать исконно мужским занятием…
- Мейрамгуль Кенжегалиевна, с наступающим праздником 8 марта! Ваши коллеги говорят, что вы эдакая «зажигалочка» по жизни и в работе. Это многое объясняет. Но, все же, интересно: почему именно дорога?
- Когда встречаюсь со своими бывшими коллегами, они тоже задают вопросы: «а почему?», «как?», «ты ведь могла стать директором школы, руководителем образования!?».
Все просто – в тот момент так нужно было. В 2005 году в Казахстане появилась первая ипотека для учителей и врачей. Я получила 2-комнатную квартиру, но не потянула. В то время зарплата педагогов была не высокая, появились долги, с которыми надо было что-то делать. По совету знакомых решила во время летнего отпуска подработать на строительстве дороги. Лето – это самый разгар дорожного сезона, поэтому подрядчики хорошо платят и нуждаются в работниках. Провела последний звонок и рванула на заработки.
Вначале моя новая работа показалась мне сущим ужасом. Только представьте: после школы, где чисто и комфортно, а вокруг дети и женщины, я оказалась в большом и пыльном вахтовом городке где-то в степи, где 99,9% населения – рабочие мужского пола со специфическим общением и юмором.
Было страшно, некомфортно, и я порывалась уехать. Но, когда получила первую зарплату, тут же написала заявление об увольнении и отправила его факсом в школу.
Конечно, в таких ситуациях все зависит от самого человека. Где бы я не работала, всегда появлялось хорошее окружение. Но еще мне повезло с наставником. Начальнику нашего участка тогда было за 60, это был очень опытный, грамотный и авторитетный человек, которому выдалось строить дороги по всему СССР. Сан Саныч, как его уважительно называли сотрудники, относился ко мне как к дочери и сразу всем дал об этом понять, поэтому не обижали.
Начинала простой лаборанткой, работала и жила в степи с марта по ноябрь, без выходных. Со временем освоилась, работа понравилась. Она живая, настоящая, требует от человека постоянного движения, что очень подходит моему характеру. Поэтому решила остаться и развиваться в новой профессии. В 2006 году по собственной инициативе обучилась на курсах в КаздорНИИ. Затем получила профильное высшее образование в Казахском университете путей сообщения. В 2013 году, когда исполнилось 35 лет, решила, что пора «завязывать» со степью и переходить на нормальный график работы. Так я снова оказалась в КаздорНИИ, но теперь уже в другом статусе.
- Сколько вам было лет, когда ушли из школы?
- Всего 27.
- И в таком молодом возрасте вы уже были завучем школы?
- Я из семьи потомственных педагогов. Завучем стала после того, как заняла призовые места в районном, областном, а затем и на республиканском конкурсе лучших классных руководителей. Награду получала из рук Бырганым Айтимовой, которая тогда была министром образования, и актрисы Раи Мухамедьяровой, у которой самой первой в актерской карьере была роль классного руководителя в фильме «Менің атым Қожа»!
- Не жалеете, что оставили родовое дело?
- Будь у меня возможность прожить жизнь заново, ничего не стала бы менять. Я на своем месте. Работая завучем, конечно, мысленно строила для себя карьеру директора школы, руководителя горОНО, а может быть и министерства. Но, мы можем только предполагать, а Бог располагает. Младшие братья по моему примеру тоже решили переквалифицироваться в дорожников. Сейчас родные шутят, что я перевернула всю историю семьи.
- В канун международного женского дня хотелось бы задать вам несколько тематических вопросов. Сфера строительства дорог долгое время считалась сугубо мужской. Но, сейчас общество быстро меняется и многие стереотипы рушатся на глазах. Стала ли дорожная отрасль более привлекательной для женщин?
- В последнее время стало много женщин-сметчиц, лаборанток, сотрудниц производственно-технических отделов. Это радует. Это значит, что женщины больше не ограничиваются профессиональными стереотипами и чаще осваивают высокооплачиваемые технические профессии. Другой вопрос – на сколько они там задерживаются? Ведь рано или поздно встает вопрос о создании семьи…
- Ну а мужчины, по вашим наблюдениям, как реагируют на происходящее, готовы ли делиться своим делом с женщинами?
- Этот вопрос пока еще сохраняет актуальность. Продолжает «держать оборону» лишь старшее поколение, но таких мужчин становится меньше. А молодежь сейчас более интеллигентная, мыслит широко, открыто. Большое удовольствие наблюдать за тем, как она общается, говорит, как понимает и видит свое будущее. Традиционное воспитание в ней остается, и это замечательно, так как все должно быть в разумных пределах.
- Сколько женщин сейчас работает в КаздорНИИ?
- В данный момент в нашем штате 123 сотрудника. Кажется, что женщин у нас большинство. Руководящий состав в основном женский. И это большой плюс для института.
- Почему?
- В первую очередь, женщин отличает дотошность. А в науке это очень важно. Во-вторых, нестандартный подход. Мы гибче и, благодаря этому, быстрее приспосабливаемся к новым условиям. А когда работу нужно выполнить быстро и качественно, женщина даст фору мужчине.
- Сейчас вы заведуете испытательной лабораторией КаздорНИИ. Какова ваша личная миссия в дорожном строительстве?
- В первую очередь, своим личным примером хочу показать молодым людям, девушкам, что можно работать в дорожном строительстве, оставаясь, при этом, женщиной. Еще мне необходимо передать свои знания и опыт, которые когда-то получила от старших, новым поколениям. Поэтому сейчас я являюсь членом попечительского совета высшего колледжа транспорта и коммуникаций, читаю лекции будущим дорожникам, выезжаю в региональные университеты.
- Получается, совсем уйти от сферы образования не получилось?
- Да, можно и так сказать. Для меня важно оставить после себя доброе имя. Не мне судить о своем вкладе, но, могу уверенно сказать, что удалось подготовить хорошие кадры для лаборатории. Это действительно важный, чувствительный для нашей отрасли вопрос, так как в последние годы подготовке дорожных строителей в системе высшего образования уделяется мало внимания. Ну, и, конечно же, всегда было в приоритете - изменение отношения коллег к лаборатории. Наша служба – это передний край в дорожном строительстве. Все работы на этапе реализации проектов начинаются здесь. Мы отвечаем за качество строительства дорог и должны быть связующим звеном в структуре дорожно-строительных организаций. На любой работе стараюсь сплотить сотрудников и интегрировать их в коллектив предприятий. От новых работников требую достойно представлять лабораторию и дружить с другими отделами. Мы должны быть открытыми, чтобы все имели возможность обратиться к нам в любое время за помощью или с вопросом.
- Счастье – это когда с работы тянет домой, а из дома – на работу. Это ваш случай?
- Да, это про меня. Иногда в пятницу я радуюсь предстоящим выходным, а уже в субботу хочется на работу. За домашними делами у меня всегда рождаются новые идеи, которые хочется сразу же реализовать. Так я недавно решила попробовать себя в качестве депутата городского маслихата. Я просмотрела кандидатов от всех партий и не увидела среди них представителей сферы дорожного строительства. А ведь должен быть канал коммуникации между нами, налогоплательщиками, и теми, кто строит дороги. Как инженер-дорожник я могла бы послужить людям и внести свою лепту.
- Вы выдвигаетесь от партии или самостоятельно?
- 20 лет я не состояла ни в какой партии, кроме той, в которой была «по умолчанию». А в этом году, предварительно ознакомившись с программами новых и существующих партий, осознанно вступила в одно политическое объединение, чьи видение и программа мне близки по духу. В дальнейшем мне бы хотелось работать в этом направлении. Понимаю, что будет непросто, ведь это, по сути, общественная неоплачиваемая работа. Но, такова моя натура, не могу иначе.
- Наша редакция поздравляет вас с Международным женским днем и желает успехов на профессиональном поприще!