Юсуп Келигов: Наследие Абая – источник мудрости и просвещения

27 Января 2020, 08:27 2471
Успешность преобразований, о которых Президент Касым-Жомарт Токаев неоднократно заявлял на мероприятиях и встречах с участием политических и административных государственных служащих, представителей неправительственного сектора, молодежного кадрового резерва, всецело зависит от духовно-нравственных основ общества.

На важности духовного возрождения, необходимости обращения к лучшим традициям народа также акцентировал внимание Лидер нации Нурсултан Абишевич Назарбаев в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».


И в этом смысле наследие Абая Кунанбаева имеет непреходящую ценность. Его взгляды, размышления, многогранное творчество актуальны и сегодня. Абай известен как мыслитель, поэт, просветитель, переводчик, композитор. Он автор 30 песен. Особенно популярны в народе «Көзімнің қарасы», «Айттым сәлем, Қаламқас», «Желсіз түнде жарық ай» и «Қараңғы түнде тау қалғып». Высказывания великого Абая и сегодня служат для нас духовной поддержкой и нравственным ориентиром.

Қыс

Ақ киімді, денелі, ақ сақалды,

Соқыр-мылқау танымас тірі жанды,

Үсті-басы — ақ қырау, тусі суық,

Басқан жері сықырлап, келіп қалды.

Дем алысы — үскірік, аяз бен қар,

Кәрі құдаң — қыс келіп, әлек салды.

Ұшпадай бөркін киген оқшырайтып,

Аязбенен қызарып ажарланды.

Бұлыттай қасы жауып екі көзін,

Басын сіліксе, қар жауып, мазаңды алды.

Борандай бұрқ-сарқ етіп долданғанда,

Алты қанат ақ орда үй шайқалды.

Әуес көріп жүгірген жас балалар,

Беті-қолы домбығып, үсік шалды,

Шидем мен тон қабаттап киген малшы

Бет қарауға шыдамай сырт айналды.

Қар тепкенге қажымас қайран жылқы

Титығы құруына тез тақалды.

Қыспен бірге тұмсығын салды қасқыр

Малшыларым, қор қылма итке малды.

Соныға малды жайып, күзетіңдер,

Ұйқы өлтірмес, қайрат қыл, бұз қамалды!

Ит жегенше Қондыбай, Қанай* жесін,

Құр жібер мына антұрған кәрі шалды.

В своих философских трактатах как совестливый, думающий о судьбе родного края мыслитель он постоянно обращался к человеку и его предназначению. И, конечно же, Абай хотел видеть своих сородичей и соплеменников совершенными, трудолюбивыми, образованными.

Тучи мрачно окутали весь небосвод —

Это осень в дождях и туманах ползет,

И застывшую землю, от стужи дрожа,

Кобылица напрасно копытом скребет.

Знакомясь с его трактатами и притчами, изложенными в известном его произведении «Слова назидания», понимаешь, как любил Абай свой народ. Он считал, что только труд и знания могут возвысить душу человека, сделать его жизнь осмысленной, полноценной.

Для представителей этнокультурных объединений Ассамблеи народа Казахстана интересна трактовка Абаем понятия «единство». Он считал, что истинное единение людей по духу – это раздумья о положении народа, стремление улучшить его жизнь.


За свою 25-летнюю историю Ассамблея много сделала для укрепления общественного согласия и межэтнического единства в нашей республике. И это единство проявлялось в искренней заботе друг о друге, о тех, кто нуждался в помощи, в поддержке и внимании. Особенно важно, что в этот процесс сегодня активно включилась молодежь, волонтеры, ветераны.

Сегодня перед нами стоит ключевая задача – добиться неуклонного экономического роста, повысить качество жизни и благосостояние граждан страны. Эти цели будут достигнуты при условии духовно-культурного возрождения народа. За это ратовал великий сын казахского народа – Абай, 175-летие которого мы отмечаем в этом году.


Поделитесь: